II. ПРИЕМ «зеркало отношения»
I. ПРИЕМ «имя собственное».
Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека с которым предстоит общаться. Это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия.
Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения.
Его составляющие:
· Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
· Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят имя, то вольно или невольно, показывают внимание.
· Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда эти претензии не удовлетворены, мы ощущаем свою ущемленность.
· Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не привлечь внимания.
· Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.
· Человек всегда стремится к тому, кто или что вызывает у него положительные эмоции.
· Если нЕкто вызывает у нас положительные эмоции, то он невольно притягивает к себе, формирует аттракцию.
Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами к фразе «доброе утро» прибавить его имя или имя-отчество.
Стараясь зразу запомнить имя-отчество человека, с которым мы беседуем – мы вызываем приятное чувство, которое непременно вернется.
II. ПРИЕМ «зеркало отношения».
Ваш личный опыт общения подтверждает, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают.
Каков психологический механизм этого притяжения?
· Большинство людей искренне улыбаются своим друзьям, а не врагам.
· Если при общении с нами у человека доброе выражение лица, мягкая улыбка, то скорее всего это сигнал – Я ваш друг.
· Друг – это уже единомышленник.
· Одной из ведущих потребностей человека (пирамида Маслоу) Какая? Это потребность в безопасности и защищенности. Т.е. это уже удовлетворение одной из важнейших потребностей человека.
· Человек всегда стремиться к тому, что у него вызывает положительные эмоции, следовательно, это также формирует аттракцию.
Возникает вопрос. Умеете ли вы улыбаться тогда когда вам это необходимо, т.е по заказу? В нашем контексте легка улыбка – это и приветствие, это и сочувствие, и ободряющая, и сопереживающая. Если вам трудно улыбаться по заказу, начните с того, что хотя бы утром улыбнитесь своему отражению в зеркале.
III. ПРИЕМ «Комплименты».
Это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. Это один из приемов, формирующих аттракцию.
Существуют правила применения «золотых слов». Не зная этих правил, можно против своего желания навредить и превратить эти слова в банальность, в лучшем случае.
ü Необходимо отличать лесть от комплимента. («Тебе очень идет этот цвет». Или: «Ты самая красивая».) Необходимо знать, что лесть грубее комплимента и может быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится.
ü Так же хорошо бы знать, что нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала – это положительная оценка.
ü Комплимент всегда подразумевает наличие фактической основы. Недопустимо, чтобы комплименты противоречили фактам. Например, вы не спали всю ночь, у вас мешки и синяки под глазами, а вам говорят, что вы прекрасно выглядите. Это может восприниматься как насмешка.
ü Комплимент должен быть краток, содержать одну или две мысли, но не должен содержать поучений.
ü Хороший комплимент – это улыбка, хорошее настроение.
ü «Один смысл» - отражение только позитивного качества, избегание двойного смысла. Пример. «Слушая ваши беседы, я каждый раз поражаюсь вашей способности тонко остроумно уходить от ответа». Здесь нарушено правило – данное качество можно отнести как к положительному так и отрицательному.
ü «Без гипербол» - отражаемое качество в комплименте не должно иметь большого преувеличения. Пример. «Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности» - сказал руководитель, принимая отчет от подчиненного. Того эти слова не только поразили, но и изумили. Во-первых, за ним ходит сух, что он непунктуален, а во-вторых, что он не отличается аккуратностью. В-третьих, в данный момент не было повода для таких слов и не было причины.
ü «Высокое мнение» - важным фактором в результативности этого приема является собственное мнение человека об уровне отраженных в комплименте качеств. Предположим, что человек твердо знает, что уровень этого качества у него гораздо выше, чем сказано в комплименте. Пример. Предположим, человек прекрасно знает, что у него действительно феноменальная память. Вдруг он слышит: «Как вам удалось запомнить этот номер телефона? У вас блестящая память!» Это уже не комплимент, а банальность.
ü «Без дидактики» - это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендаций по ее улучшению. Пример. «Тебе следует быть активнее». «Умей отстаивать свои интересы». И т.д.
ü «Без претензий» -человек вовсе не стремится к совершенствованию данного качества. Более того, считает, что было бы плохо, если бы оно (позитивное качество) было выражено у него сильнее. Пример. Если человек считает, что делать комплименты выше его достоинства, то на слова: «Говорят, ты виртуозно делаешь комплименты» последует негативная реакция, он обидится.
ü «Без приправ» - последнее правило касается дополнений, которые нередко следуют за комплиментом. Пример. «Руки у тебя действительно золотые. А вот характер поганый».