Тема 2.2. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
1. Понятие, физиологические механизмы и виды эмоциональных переживаний. Индивидуальное своеобразие эмоций.
2. Негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) эмоциональные переживания: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.
3. Конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.
4. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Понятие «порока воли» в праве.
5. Общая характеристика мотивационной сферы личности.
6. Мотивация преступного поведения. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы.
7. Исследование психических состояний и свойств личности как предмет судебно-психологической экспертизы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
Изучая судебно-психологическое значение эмоций, воли и мотивов, следует повторить их общепсихологическую характеристику. Дайте классификацию эмоций. Особое внимание обратите на негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) и конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния. Раскройте их психологическое содержание, а также роль и значение в юридической практике:
- СПЭ эмоциональных состояний;
- индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к аффекту. Поводы к назначению. Аффект на почве простого алкогольного опьянения.
-СПЭ стрессовых состояний.
Дайте определения: психологическому понятию «воля»; понятию «порока воли» в праве. Выявите психологическое содержание и причины «порока воли».
Изучая структуру личности, выделите подструктуру направленности личности (мотивационная сфера). Дайте в связи с этим классификацию потребностей и мотивов. Рассмотрите осознаваемые мотивы поведения (интересы, стремления, убеждения) и неосознаваемые мотивы поведения.
Рассмотрите соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Изучите психологическую характеристику умышленных и неосторожных преступлений.
Изучая мотивацию преступной деятельности, соотнесите юридическое и психологическое понятие «мотива преступления».
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. - СПб: Питер, 2008. - 624с.
2. Еникеев, М. И. Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА, 2006. - 512 с.
3. Романов, В. В. Юридическая психология : учебник / В. В. Романов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2009. - 560 с.
Дополнительнаялитература:
1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004.- 166с.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко.- СПб: Прайм-Еврознак, 2004. - 672с.
3. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.
4. Полтавцева Л.И. Возможности психологии в преодолении противодействия расследованию преступлений // Вестник МВД. - 2005. № 4.
5. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. – СПб : Речь, 2004.- 240с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб : Питер, 2004.- 713с.
7. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. - СПб: Речь, 2004.- 304с.
8. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д : Феникс, 2007
9. Фрай О. Детекция лжи и обмана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
10.Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб: Речь, 2004. 114 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека.
2. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека?
Тема 2.3. Психология личности. Использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности
В юридической деятельности
I. Задания для самостоятельной работы
1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.
2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.
3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
Вопросы для обсуждения
1. Личность как междисциплинарный объект исследования. Понятие личности в психологии.
2. Биологический и социальный факторы развития личности. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника.
3. Психологические основы изучения и оценки личности преступника.
4. Темперамент: понятие; физиологические основы; характеристика различных типов темперамента.
5. Понятие о характере. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард и др.). Акцентуация характера.
6. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям.
7. Понятие и содержание визуальной психодиагностики.
8. Исследование индивидуально-психологических особенностей личности как предмет судебно-психологической экспертизы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию
Рассмотрите биологически обусловленную подструктуру личности и уясните понятие о темпераменте. Обратите внимание на свойства нервной системы как физиологической основы темперамента. Определите свойства темперамента. Составьте представление о типологии темпераментов, их психологической характеристике. Задумайтесь о роли темперамента в деятельности человека.
Определите отличие темперамента от характера. Обратите внимание на роль социальной среды в формировании характера.
Следует усвоить понятие о способностях, составить представление о соотношении между задатками и способностями, рассмотреть виды способностей.
Обратите внимание на социальную детерминированность индивидуального преступного поведения и криминологическую структуру личности преступника. Опирайтесь при этом на современные подходы к определению соотношения биологического и социального в структуре личности.
Рассмотрите понятие и структуру психических аномалий. Изучите проблемау криминогенности психических аномалий, их общую характеристику.
Изучите влияние алкоголя на психику, особенности изменений личности при алкоголизме, в том числе особенности женского алкоголизма.
Рассмотрите акцентуации характера как крайние варианты нормы, а также понятие психопатии. Изучите особенности судебно-психологической оценки психологических особенностей психопатических и акцентуированных личностей.
Обратите внимание на понятие патопсихологического синдрома, на характеристику основных патопсихологических синдромов и их криминогенное значение.