Основные источники возникновения педагогической психологии
РАЗДЕЛ I. Методологические и общетеоретические проблемы педагогической психологии.
ТЕМА: История становления педагогической психологии.
План.
Зарождение и основные этапы развития педагогической психологии.
Основные источники возникновения педагогической психологии.
Зарождение и основные этапы развития педагогической психологии.
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания детей, психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических коллективов.
Вопрос о дате и месте рождения педагогической психологии, как и любой другой научной дисциплины, окутан тайной, и открытие этой тайны осложнено многими обстоятельствами. Самая большая сложность кроется в неясности ответа на вопрос о том, какой этап развития науки следует считать началом ее автономного существования.
Большинство российских специалистов в области истории психологии (М.Г.Ярошевский и др.) и педагогической психологии (И.А.Зимняя, Н.Ф.Талызина) связывают возникновение пед.психологии с потребностями педагогической практики. Они полагают, что педагогическая психология должна вести свою родословную от работ Хуана Луиса Вивеса (1492-1540), Яна Амоса Коменского (1592-1670), Джона Локка (1632-1704) и их современников. Таким образом, временем рождения педагогической психологии предлагается считать период возникновения в Европе первых ростков массового образования, вызвавших к жизни попытки теоретического осмысления педагогических проблем.
В истории это время характеризовалось первыми буржуазными революциями в Европе. Зарождение новых производственных отношений и появление новых средств производства привели к подъему экономики. Этот подъем вызвал к жизни новые формы образования. Все это дало мощный импульс развитию пед.мысли, а вместе с ней интенсифицировались попытки теоретического осмысления психологических закономерностей образовательной деятельности.
Этапы развития педагогической психологии:
I этап «общедидактический»: период с середины XVII до конца XIX в.
Развитие пед.психологии представлено преимущественно теоретическими изысканиями ученых-педагогов, пытавшихся осмыслить образовательную практику. Кроме уже названных авторов к нему относят таких выдающихся мыслителей, как Жан Жак Руссо (1712-1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Иоганн Гербарт (1776-1841), Адольф Дистервег (1790-1866), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), Петр Федорович Каптерев (1849-1922) и др.
По словам И.Г.Песталоцци необходимо психологизировать педагогику.
Круг изучаемых проблем: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика; способности ребенка и их развитие; роль учителя, его личности; организация обучения.
В 1876-1877 гг. вышла в свет книга П.Ф.Каптерева, на обложке впервые было обозначено «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» - с этого времени данное понятие вошло в науку.
II этап: конец XIX до середины XX в.
Этот период связан с начавшимся процессом оформления пед.психологии в самостоятельную отрасль знания. Данный этап представлен трудами таких видных исследователей, как Альфред Бине (1857-1911), Джон Дьюи (1859-1952), Эдвард Ли Торндайк (1874-1949), Павел Петрович Блонский (1884-1941), Лев Семенович Выготский (1896-1934) и другие.
Важной вехой явилось открытие в 1901г. при Педагогическом музеи Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга первой в России «Лаборатории экспериментальной педагогической психологии», которая довольно быстро стала ведущим центром научных психологических исследований в Российской империи (например, психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения; особенности научения и др.).
В 1908г. Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) и Григорий Иванович Россолимо (1860-1928) организовали в Москве психологическую лабораторию, впоследствии ставшую крупнейшей в России (например, Г.И.Россолимо разработал признанную во всем мире методику оценки детской одаренности ").
Ученые Франции, Германии, США, России разрабатывают специальные педагогические системы (например, система М.Монтессори, Вальдорфская педагогика), открывают лаборатории, на базе которых изучают физические, душевные способности ребенка, отрабатывают методики отбора детей в специальные школы для умственно-отсталых детей.
В этот период развивается тестовая психология, психодиагностика, которая начала использоваться для контроля знаний и умений обучающихся, а также управления учебным процессом.
III этап: середина XX в. по настоящее время.
Основанием для выделения этого этапа является создание ряда психологических концепций учения. Выдающиеся представители: Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Жан Пиаже (1896-1980), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988), Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) и др.
Основные источники возникновения педагогической психологии.
Для понимания современного состояния пед.психологии вопрос о том, из каких истоков изначально проистекает психолого-педагогическое знание, представляет большой интерес.
Можно выделить 3 основных источника возникновения педагогической психологии:
1. Практика: как образовательная, ориентированная на обучение и воспитание, так и практика, связанная с разными сферами жизни отдельного человека.
2. Теология и философия: на протяжении многих веков изучением закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности занимались богословы (теологи) и философы.
3. Естественные науки: исследования в области естественных наук, и прежде всего биологии и медицины.