Модель «эмоциональной близости»
Чаще всего инициаторами общения в семье являются дети, а не взрос-
лые. Разумеется, ребенок тянется к более эмоционально близкому взрос-
лому. Именно эмоционально близкий взрослый служит ему главным
партнером при общении. Следовательно, и сходство детей и родителей
между собой по уровню интеллекта должно определяться их эмоциональ-
ными отношениями. Ребенок будет более интеллектуально похож на того
родителя, с которым он более эмоционально близок, с которым он ин-
тенсивнее общается, которому подражает. В постсоветской семье эмоци-
онально ближе к ребенку мать, она же чаще несет ответственность за се-
мью. Практически все отечественные авторы отмечают большую эмоци-
ональную близость между ребенком и матерью. Иногда доминирует отец,
иногда — мать.
Но все ли решает эмоциональная близость? Столь же важную роль мо-
жет играть властный авторитет родителя или значение родителя как носи-
теля ответственности. Значимый взрослый может быть и образцом подра-
жания, и объектом общения. Образец подражания и объект общения не
всегда совпадают в одном лице.
Эти вопросы были рассмотрены в исследовании О.Н. Скоблик, выпол-
ненном под руководством В.Н. Дружинина. Для тестирования уровня об-
щего интеллекта был выбран тест Р. Кеттелла («Тест, свободный от куль-
туры»). С помощью методик «Рисунок семьи» в иллюстрации Г.Н. Хамен-
таускаса, теста семейных отношений (FRT), теста родительского отноше-
ния А.Я. Варги и В.В. Столина и специальной анкеты для родителей были
' Более подробно см.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Вита, 1995.
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
Рис. 15.2. Предпочтение даьми родителем |
определены эмоциональные отно-
шения между членами семьи. Глав-
ная трудность этого исследования
состояла в том, что нужно было из-
бавиться от массы внешних, допол-
нительных факторов, которые могли
бы повлиять на результаты. Группа
семей была отобрана таким образом,
чтобы они не отличались по возрас-
ту детей, социально-экономическо-
му статусу, региону проживания. В
исследование не были включены се-
мьи с различными типами дезорга-
низации. В частности, исследова-
лись только полные семьи, не рассматривались семьи с асоциальным по-
ведением одного или нескольких родителей и т.д.
Сопоставление данных, полученных с помощью опросника Варги и
Столина, показало, что отношение ребенка к родителям часто совпадает с
отношением родителя к ребенку. Так, более позитивное отношение к ре-
бенку проявлял тот родитель, который был для ребенка менее эмоциональ-
но значим.
Стиль родительского воспитания и тип отношения к ребенку может не
соответствовать отношению ребенка к родителю. Поскольку именно ре-
бенок является инициатором общения, он может не получать от родителя
эмоциональный отклик, адекватный своему отношению.
Кто же более эмоционально значим для наших детей?
В исследовании Скоблик девочки в 75% случаев предпочитают мать, а
в 24% случаях отца. Мальчики в 65% случаев выбирают отца, а в 35% слу-
чаев — мать (рис. 15.2).
В целом же 50% детей выбрали мать, а 44% — отца. Но чаще всего в
предпочтениях «работает» механизм полоролевой идентификации: дети
«выбирают» родителя того же пола.
Возможно и другое объяснение. Подобного рода исследования, прово-
димые в 60—70-е годы, давали иные результаты: и девочки, и мальчики
предпочитали мать. Кнут Пиппинг, исследователь из ГДР, еще в 1954 г. вы-
явил, что большинство детей молодых родителей (от 18 до 22 лет), незави-
симо от пола, считали, что им эмоционально ближе мать. Но в этом слу-
чае следует учесть трагедию Второй мировой войны.
В результатах Дружинина четко проявилась смена предпочтений, по
крайней мере, у мальчиков, воспитанных в постсоветской семье, по срав-
нению с детьми советской эпохи — возрастает эмоциональная близость сы-
новей с отцами и значимость отцов для детей.
Если такие исследователи, как К.Н. Волкова (1972 г.), подчеркивали ос-
лабление эмоциональной связи между отцами и детьми, связи с интенсивной
утратой отцами их реальных функций в семье и контактов (бытовых, нрав-
ственных, эстетических) с детьми, то ныне процесс пошел в иную сторону.
Семьяи интеллект
Таблица 15.5.
Внутрипарное сходство родителей и детей по показателям общих способностей
Сравниваемые пары | л | г |
Отец—дочь | 0,434 | |
Отец—сын | 0,426 | |
Мать—дочь | 0,524 | |
Мать—сын | 0,444 | |
Мать—ребенок | 0,484 | |
Отец—ребенок | 0,430 | |
Родитель—ребенок | 0,453 | |
Родители между собой | 0,366 | |
Более близкий родитель—дочь | 0,621 | |
Менее близкий родитель—дочь | 0,385 | |
Более близкий родитель—сын | 0,566 | |
Менее близкий родитель—сын | 0,337 | |
Более близкий родитель—ребенок | 0,584 | |
Менее близкий родитель—ребенок | 0,353 |
п — количество пар, г— коэффициент корреляции
Висследовании Скоблик подтвердилась известная гипотеза «ассорта-
тивности»: люди склонны жениться и выходить замуж за партнеров, сход-
ных с ними по уровню интеллекта. Не только «дурак дурака видит издале-
ка», но и «умная умного» и наоборот. Коэффициент корреляции уровня об-
щего интеллекта родителей 0,366 (положительный и значимый). Правда,
корреляцию можно объяснить и взаимовлиянием. Так, психолог Н.Н. Обо-
зов показал на основе результатов своих исследований, что длительное об-
щение в супружеских и дружеских парах приводит с сближению личност-
ных черт партнеров. Правда, сближение уровней интеллекта супругов пос-
ле их длительного семейного проживания не выявлено. Однако Обозов об-
наружил другой факт: те студенты, которые сохраняли дружеские отноше-
ния с 1-го по 5-й курс, сближались по профилю интеллекта.
Нетрудно заметить, глядя на табл. 15.5, что максимально сходны уров-
ни интеллекта матерей и дочерей (/•= 0,524). Дочь в русской семье воспи-
тывается как «вторая мама», максимально близка к матери и подражает ей
(до определенного времени, точнее до 14—16 лет).
Попытаемся использовать эти коэффициенты корреляции для решения
иной задачи — восстановления структуры эмоциональной близости в се-
мье. Ведь можно считать так: если в сходстве интеллекта членов семьи про-
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
является их эмоциональная бли-
зость, то по коэффициентам корре-
ляции интеллекта можно выявить
близость членов «среднестатисти-
ческой семьи».
Тогда получим следующую кар-
тину условных расстояний между
членами «среднестатистической»
семьи (рис. 15.3).
Получается, что сын в россий-
ской семье находится в худшем по-
ложении, нежели дочь.
Рис. 15.3. Эмоциональная дистанция между членами «среднестатистической» семьи |
Сравнение корреляций уровней
интеллекта сыновей и дочерей с более
или менее эмоционально значимыми
родителями показало, что независимо
от пола ребенка корреляции интел-
лекта детей и эмоционально близких
родителей выше. Следовательно, дело не в «материнском генетическом эф-
фекте». Просто мать чаще эмоционально ближе к детям, чем отец (о чем сви-
детельствуют и наши данные). Более того, различия корреляций оказались
статистически значимы при высоком уровне достоверности.
Отсюда следует и другой вывод: идентификация с родителем того же пола
имеет важное значение для формирования ряда личностных качеств, но не
имеет практически никакого значения для формирования когнитивных спо-
собностей. В последнем случае работают совершенно иные механизмы.
Ясно одно: передача культурного опыта, интеллектуального потенциа-
ла осуществляется в семье при взаимодействии ребенка и взрослого. Есть
данные о взаимосвязи отношений между супругами и их отношением к ре-
бенку. Существуют и данные, касающиеся связи уровня развития детей с
качеством взаимоотношений родителей в семье. Дискомфорт в супруже-
ских отношениях приводит к замедлению развития ребенка (не только лич-
ностного, но и интеллектуального). Отношения между родителями особен-
но сильно влияют на умственное развитие маленьких детей — от 3 до 4 лет.
И все же когнитивное развитие (по Пиаже) в большей мере зависит от
того, как родитель справляется с обучением ребенка в ходе общения, не-
жели оттого, как родители относятся друг к другу. П.И. Керич в 1990 г. про-
водил исследование влияния семейных взаимоотношений на отношение
к ребенку и выявил, что на развитие ребенка влияет «стиль речевого об-
щения» родителей.
В 1975 г. Р. Пломин и Д.С. Де Фриз проводили исследования 200 семей
с приемными детьми и стольких же контрольных семей. Им удалось уста-
новить, что умственное развитие детей определяется психологической го-
товностью родителей к контактам с детьми. И более того, оказалось, что
дети тех родителей, которые проявляли эмоциональную и вербальную го-
товность к общению со своими годовалыми детьми, через год показали бо-
Семья иинтеллект
лее высокий уровень интеллектуального развития. Данные Дж. Горна
(1982) свидетельствуют о том, что от дружественной семейной среды за-
висят в первую очередь показатели невербального (пространственно-прак-
тического) интеллекта.