Основные новообразования в личности подростка
Чувство взрослости ß осознание сдвигов в физ. развитии, изменение соц. положения, изменение отношения взрослых, половое созревание
Становление отношений между подростком и взрослым. Потребность в самоутверждении. Формируется и развивается самосознание. Эмоции отличаются большой силой и трудностью управления. Ведущая деятельность – общение. Мышление абстрактно, становится рефлексивным, критичным. Усиление произвольности памяти и внимания.
Формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте (10-12 – 14-15)
Появившееся чувство взрослости определяет стремление подростка, его соц. активность, переживания. Оно делает подростка более восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения существующих в мире взрослых. Становление новых отношений между подростком и взрослым (формы протеста: открытое непослушание, скрытность)
Потребность в общении со сверстниками. Потребность проявления чувств. Школа, не столько место учения , сколько общения
Мотивы учения: социальные, познавательные, личные.
Сдвиг в развитии профессиональных намерений.
Взаимоотношение подростка со взрослыми и сверстниками. Дружба в подростковом возрасте.
Чувство взрослости àстановление отношений между подростком и взрослым
Формы протеста: открытое непослушание, скрытность
Необходимо установление новых равноправных отношений
Потребность в обществе сверстников (равноправие)
Отношение в семье: диктат, опека конфронтация, сотрудничество, мирное сосуществование
Психология обучения. Психологические обоснования индивидуализации обучения
Психология обучения изучает психологические закрытости процесса обучения, т.е. совместной деятельности ученика и преподавателя по организации усвоения опыта.
Потребность в познавательной деятельности сопровождается радостью от умственного труда , основа – потребность в новых впечатлениях
Потребность в успехе. Чтобы ребёнок хорошо учился должны быть сформулированы познавательные процессы: память, мышление, внимание
Умственное развитие можно представить: знанияàинтел. умения àкачества ума
Проблемное обучение.
Индивидуализация обучения. Учащиеся отличаются обучаемостью – индивидуальной восприимчивостью к обучению: высокая, сред., низкая
Есть врождённые способности, влияющие на особенности обучения, объём и прочность запоминания.
Общее понятие о психологии воспитания. Изучение личности учащегося в процессе воспитания.
Психологический смысл методов воспитания
Психология воспитания- особая отрасль пед. психологии, которая исследует психологическую сущность воспитательного процесса.
Предмет психологии воспитания à формирование личности в процессе вопитания
Конкретные задачи:
- изучение взаимодействия целенаправленных воспитательных мер с внутренними психологическими особенностями человека
- изучения процесса возникновения новых образований личности
- разработка псих. характеристики возрастных особенностей ребёнка
-изучение взаимодействия воспитателя и воспитуемого
Структуры личности складывается под влиянием общественных отношений и наследственных факторов
Психологический смысл методов воспитания
Методы воспитания – целенаправленные действия педагога по отношению к отдельному воспитаннику или целому детскому коллективу
ü любой метод имеет успех, если опирается на имеющиеся у ребёнка потребности. Однако мотивы и потребности тоже подлежат формированию
ü успех действия зависит не только от смысла, который вкладывает воспитатель, но и от того, что видит воспитанник
Смысловой барьер - непонимание, нахождение разных смыслов
ü причина смыслового барьера – неучёт мотивов поступков ученика
ü требования определённого поведения от ребёнка должно сочетаться с научением его этим формам поведения
Психические особенности общения учителя с учащимися младшего, среднего и старшего возраста
Нужно учитывать особенности каждого возраста
· младший школьный возраст – трудности с изменением образа жизни , особенности психических процессов – непроизвольность
· подросток – отношение как к равному компетентность учителя
· старший школьный возраст – выработка взглядов и убеждений, формирование мировоззрения, общение со взрослыми, активные и самостоятельные формы деятельности
Личность учителя в педагогическом процессе
Пед. деятельность – одна из сложнейших областей человеческого труда (Даже специалисты не могут научить других тому, что знают и умеют сами.)
Нужно знать не только ЧТО учить, но и КАК
Деятельность учителя состоит из 3 компонентов:
1. конструктивный (продумать урок)
2. организационный (организаторский) – (провести урок)
3. коммуникативный – общение с учениками, родителями, коллегами
Учёт особенностей возраста