Личностное самоопределение стариков
Как утверждение собственного достоинства
К сожалению, в условиях нынешней России в подавляющем большинстве случаев все это остается лишь пожеланием. Как это ни покажется странным, но в условиях явного невнимания к проблемам стариков (а также к проблемам детей, материнства, инвалидов и вообще Человека) появляется возможность активизировать самих стариков для легальных форм борьбы за собственные права. Как уже отмечалось, в этом случае у стариков будет реализовано настоящее чувство собственного достоинства, ведь они сами начнут решать свои проблемы. В ситуации же, когда «добрая» власть «когда-нибудь», «вдруг») обратится к проблемам пенсионеров и начнет за ними «ухаживать», чувство собственного достоинства будет реализовано разве что у тех пенсионеров, которые в силу слабости и болезней просто не могут сами себя обслужить.
Мы еще раз возвращаемся к предположению о том, что для полноценной жизни (а в старости жизнь также должна быть полноценной) необходима «жажда жизни», а не просто ожидание того, что кто-то «добрый», «хороший» И «честный» решит все проблемы. В этой связи уместно вспомнить представление о смысле жизни известного слепо-глухонемого ученого-инвалида А.В. Суворова, сумевшего преодолеть своей недуг и защитить докторскую диссертацию по психологии: «... только понимание, сочувствие, любовь могут придать не просто вкус к жизни, а неумолимую ее жажду... жажда жизни - это и есть главный, если не единственный мотивационный механизм воли к жизни как самомобилизации (особенно в экстремальных ситуациях»). Но жажда жизни - это прежде всего активная жизненная позиция, в том числе и в борьбе за свои собственные права, а может, и за права всех жителей России, если уж более молодые люди ничего не могут сделать для процветания своей несчастной страны.
Хотя это и печально признавать, но в немалой степени надежда на улучшение жизни зависит от самих стариков, а для самих стариков это не самый плохой вариант поиска смысла в своей жизнедеятельности. Будем надеяться, что не все из них готовы смириться со своим нынешним положением и еще готовы побороться за свое достоинство.
.
Я. Стюарт-Гамильтон
Определения старения[57]
Существует удивительно большое число методов описания возраста человека. Например, старение можно описать в терминах процессов, которые влияют на человека по мере их развития. Они могут быть разделены на относительно удаленные по времени события (например, потеря подвижности из-за перенесенного в детстве полиомиелита), так называемые удаленные результаты старения,и близкие по времени (например, потеря подвижности из-за сломанной ноги), или ближайшие результаты старения.Кроме того, старение можно определить в терминах возможности приобретения особых признаков старости. Универсальные черты старения— это те, которые появляются у всех людей в старческом возрасте (например, морщины), в то время как вероятные черты старениявполне возможны, но не универсальны для всех (например, артрит). Эти термины можно противопоставить подобным им понятиям первичного старения(возрастные изменения организма) и вторичного старения(изменения, которые происходят довольно часто, но не являются обязательным сопровождением старения). Некоторые исследователи добавляют третий термин — третичное старение— для обозначения быстрого и заметного ухудшения физического состояния человека, непосредственно предшествующего смерти.
Другой метод определения старения состоит в разделении на раннюю и позднюю зрелость. Однако переход от одной зрелости к другой происходит постепенно ив течение долгого времени, поэтому любое измерение будет в некоторой степени произвольным. Это утверждение напоминает подобную проблему в науке: Как можно разделить континуум? Например, если мы рассматриваем цветовой спектр, очевидно, что существуют полоса красного и полоса оранжевого цветов, но они сливаются друг с другом. В какой точке на этой красно-оранжевой полосе мы можем точно сказать, что красный цвет перешел в оранжевый? Подобным образом как мы можем сказать, в какой момент человек переходит из «среднего» возраста в «пожилой»? Несмотря на расхожее выражение, человек не становится старым за одну ночь. В течение нескольких лет можно наблюдать, как меняются физические и интеллектуальные характеристики человека, но было бы трудно точно указать тот момент в этом процессе, когда порог был несомненно перейден. Вот почему широко распространенное измерение биологического возрастатак неудовлетворительно. Биологический возраст — это лишь показатель, насколько стар человек. Однако это в основном произвольно выбранная мера. Знание о том, сколько раз Земля обернулась вокруг Солнца, с тех пор как человек родился, не говорит нам ничего об этом человеке, пока мы не соотнесем этот промежуток времени с другими, более важными изменениями. Фактически возраст при некоторых обстоятельствах вообще может быть плохим показателем. Например, он слабо соотносится с физическими изменениями. Можно представить себе 75-летнего человека, который выглядит типично для людей пожилого возраста (седые волосы, морщины и т. д.), но можно вспомнить также и «хорошо сохранившихся» людей, у которых не появились эти признаки (вечно юные),и молодых людей, которые выглядят преждевременно состарившимися. Важно заметить, что последнее явление нужно отличать от крайне редкого заболевания, при котором старение чрезвычайно ускоряется. Эти заболевания включают в себя прогерию(или синдром Хатчинсона—Гилфорда),когда пациент начинает быстро стареть в раннем детстве и обычно умирает до 20 лет, а также синдром Вернера,который развивается в юношестве (больные обычно умирают в 40 лет). В обоих случаях у больных развиваются физические признаки и симптомы, которые похожи на черты старения, но остается открытым вопрос, в самом ли деле это ускоренное старение или болезнь просто случайно схожа с симптомами старения (Bergeman,1997; Hayflick, 1994). Однако даже исключая эти необычные случаи, биологический возраст нельзя рассматривать как надежный показатель.
Другим распространенным критерием является социальный возраст.Этот термин демонстрирует, какое поведение ожидает общество от человека в определенном биологическом возрасте. В некоторых современных обществах, а также в большинстве исторических, долгая жизнь рассматривается (и рассматривалась) как награда за добродетельное поведение (Gruman, 1966; Minois, 1989). Два из наиболее распространенных поверья, появившихся на основе этого понятия, были квалифицированы как допотопный и северный мифы о старении— убеждения, что в древние времена или в очень удаленных землях соответственно существо вал/существует добродетельный народ, живущий невероятно долго. В современном развитом обществе приняли другую точку зрения. Старость рассматривается не как награда, а как вынужденный отдых. Таким образом, западные культуры ожидают от тех, кому за 60, степенного поведения, спокойной жизни, и неудивительно, что на начало этого периода часто указывает уход на пенсию или в отставку. Следовательно, биологическим возрастом, в котором начинается «старость», зачастую называют промежуток между 60 и 65 годами (хотя в некоторых обществах эта цифра может колебаться от 50 до 70; см. Decker,1980). Большинство геронтологов(люди, изучающие процесс старения) также склоняются к цифрам 60-65 для обозначения начала старости или порогового возраста(например, Bromley, 1988; Decker, 1980; Kermis, 1983; Rebok, 1987; Ward, 1984). Но причина этого не только в стремлении соответствовать западноевропейским стереотипам, а также и в том, что примерно в пороговом возрасте многие психологические и физические изменения имеют тенденцию обнаруживать себя, как мы это увидим далее. В этой книге пороговый возраст выбирается свободно в промежутке между 60 и 65 годами. Это эмпирическое определение сознательно сделано нечетким; посему повторим уже сделанные выше предупреждения:
а) не существует одного определенного момента во времени, когда человек
становится старым;
б) в любом случае биологический возраст является произвольным и не очень
точным критерием, так что использование одной цифры для определения
порогового возраста придавало бы ему обманчиво объективный статус.
Далее, некоторые исследователи разделяют пожилых людей на молодых пожилыхи старых пожилыхлюдей (или на «молодых старых» и «старых старых»). Однако точный возраст, выделяемый для этих подгрупп, может варьироваться от автора к автору. Некоторые считают, что термин «молодой пожилой» описывает человека в возрасте 60-75 лет, а «старый пожилой» — это тот, кто старше предыдущей группы, но другие исследователи выбирают различные промежутки для тех же понятий (например, 60-80, или 65-80, или 65-75 для группы престарелых). Поэтому мы советуем быть осторожными при чтении докладов, использующих данные термины. Еще один вариант на ту же тему (Burnside, Ebersole and Monea, 1979) предлагал категории: «пожилой» (60-69), «престарелый» (70-79), «старый» (80-89) и «дряхлый» (90 и более).Представляется, что это всего лишь новая и бесполезная попытка представить синонимы для понятий «шестидесятилетние», «семидесятилетние», «восьмидесятилетние» и «девяностолетние». Другой метод разделяет людей, которым больше 65 лет, на третийи четвертый возраст.Термин «третий возраст» обозначает активный и независимый образ жизни в старости, а «четвертый возраст» — (заключительный) период зависимости от окружающих. <…>
Независимо от того как они называются, признаки старости существуют, и могут быть как физического, так и психического характера. Они измеряются биологическими психологическим возрастомсоответственно. <…>