Биография Валентина Распутина
Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года вИркутской области, в посёлке Усть-Уда. В 1959 году окончилисторико-филологический факультет Иркутского университета. Работалкорреспондентом в местных газетах Сибири. Корреспондентские впечатления нашлисвое отражение в его первых книгах рассказов и очерков.
Всесоюзную известность Валентину Распутинупринесла повесть “Деньги для Марии”. Сюжет заключался в поиске денег длядоверчивой и не искушенной в бухгалтерских делах продавщицы сельской лавки,обвиненной в растрате. Писатель психологически глубоко раскрыл характеры самыхразных людей, показал как нравственные вершины, так и глубины человеческогопадения. В большей части повестей Распутина именно женщины – главные героини(Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»).
Последующие повести “Последний срок” (1970),“Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976) закрепили за писателем славуодного из лучших представителей так называемой “деревенской прозы ”. Повесть«Живи и помни» впервые была опубликована в журнале «Наш современник» за 1974год. В 1977 году Валентин Распутин удостоен за неё Государственной премии СССР.
В начале 80-х годов писатель создал циклрассказов “Век живи – век люби”, “Что передать вороне?”, “Наташа” и другие, вкоторых отошел от деревенской тематики, хотя и остался верен нравственнымпроблемам.
Результатом наблюдений над далеко не лучшимиизменениями в жизни деревни и нравственности людей стала публицистическаяповесть “Пожар” (1985). Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселкеСосновка на берегу Ангары горят склады. Люди пытаются хоть что-то спасти отогня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершаюттот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т. е. человек и все, чтос ним происходит. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находитпокоя, мечется, болит, стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, икаковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой, требуя ответа.Это произведение показывает, что люди по своей натуре двулики. В обычной жизниони ведут себя нормально, но как только подворачивается случай, показывают всюсвою сущность. И под час то, что открывается, не всегда является хорошим.
В последние годы Валентин Распутин целикомпосвятил себя решению актуальных проблем современности: экологических,нравственных, литературно-организационных. Увидели свет его очерки и статьи наэти темы, а также главы публицистической книги “Сибирь, Сибирь…”.
2. Художественный мир писателя
Произведения современных писателей остроописывают нашу повседневную обыденную жизнь, показывая ее недостатки иопущения, а также и сильные стороны в поведении людей. Писатели на разныхэпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показатьпозитивные и негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. ИВалентин Распутин является одним из таких писателей.
Творчество Валентина Распутина довольно частопротивопоставляют “городской прозе”. И действие у него почти всегда происходитв деревне, и главные герои, точнее героини, в большинстве случаев “старинныестарухи”, и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, чтобезвозвратно уходит из жизни.
Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедливозаметил, что между “городским ” Ю. Трифоновым и “деревенским” В. Распутиным привсем их различии много общего. Оба взыскуют высокой нравственности человека,обоих интересует место личности в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жизнина современную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, “железных” деловыхсуперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначениичеловека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя иделают это глубоко индивидуально.
Сюжет каждой повести Валентина Распутина связанс испытанием, выбором, смертью. В “Последнем сроке” говорится о предсмертныхднях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смертьвысвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь, самой старухи. В“Живи и помни” действие переносится с 1945 год, когда так не хотелось умеретьна фронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. В центре вниманияписателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем,так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной. В “Прощании сМатерой” описываются затопленные острова, на котором расположена стараясибирская деревня, для нужд ГЭС, последние дни перед потопом стариков и старух,оставшихся на Матере. В этих условиях обостряется вопрос о смысле жизни, осоотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.
Во всех трех повестях Валентин Распутин создаетобразы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, егофилософского мироощущения, литературных преемниц шолоховской Ильиничны исолженицынской Матрены, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы.Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство виныбез вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным.
Старикам и старухам, носителям народной памяти,во всех повестях писателя противостоят те, кого, используя выражение из повести“Прощание с Матерой”, можно назвать “обсевками”.
Пристально вглядываясь в противоречиясовременного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям –“деревенщикам”, видит истоки бездуховности в социальной действительности(человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужихрешений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самойличности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такиминациональными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Всеэти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются влирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие своюдуховность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаяниемэтих понятий.
От повести к повести в творчестве ВалентинаРаспутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.
И все же писатель верит в духовное здоровьерусского народа, передавая свою веру в образах-символах, таких как солнце,таинственный зверек и т. д.
В произведениях Валентина Распутина наблюдаетсяпротивопоставление сочного народного языка бездуховной казенной речи. Любимыеперсонажи писателя говорят живым образным языком, не лишенных и диалектныхслов. В кульминационных сценах их речь становится афористичной, близкой кпословицам и поговоркам, воплощающим народную мудрость.
Позднее творчество писателя претерпелонекоторые стилевые изменения. В некоторых рассказах “Век живи – век люби” и“Что передать вороне?” писатель, развивая уже освоенные им психологические исимволические художественные приемы, одновременно преодолевает границы сугубогожизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинствебытия человека, о связи самых различных явлений с законами Космоса, остремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о его ответственности задуховное и физическое падение.
С другой стороны в рассказах “Век живи – веклюби”, “Не могу-у” и особенно в повести “Пожар” превалирует авторскийпублицистический пафос. Вместе с тем главный герой повести – шофер ИванПетрович Егоров не является лишь рупором авторских идей. Это вполнераспутинский персонаж: человек совестливый, не столько обвиняющий земляков,сколько казнящий себя. Пожар помог ему преодолеть нравственную усталость,отбросить малодушную мысль об отъезде. И здесь автор, оставляя финал открытым,тем не менее дает понять читателю, что жизнь не окончена, что его герой вышелиз обрушившегося на него испытания более закаленным, что он еще поборется.
3.Повесть “Живи и помни”
В любом художественном произведении заглавиеиграет очень важную роль для читателя. Название повести “Живи и помни”наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова“Живи и помни” – говорят нам, что все то, что написано на страницах книги,должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека.
События, описанные в повести, происходят зимой1945 года, в последний военный год, в деревне Атамановка. “…Атамановка лежалана правом берегу Ангары и была всего на тридцать дворов – не деревня, адеревушка”. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще болееустрашающее – Разбойниково. “… Когда-то в старые годы здешние мужикине брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Ленызолотишников”. Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными иразбоем не промышляли, поэтому деревню и переименовали. Но вот в мирную жизньрусских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная Война.
Война… Само слово говорит нам о беде и горе,о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во времяэтой страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, чтосражаются за свою землю, за своих родных и близких, за свою родину. Смерть —это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека. Именно обэтом рассказывает повесть Валентина Распутина «Живи и помни».
На фоне девственной и дикойприроды деревни Атамановка происходит основное событие повести – предательствоАндрея Гуськова. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну иАндрей. Во время войны этот человек не раз был ранен и контужен.
“Ему довелось испытать всё: итанковые атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные лыжные рейды, иизнуряюще долгую, упрямую охоту за “языком”. Летом сорок четвертого годаГуськов в который раз попал в госпиталь. После выписки ему разрешили на десятьдней поехать домой, но “когда пришло время, которого он так с нетерпеньем ждал,его оглушили: на фронт”. Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни былаобида и злость на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома.Поэтому Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село,став дезертиром, придумав себе оправдание, что “он не железный: больше трех летвойна – сколько можно!”.
В повести нет детективного сюжета, немногогероев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. Валентин Распутинспециально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со среднимиумственными и духовными способностями. Он на фронте добросовестно выполнял всесолдатские обязанности и воевал только с одной мыслью: закончится война и онувидит всех родных – отца с матерью и Настену. Это ему и помогало держаться вгоды тяжелой войны.
Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось.Время долгожданной встречи никак не наступало, Андрей замучился ждать. В концеконцов он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и вмыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказаласьсильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становитсяроковым и переворачивает жизнь героя и его семьи.
Когда Андрей оказался около родного дома, оносознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперьему всю жизнь предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, боятьсякаждого шороха.
Эта повесть не только о том, как солдатстановится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны,убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только опобеде, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней.Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всехсвоих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувствабыли очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная нагибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и допоследнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.
Трагедия повестиусиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собойон уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Жена его –Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек осталсяжив.
Поступок Андрея изменилвсю жизнь Настены: порушились все ее мечты. Теперь она находится под властьюсвоих чувств и любви. Она не могла действовать по иному пути, не подчиняясьсвоим чувствам и воле судьбы. Настена любит и жалеет Андрея и принимает на себяего вину. Она считает, что не имеет право осуждать мужа: если судьбе такугодно, значит так и должно быть и никак иначе. Она, наоборот, пыталась спастимужа, никому не говорила о нем, как он и просил. Приносила ему в зимовье еду идругие необходимые вещи. Настена пыталась образумить и показать ошибку своегомужа, но делала это любя, не настаивая и, в конце концов, соглашалась с выборомАндрея. Но тем не менее продолжала задавать себе один и тот же вопрос: “А какже дальше-то жить?”
Как и ее муж, Настена — жертвавсесокрушающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена —жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких,осуждение соседей и даже наказание. Все это вызывает у читателя бесспорноесочувствие. “Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила,что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годыостановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла своюжизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал,перемешал, сбил со своего порядка — об этом Настена не могла не догадываться.Теперь приходилось думать не о счастье — о другом. А оно, напугавшись,отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось — ни пути ему, казалось, оттуда,ни надежды”. Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждомучеловеку дано пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ейпостоянно приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать,что говорить односельчанам и Михеичу с Семеновной.
Михеич, типичный для деревенской жизни образ, иего жена – консервативно строгая Семеновна - это родители Андрея Гуськова. Уних в доме и жила Настена, пока Андрей был на войне и четыре года с Андреем довойны. Настена им всячески помогала по дому и делала все сложные дела.
В этой повести сопоставляется благородствоНастены с одичавшим умом Андрея Гуськова. На примере того, как Андрей научилсявыть по-волчьи и набрасывается на теленка и убивает его видно, что он потерялчеловеческий образ, полностью отошел от людей.
Автор вводит в повесть “Живи и помни” многоразмышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея сНастеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но иразмышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четко выделяется границамежду прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, чтораньше они жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостныхслучаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это былосовсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как этоможно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом идрузей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться! Нодругого пути у них нет и герои это понимают. Стоит заметить, что в основномНастена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что будет. Онипытаются прогонять мысли о будущем и живут настоящим. Настена все еще надеется,что Андрей передумает и вернется в деревню, ведь все можно стерпеть, еслидержаться всегда вдвоем. Но Андрей с этим не согласен. Он понимал, что Настенетяжело и даже хотел уйти, оставив ее одну продолжать жить дальше, но Настенадаже обижалась на эти слова и говорила, что останется вместе с ним. Напротяжении всех встреч герои томятся своими размышлениями не от тоски ибезделья, а желая понять назначение человеческой жизни.
Повесть заканчивается трагической смертью Настеныи ее не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью – жизнью вдали отвсего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это всепридумала сама. “Голова действительно разламывалась. Настена готова быласодрать с себя кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться – не о чем ейдумать, некуда шевелиться. Хватит… Устала она. Знал бы кто, как она устала икак хочется отдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написалэтого слова – утонула. Он описал все это образными словами. “Далеко-далекоизнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов –“жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть – жуткая, потому что этовсе же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от всех ее мученийи страданий.
6. Заключение
Жизнь во время войны и ее конец отразилась исказалась на жизни деревушки Атамановки, все ее радостные и печальные стороны.Радостные моменты – это те, когда мужики возвращались с войны, празднованиепобеды.
Велики и многообразны образы, описываемыеВалентином Распутиным. Здесь мы видим образы деда Михеича и его жены Семеновны.Солдата Максима Вологжина, мужественного и героического, не жалевшего сил,сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русскойженщины - Надьки, оставшейся после войны одной с тремя ребятишками. Судьба,которая ей досталась – не легкая, но она это вытерпела. И это подтверждает силуженского характера. Несмотря на тяжелую долю, выпавшую ей, она еще и поддерживалаНастену в трудную минуту. Образ Иннокентия Ивановича, сующего везде свой нос,что, возможно и погубило Настену.
Все эти образы и их жизнь переплетаются вповести “Живи и помни”. И читатель может проследить как их характеры иповедение меняется с первой и до последней страницы, кто остается верен своимвзглядам, а кто нет.