Социально-психологическая сущность религиозного катарсиса
В основе явления, именуемого катарсисом, лежит определенная закономерность смены эмоциональных состояний, определенная динамика чувств и переживаний. Понятие «катарсис» употреблял Аристотель, причем оно призвано было характеризовать динамику эстетических переживаний при восприятии греческой трагедии.
Эстетический катарсис состоит в том, что в процессе художественного творчества или восприятия произведений искусства отрицательные переживания преодолеваются и вытесняются положительными. В ходе катарсиса противоречивые, порой тяжелые и мучительные переживания, по выражению Л. С. Выготского, как бы находят свой разряд, что «приводит к их короткому замыканию и уничтожению». В результате возникает эмоциональная разрядка, чувство освобождения, «очищения».
Некоторые особенности динамики религиозных чувств в ходе богослужения и молитвы отмечались зарубежными психологами. «Вера и любовь, - писал Пол Джонсон (Американский исследователь), - изгоняют страх и отчаяние, превращая разрушительные эмоции в духовную энергию гармонии, доверия и мира». В этих словах отмечена реальная особенность протекания религиозных чувств: трансформация отрицательных переживаний в положительные. Еще У. Джемсписал, что общей психологической особенностью всех религий является переход от «душевного страдания» к постепенному освобождению от него.
Таким образом, динамика религиозных чувств при всем многообразии их индивидуальных проявлений обнаруживает и общую закономерность. Она состоит в том, что в процессе коллективного богослужения и индивидуальной молитвы происходит трансформация отрицательных переживаний в положительные, сопровождающаяся эмоциональной разрядкой, успокоением.
Богослужение или молитва, рассматриваемые с точки зрения их психологических функций, представляют собой своеобразныеспособы и средства снятия отрицательных переживаний, накопившихся у людей.Верующие обращаются к богу в надежде, что он избавит от страданий, неприятностей, болезней, удовлетворит их мольбы и желания. И т.к. они верят в реальность бога и его всемогущество, то молитва приносит им психологическое облегчение и утешение. Таков социально-психологический механизм религиозного катарсиса.
Существенным для социально-психологического анализа религиозного катарсиса является вопрос о факторах, которые формируют и стимулируют его.
- физические факторы
теснота в помещении, где проводится богослужение,
высокая концентрация в нем углекислого газа, который, проникая в легкие и кровь, снижает возможность коры больших полушарий контролировать физиологические и психические процессы, что способствует формированию экстатических состояний.
- пост.
Пост не случайно предписывается многими религиями как обязательная норма поведения. Ослабляя человеческий организм, пост создает благоприятные условия для усвоения верующим религиозных идей, образов и представлений, для воздействия на него проповедника.
Недоедание, недосыпание, искусственная изоляция от окружающего мира, своеобразный сенсорный голод (человек заключен в течение длительного времени в стенах своей кельи и имеет очень мало внешних впечатлений) — все это направлено к одной цели: сделать психику человека наиболее восприимчивой к воздействию церкви, проповедника или религиозной общины.
-Весьма многообразны и искусственные «психотехнические» приемы, применяемые непосредственно в процессе богослужения. Здесь и бесконечное повторение одних и тех же молитвенных слов, и пение, и ритмические телодвижения.
- Большую роль в интенсификации религиозных чувств молящихся в ходе богослужения играют такие социально-психологические функциональные системы, как внушение, подражание, эмоциональное заражение.
В условиях религиозной общины внушение приобретает специфические черты: оно служит средством укрепления религиозных верований и чувств в сознании человека. Как отмечает И.Н.Яблоков, внушающее воздействие оказывают поступки служителя культа, его мимика, жесты, но главным внушающим средством в ходе богослужения является слово.Для обеспечения максимального внушающего воздействия служители культа используют все выразительные средства речи — ритмику, интонацию, ударения, паузы. Аналогичные функции выполняют в религиозной общине подражание и эмоциональное заражение.Все перечисленные приемы воздействия в условиях коллективного богослужения интенсифицируют религиозные переживания верующих, способствуют возникновению у них экстатических и мистических состояний.
Отсюда ясен и общий вывод о главных источниках религиозного катарсиса, экстатических и мистических состояний верующих. Религиозный опыт не возникает самопроизвольно в недрах индивидуальной психики, а представляет собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой — результат приобщения индивида к динамическому стереотипу протекания религиозных эмоций (катарсис), приобщения, в основе которого лежат непосредственные психологические контакты и формы общения верующих.
Соотношение коллективного богослужения и индивидуальной молитвы.Динамический стереотип протекания религиозных чувств, именуемый катарсисом, присутствует в обоих случаях. Однако встает вопрос: что при этом является исходным, первичным — индивидуальная или коллективная молитва?
Ответить на это можно таким образом: и содержание молитвы, и динамический эмоциональный стереотип, лежащий в ее основе, не возникают спонтанно из глубин психики отдельного человека, а усваиваются им в процессе общения с окружающими его религиозными людьми. А это общение происходит либо в рамках религиозной группы во время коллективных богослужений, либо в семье, где ребенок обычно усваивает сначала чисто внешние образцы религиозного поведения, а затем уже «заполняет» эти внешние формы религиозным содержанием.
Состояние молитвенного самоуглубления создает психологическую иллюзию, что самый глубокий источник религии находится внутри человека. Но это только иллюзия. Одиночная молитва лишь «включает» психологический механизм, который свойствен верующему во время богослужения. В ходе индивидуальной молитвы верующий переживает те же основные фазы развития религиозных чувств, о которых речь шла выше, но чаще в ослабленном виде. Лишь у наиболее экзальтированных религиозных личностей одиночная молитва протекает так же напряженно и интенсивно, как и молитва коллективная.
Сучкова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук
«Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности»
Психологическая безопасность личности проявляется в психологической защищенности – устойчивом эмоциональном состоянии. Для психологической безопасности и защищенности важно субъективное восприятие, отношение, переживание личностью опасности и угрозы. Психологическая безопасность по отношению к окружающим проявляется в ценностях безопасности личности, социально-безопасном поведении.
Установлено, что религиозность детерминирует психологическую безопасность молодежи, направленную на социум. У религиозной молодежи более выражены ценности (в сознании и поведении): безопасность, доброта, универсализм, конформность – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других. В большей степени проявляется социально-безопасное поведение на микроуровне, по отношению к близким окружающим людям, чем на макро - по отношению к человечеству и природе в целом.
Религиозная молодежь по сравнению с атеистической переживает большую психологическую защищенность, т.е. они чувствуют, что могут себя защитить, чувствуют безопасность. Более выражены позитивные чувства по отношению к группам, в которые включены респонденты (семья, друзья, учебная группа): симпатия, доверие и ожидания помощи, защиты, уважения.
Автор приходит к выводу, что не стоит абсолютизировать значение религиозности для безопасности молодежи, его могут обусловить другие факторы.