Разработки рекламного текста
8.1. Структура и механизм психологического воздействия рекламного текста на потребителя
Психологическое воздействие рекламного текста на потребителя по основным параметрам совпадает с процессом его переработки, хотя и является несколько сложнее. Его знание служит необходимым условием для определения эффективности рекламного воздействия не только по конечному результату (приобретению рекламируемого товара), но и по промежуточным результатам на всех стадиях воздействия рекламного текста на
человека.
Схема процесса потребления рекламной информации
включает в себя следующие этапы:
Этап 1 — привлечение внимания к рекламируемому
продукту.
Данный этап реализуется в виде двух дихотомических форм - положительной, совпадающей собственно с визуальным контактом реципиента с рекламным объявлением, и отрицательной, совпадающей с отсутствием контакта потребителя и рекламы. Иначе говоря, есть только два варианта: либо потребитель заметил рекламное объявление, либо нет. Во втором случае процесс дальнейшего воздействия оказывается в принципе невозможен. Если же реклама сумела привлечь внимание читателя, можно переходить ко второму этапу. Этап 2 — восприятие.
Можно сказать, что с восприятия начинается фактическое потребление информации. Этот психический процесс может осуществляться в трех формах:
1) полный отказ от восприятия,
2) частичное восприятие,
3) полное восприятие.
Очевидно, что только в последнем случае возможен этап 3 — понимание. На первый взгляд, в практической деятельности этап 1 неразрывно слит с двумя последующими, поскольку его положительная форма, по-видимому, автоматически влечет за собой плюсовую или промежуточную форму этапов 2 и 3, однако это не так. В действительности заметить объявление — еще не значит начать воспринимать и понимать его.
Этап 3 — понимание текста — реализуется, как и предыдущий, в трех принципиальных формах:
1) непонимание текста,
2) частичное понимание,
3) полное понимание.
На данном этапе возникает одна качественно новая ситуация: если до этого отрицательные формы реализации психического процесса полностью исключали дальнейшую возможность воздействия, то теперь, воздействие текста, вероятно, может продолжаться и в случае его полного или частичного непонимания.
Следующие этапы: 4 — убеждение, 5 — внушение и 6 — эмоциональное отношение — не могут рассматриваться
в качестве обособленных и поступательных. Необходимо только отметить, что о возможности убеждения можно говорить в случае полного понимания текста; внушения — очевидно, во всех трех вариантах; выработки эмоционального отношения к тексту — также во всех трех случаях.
Этап 7 -" запоминание (текста и товара). Относительно данного этапа принятая последовательность логически оправдана. Правомерно говорить о запоминании информации после того, как она принята и освоена, но предоставление каких-либо точных выводов относительно зависимости запоминания от этапов 4, 5 и 6 не входит в задачи данной работы.
Заключительный этап 8 — волевая готовность к действию — является возможным результатом всей описанной цепочки.
» Как же следует оценивать эффективность психологического воздействия рекламного текста? Материал, замеченный и воспринятый большей частью аудитории, конечно же — при прочих равных условиях — дает основания говорить о высокой эффективности; напротив, эффективность сообщения, не замеченного ни одним из читателей, естественно, оценивается предельно низко. Или, например, этап понимания текста. Доказано, что при прочих равных обстоятельствах эффективность сообщений, интерпретируемых реципиентами в неполном соответствии с их объективным содержанием или тем более, откровенно ошибочно, не может быть высокой.
Исходя из всего вышесказанного, выделяют следующие критерии психологической эффективности воздействия рекламного текста.
1. Способность рекламного объявления привлечь внимание, быть замеченным потребителем.
2. Способность рекламного текста легко, быстро, как можно в более полном объеме восприниматься.
3. Способность рекламного текста быть понятым адекватно смыслу, закладываемому в него производителем.
4. Способность рекламного текста внушать необходимые установки, убеждать, эмоционально воздействовать на потребителя.
5. Способность рекламного текста запоминаться по возможности на более долгий срок.
6. Способность рекламного текста побуждать потребителя к действию — критерий так называемой конечной эффективности воздействия.
Каковы же количественные параметры психологической эффективности рекламы? Предположим, 85 % запомнивших рекламу - это много или мало? Или 45 % обративших внимание на рекламу? И так далее. Где границы, по которым можно судить о том, хорошо сработала реклама или плохо?
Представляется целесообразной методика оценки, основанная на концепции системного анализа, в духе которого результат сопоставляется с целью действия. Логика рассуждений такова: как правило, при планировании рекламной кампании ставятся цели и задачи экономического характера, причем эти цели формулируются в количественных показателях: увеличить товарооборот в два раза, завоевать 60 % рынка и т.п. Конечный результат рекламной кампании сопоставляется с целью, и становится ясной экономическая эффективность рекламы.
Представляется очевидным, что на этапе разработки рекламной кампании также необходимо ставить цели и задачи психологического воздействия, прогнозируя его количественные параметры: добиться запоминания марки у 50 % целевой аудитории, привлечь внимание к рекламе и товару 90 % потребителей и т.д. В таком случае, проводя посттестирование психологической эффективности рекламы, необходимо сопоставить результат воздействия с задачами, которые ставились перед
рекламной кампанией. И тогда возможно, что 35 % запомнивших рекламу (и товар) — это великолепный результат, если в задачи рекламы входило добиться запоминания у 30 % целевой аудитории. И наоборот, 80 % знания — это плохой показатель, если фирма рассчитывала на 100 %.
Таким образом, перед каждой рекламной кампанией следует ставить задачи и психологического, и экономического характера, формулируя эти задачи в количественных показателях. Только так можно оценить эффективность рекламы. И, безусловно, на разных стадиях жизненного цикла товара количественные показатели будут меняться: на стадии внедрения и роста — планируемый высокий процент психологической эффективности и умеренные экономические результаты, на стадии зрелости — значительные показатели как психологической, так и экономической эффективности.
Центральным элементом во всей рекламной деятельности является ^рекламное обращение». Оно представляет собой средство передачи информации в форме текста от коммуникатора (рекламодателя) к потребителю (адресату).
Технологию создания рекламного текста схематически представить можно следующим образом:
|
|
|
|
|
|
Схема 5. Структура рекламного сообщения
Составление текста рекламы, подготовка иллюстративного материала и создание макета — это разные виды деятельности, связанной с творческим этапом разработки рекламы, и выполняются они обычно разными людьми, специализирующимися в чем-то одном. Составлением текстовой основы рекламного сообщения — письменного изложения наиболее важных аргументов и призывов, которые должны помочь решить поставленные задачи, а также сопровождающих надписей и заголовков занимаются «текстовики». Подготовка иллюстраций - это, как правило, работа художника. Создание общего макета рекламы представляет собой деятельность по сбору всех частей вместе, и эта часть работы организуется по разному, в зависимости от средств распространения информации (реклама на каналах вещания или в печатном виде).
К содержательной части рекламного сообщения относятся: идея, тема и основной текст.
Идея. Чтобы рекламу заметили, требуется идея, и непростая, а сильная, хорошая, добротная идея. Без нее реклама остается незамеченной. Считается, что блестящая идея присутствует только в одном из сотни рек-, ламных сообщений, а то и реже.
Рекламисты и психологи рекомендуют следующие конкретные шаги для эффективного выбора рекламной идеи:
• первый шаг основан на четком следовании «пер-вому закону влюбленности в товар». В силу привычности для производителя своего товара можно упустить из виду свойства, которые способны привлечь внимание потребителей и стать основой рекламной кампании. Поэтому первый шаг — составить перечень привлекательных свойств товара.
• второй шаг — после составления списка привлекательных свойств товара необходимо изучить выго ды или мотивы, которые могут побудить потребителя купить товар, то есть провести мотивационный анализ.
• третий шаг — после проведения мотивационного анализа необходимо оценить преимущества фирмы и покупательские мотивы с точки зрения требований рынка.
Тема. Эти три шага дают возможность приступить к юрмулированию рекламно-коммерческой темы. При этом необходимо строго следовать «второму закону влюблённости в товар»: если производитель постоянно живет своим товаром и восторгается его уникальным свойством, то средний потенциальный потребитель сам по себе вряд ли будет испытывать хоть малейшее воодушевление и горячее желание купить данный товар, так как он не знает перечня достоинств данного товара. Следование этому закону предполагает сделать так, чтобы Потребитель запомнил хотя бы название этого товара и связал его с наиболее важным его качеством и с основным мотивом для покупки.
Сформулировав основную рекламно-коммерческую тему, следует помнить о двух основных правилах рекламы:
• правило стабильности — в течение рекламной кампании нельзя менять основную тему, ее девиз и образ;
• повторяемость. Чем большее число раз повторяется реклама, тем большая вероятность, что ее запомнят, и она достигнет цели.
Иногда случается, что в рекламных сообщениях допускается многотемность. Обычно это мешает восприятию рекламного текста. Текст должен разъяснить:
что представляет собой продукт, чем он будет полезен потребителю, где его можно купить,
— сколько он стоит (розничные цены; если это невозможно, то хотя бы намекнуть иллюстрацией, размером шрифта, особой компоновкой элементов).
Основной текст рекламного объявления. Как отмечает отечественный маркетолог Б.Д. Семенов, <по характеру сообщения и восприятия рекламы потребителем рекламные тексты можно разделить на аргументированные, эмоциональные, тексты-новости, тексты-заявления, художественно-образные тексты, личные обращения и сюжетные повествования» [25, с.146]. И далее он пишет, что рекламный текст должен содержать ряд качеств: быть нужным и интересным для потребителя, заинтересовать его чем-то особенно привлекательным и т.д.
К этим основным требованиям рекламного текста отечественные психологи в целях повышения эффективности рекламного воздействия на потребителя относят следующие правила.
1. Лучше не применять превосходных степеней и обобщений, использовать вместо этого больше конкретных фактов. Чем больше фактов приводится, тем больше товара продается. Шансов на успех рекламного сообщения становится больше с увеличением в нем числа фактов о товаре. Каждое рекламное объявление должно содержать полное описание продукта. Потребители не будут читать серию объявлений на один и тот же продукт. Нужно исходить из того, что каждое объявление -это единственный шанс, который есть у вас, чтобы продать ваш продукт читателю — сейчас или никогда.
2. В рекламный текст следует всегда включать отзывы о товаре. Читатель больше верит другому потребителю, чем безымянному автору текста рекламы. Отзыв знаменитости значительно поднимает интерес потребителя к товару, если он написан честно, ему в основном верят. Чем популярнее знаменитость, тем больше читателей можно привлечь к рекламному сообщению.
3. Другой успешный прием заключается в том, что-Ьл дать читателю полезный совет или оказать услугу. ^го привлекает на 75 % больше читателей, чем рекламный текст, просто описывающий продукт.
4. Необходимо избегать «высоких» слов и изящного литературного стиля - это отвлекает от самого предмета описания.
5. Текст рекламы должен быть понятным, желательно писать рекламу на том языке, которым потребители пользуются повседневно.
Психологи установили определенные закономерности восприятия рекламного текста, в зависимости от его графического исполнения:
· при разработке макета важно учитывать, что место сгиба частично искажает информацию и текст;
· текст должен привлечь и обязательно удержать внимание читателя. Глаз автоматически отвергает сплошной длинный текст, не разбитый на абзацы, без шрифтовых выделений и подзаголовков;
· необходимо использовать шрифт, по размеру не меньше того, что использует данная газета для своих не рекламных материалов;
· текст, набранный заглавными и строчными буквами, воспринимается лучше, чем литерами одинакового размера;
· жирный шрифт вызывает ощущение тяжеловесности, массивности, надежности товара, а тонкий подчеркивает его изящество и точность;
· лучше воспринимаются черные буквы на желтом фоне, зеленые и красные — на белом;
· горизонтальные линии букв вызывают ощущение тяжести, диагональные побуждают к движению;
· текст с обрамлением привлекает более пристальное внимание, чем без него;
· текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает ощущение уверенности;
· текст, обрамленный треугольником, поставленный
на одну из его вершин, стимулирует действие;
· в полагают, что самый читабельный текст - 10-12
размера через два интервала;
· светлые и бледные элементы рекламного сообщения лучше размещать в верхней, а темные и тяжелые помещать в нижней части страницы;
· если реклама по размерам меньше страницы, то
лучше использовать вертикальное расположение.
При разработке дизайна использовать:
· диагонали, для создания впечатления движения, мощи и скорости;
· вертикали, для демонстрации превосходства, величия и силы;
· горизонтали, для создания ощущений спокойствия и уравновешенности или солидности, надежности и респектабельности.
В текстах рекламных сообщений полезно избегать:
· заголовков, написанных расщепленно или заглавными буквами;
· обратного шрифта;
· курсива или декоративных типов шрифтов;
· заголовков или текста, нанесенного поверх картинок;
· слишком большого расстояния между буквами и словами, все должно быть компактно;
· строго геометрического расположения элементов — это усложняет восприятие, полезна легкая асимметрия расположения элементов;
· использование текста, обтекающего изображение — это резко снижает его читабельность, левая граница текста должна быть ровной.
Для реализации изложенных требований и рекомендаций необходимо знать следующее соотношение размеров шрифта и других изобразительных элементов и состояния, на котором они могут быть хорошо различимы и удобочитаемы:
Читаемость на расстоянии | Рекомендуемый размер шрифта |
1 метр | 7 мм |
3 метра | 15 мм |
5 метров | 25 мм |
10 метров | 40 мм |
15 метров | 70 мм |
Практические психологи рекомендуют также использовать следующие композиционно-графические методы рекламы:
Прием «Результат». Этот прием призван наглядно показать на графике результаты, достигнутые фирмой-рекламодателем. В этих целях необходимо:
• в рекламном материале товар показывать в действии;
• показывать характерную узнаваемую деталь товара или услуги, имеющую у потребителей положительный стереотип;
• результат показывать на схеме методом сравнения: «Было - стало!». «У них — у нас!»;
• использовать мало осознаваемый у потребителя «эффект перенесения», когда, например, дорогой или экологически чистый продукт проецируется на находящиеся на переднем плане объекты.
Прием «Подстановка потребителя в новую позицию».
· изображается активный герой (товар или услуга), которому хочется подражать (приобрести);
• потребитель посредством графики подставляется в позицию активного деятеля;
•потребитель ставится в позицию «подключения» к уже начатому, длящемуся действию (такой прием дает положительные результаты при рекламе кремов, соков, соусов);
•результат показывается на фоне, формирующем у потребителя соответствующий настрой;
• любой человек автоматически подставляется в выгодную психологическую позицию «хозяина», »родителя» в рекламных материалах, где присутствуют прирученные человеком звери; дети;
•потребитель «подключается», «присоединяется», когда в рекламном сообщении подан красивый человек вообще, но особенно в выигрышной ситуации.
Заголовок - наиболее важный элемент большинства рекламных объявлений. Это телеграмма, по которой люди судят, читать рекламный текст, или нет. В сред нем, в пять раз больше людей читают заголовки, чем основной текст рекламного сообщения.
Если ваш заголовок не вызывает желания купить товар, вы истратили напрасно 80% денег клиента. И абсолютно неприемлемо, если объявление не имеет заголовка. В то же время одно только изменение заголовка может привести к увеличению продаж в десять (!) раз. Для написания правильного и эффективного заголовка необходимо соблюдать определенные правила:
1) Заголовок — это основа рекламного объявления. Им надо пользоваться, чтобы привлечь читателей — перспективных потребителей рекламируемого продукта. Например, если необходимо продать средство от сильных головных болей, нужно выделить особым шрифтом слова «сильные головные боли» в заголовке. Они привлекут внимание каждого, кто страдает от этого.
И, наоборот, нельзя упоминать в заголовке ничего того, что может исключить отдельных читателей из числа потенциальных покупателей продукта. Так, если рекламируется товар, который может быть использован в равной степени как мужчинами, так и женщинами, не надо склонять заголовок в сторону женщин, это может спугнуть мужчин.
2) Каждый заголовок должен взывать к интересам самого читателя. Он должен обещать пользу.
3) Всегда пытаться вводить новости в заголовки, так как потребитель всегда ожидает новых товаров или новых путей использования старых, или новых изменений в старом. Существует два наиболее сильных слова,' которые можно применить в заголовке — это «бесплатный» и «новый».
4) Другими словами и выражениями, которые творят чудеса, являются следующие: как, внезапно, сейчас, извещаем, предоставляем, вот здесь, только что поступил, важное направление, улучшение, поразительный, сенсационный, выдающийся, революционный, потрясающий, чудо, волшебный, предлагаем, быстрый, легкий, требуется, совет, правда, сравните, скидки, Торопитесь, последний шанс, вызов.
Заголовки могут быть усилены путем включения таких эмоциональных слов, как любимый, любовь, страх, Ордый, друг и ребенок. Одно из самых соблазнительных объявлений, сделанных в одном рекламном агенстве, показывает девушку в ванне, разговаривающей о своим возлюбленным по телефону. Заголовок: «Дорогой, ты не представляешь, где я... Я вся в пене от «Dove».
5) Поскольку в пять раз больше людей читают заголовки, а не основной текст рекламного объявления, важно, чтобы этим людям, бросающим быстрый взгляд, было, по крайней мере, ясно, какая товарная марка рек ламируется. Вот почему нужно всегда включать наименование торговой марки в заголовок.
6) Включать обещание, побуждающее приобрести товар, в заголовок. Заголовки станут длиннее, но доказано, что заголовки из десяти и более слов, содержащие новости и информацию, постоянно привлекают больше покупателей, чем короткие объявления.
7) Наиболее вероятно, что люди прочитают и основной текст рекламы, если заголовок возбуждает у них любопытство. Поэтому следует завершить заголовок чем-то соблазнительным, чтобы люди прочитали и текст.
8) Исследования показывают, что опасно применять отрицания в заголовках. Если, например, написать «в нашей соли нет мышьяка &, многие читатели пропустят отрицание и у них создастся впечатление, что соль содержит мышьяк.
9) Необходимо избегать слепых заголовков, которые ничего не означают, пока не прочитаешь ниже текст рекламного сообщения; большинство людей этого не делают.
Слоган — рекламный девиз. Назначение девиза — побуждать к действию. Назначение слогана в рекламном материале — привлечь внимание и побудить к действию. Считается, что количество людей, которые замечают сло-ганы, в 4-5 раз больше количества людей, которые читают всю рекламу. Слоган — наиболее сильнодействующая форма торгового предложения, хотя отнюдь не каждый слоган такое предложение содержит.
Изобретая рекламный девиз надо стремиться к тому, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
• безусловное соответствие общей рекламной теме;
• простота;
• формулировка лозунга для лучшего запоминания путем оригинальной игры слов;
• упоминание в слогане названия фирмы.
Особенно большую роль в рекламных сообщениях играют иллюстрации, которые должны отвечать следующим требованиям:
• задерживать взгляд читателя и создавать определенную заинтересованность в рекламируемом продукте;
• визуально демонстрировать преимущество товара, предпочтительно показывая его в действии или указывая на результат применения;
•лучше использовать одну крупную, впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких;
• по мере возможности отдавать предпочтение фотографиям, а не рисункам. Фотографии больше привлекают внимание и больше нравятся читателям, что обусловлено, очевидно, тем, что они точно передают образ товара. Фотографии лучше передают реальность, следовательно, вызывают больше доверия. Не следует сочетать в одной рекламе фотографии и рисунки.
Больше образов возникает в том случае, если иллюстрации помогают потребителю живо представить себя участником этого сюжета (показанного в рекламном сообщении). Влияние рекламных иллюстраций на отношение к марке товара возрастает, если они содержат нажную информацию о продукте, особенно по отношению к потребителям, долго раздумывающими перед приобретением некоторых товаров.
Исследования показали, что информация запоминается лучше, если при ее представлении используются как вербальные, так и визуальные средства, чем в случае, когда она пытается рассказать об основных свойствах продукта с помощью одних только слов. Однако существенное улучшение запоминания под воздействием иллюстраций, которые подтверждают вербальную ин формацию о качестве продукта, возникает только тогда, когда эта вербальная информация не может создать мысленный образ товара (не ассоциируется с отношением к товару). Такая образность легче возникает, если в рекламе используются не абстрактные, а конкретные выражения, если реклама правдива и способна вызвать симпатии к себе самой, и к рекламной марке. Рекламное сообщение больше запоминается, если его составные части обыгрывают одну и ту же идею. Например, реклама водки ICY из Исландии, показывающая бутылку, явно сделанную изо льда, и использующая в тексте слова: «Приятная, как лед ...холодная, как лед. Чистая, как лед...»
8.2. Экспрессивные средства в рекламных текстах
Для того, чтобы вызвать положительную ответную реакцию у потребителя, в рекламных текстах широко используются побудительные конструкции, которые, по мнению современных исследователей, придают высказыванию живость и эмоциональность и являются своеобразным стилистическим сигналом рекламного текста.
Действительно, повелительное наклонение, передавая волю говорящего, направленную к другому лицу, по замечанию авторов Грамматики русского языка, выражает воздействие, побуждение со стороны говорящего, то есть имеет экспрессивное значение и может характеризоваться в речи оттенками приказания, увещевания, просьбы, мольбы и т.д.
Как показал анализ, значение побуждения к действию в рекламных текстах достигается различными речевыми формами единственного и множественного числа. Примерами могут служить следующие рекламные сообщения: Почувствуйте свежесть морской волны; Соз-
дайте объем и моделируйте волосы по Вашему вкусу;
Поверьте в природную силу Ваших волос: Почувствуйте силу природы. Раlmolive; Попробуй новую косметическую продукцию компании «Чистая линия»; Убедись в эффективности нашего нового крема всего за 14 дней;
Не делай пауз в игре по имени, жизнь; Купи новую тушь «Еveline» и взгляни на мир новыми глазами.
Примеры показывают, что формы 2-го лица множественного числа выражают побуждение к действию, обращенное к нескольким лицам, и указывают на коллективный характер адресата, а формы 2-го лица единственного числа, теряя прямое отношение к конкретному собеседнику, получают обобщенное значение. При этом следует отметить, что формы 2-го лица множественного числа, как и формы 2-го лица единственного числа, могут означать не конкретных собеседников, а неопределенных слушателей или читателей.
Наряду с основными императивными формами 2-го лица единственного и множественного числа для выражения значения побуждения в текстах рекламы употребляются и «небесспорные» формы императива: формы 1-го лица множественного числа и 3-го лица единственного числа с частицей «пусть», среди которых наиболее часты формы 3-го лица единственного числа, обозначающие оттенок пожелания. Например: Крем для загара Nivea Sun. Пусть солнце будет Вашим другом;
Детская линия косметики Jhonson апd Jhonson . Пусть она порадует Вашего ребенка; Вlепd-а-теd Сотрlete. Пусть улыбка сияет здоровьем. Эти сочетания обычно трактуются как аналитические глагольные формы 3-го лица единственного числа повелительного наклонения. При этом отмечается, что показателем наклонения в них выступают частицы «пускай/пусть», а формы настоящего времени утрачивают свое временное значение.
Кроме названных форм, для выражения значения побуждения к действию в рекламных текстах употребляются, как уже было сказано выше, синтетические и аналитические формы 1-го лица множественного числа, или формы «совместного действия».
Формы «совместного действия» — это формы множественного числа, и обозначаемое ими побуждение всегда относится к двум или более лицам: к собеседнику (либо собеседникам, группе лиц, включающих собеседника) и к самому говорящему. Например: Давайте ставить рекорды вместе; Посмотрим на мир новыми глазами; Давайте позаботимся об их здоровье прямо сейчас; РЫНр8. Изменим жизнь к лучшему; Преодолеем трудности вместе. Банк МЕНАТЕП. Как видно из приведенных примеров, формы «совместного действия» представлены в рекламных текстах либо синтетическими формами, совпадающими с формами простого будущего времени (для глаголов совершенного вида), либо аналитическими формами, образующимися сочетанием частицы сдавайте» с инфинитивом глагола несовершенного вида.
В рекламных текстах наблюдаются лишь единичные случаи использования сочетаний сдавайте + инфинитив» при высокой частотности использования синтетических форм «совместного действия», совпадающих со сложным будущим временем. Особенностью актуальных для рекламных текстов аналитических форм является широкое употребление последних в сочетании с отрицательной частицей *не». Например: Давайте не будем откладывать решение на завтра. Попробуем крем Ропаз прямо сейчас; Давайте не бросим наших детей в беде.
Следует также отметить, что формы «совместного действия» в текстах рекламы, как правило, не выражают категорического побуждения. Для них характерно зна-
чепие приглашения. Например: Давайте жить краен-ао; Давайте думать о будущем уже сегодня; Давайте наслаждаться жизнью вместе с нами. «Затзип^ К1ес1готс8». Примеры показывают, что семантический компонент «приглашение к действию», который при-нносится в императивную форму частицей «давайте», принимает участие в создании особой доверительной, лишенной диктата конструкции высказывания в текстах рекламы.
Семантику побуждения в рекламных текстах передают и конструкции с инфинитивом. Например: Держать форму! Держать цвет! Держаться за стиль! 1.А1МСОМЕ. Здесь инфинитив употребляется в функции повелительного наклонения, хотя эту форму, как известно, принято считать назывной («лексически свободной») и исходной, наиболее простой формой русского
глагола.
Особенностью представленных в рекламных текстах конструкций с инфинитивом является то, что инфинитив выступает в роли функционального заместителя личных императивных форм, благодаря чему волеизъявление может трактоваться как неопределенно-референтное действие, например: Скоро лето и самое время позаботиться о красоте Вашей фигуры.
Наиболее применяемым значением императива является совет: он зафиксирован в 170 из 300 случаев. Например: Зайдите в любой из магазинов «Дом Лавер-ча» и Вы сможете подобрать все материалы в одном торговом зале; Вам нравятся мои ресницы? Хотите иметь такие же? Тогда делайте, как я. Купите новую удлиняющую тушь от Магgaret Astor, и Ваши ресницы будут такими же пушистыми; Прежде всего — пусть ваши дети будут здоровыми; Не накладывайте толстые слои макияжа. Ведь чем меньше, тем лучше;
Ухаживая за собой, не забудь о своих руках. Новый крем от У13НУ сделает их мягкими и бархатистыми; У вас перхоть. Воспользуйтесь новым шампунем Неаа-апа-ЗпоиШегз и решите свои проблемы...
Второй по частоте конструкцией является пожелание. Это значение императива отмечено в 130 побудительных высказываниях. Пожелание, по наблюдениям специалистов, реализуется при помощи различных «волевых» и «неволевых» глаголов. Остановимся на этом подробнее.
Прежде всего следует отметить, что в рекламных текстах, выражая волеизъявление, говорящий исходит из того, что слушающий (= исполнитель) либо может выполнить это действие в принципе, либо может выполнить его при наличии определенных условий. Такие действия, процессы или состояния выражаются в императивных высказываниях глагольными формами «волевых» глаголов (купите, зайдите, возьмите, отправьте, напишите и т.п.).
Вместе с тем существуют глаголы, которые обозначают «неволевые» (психологические, эмоциональные) состояния человека и тоже могут употребляться в императиве. Семантика пожелания реализуется в побудительных конструкциях, включающих:
а) глаголы психологических и эмоциональных состояний (типа помнить, запомнить, радоваться, верить, знать), а также аналитические конструкции с глаголом быть (быть здоровым, быть счастливым и т.п.). Например: Поверьте в природную силу Ваших волос вместе, с Ра1тоИие; Запомните наш адрес; Будьте здоровы, а мы поможем; Помня о будущем, не забывайте о настоящем.
б) глаголы непроизвольных физических действий и состояний (типа думать, плакать, дышать, худеть, болеть и т.п.). Например: Дышите легко и свобод-
ко с новым противоаллергенным средством СРОМОНЕХАЬ; Дышите легко. Новый В1го1 двойная мята; Худейте без лишних усилий.
Особенность таких конструкций в том, что импульс действия исходит от говорящего. В этих конструкциях выражается побуждение к будущему действию или изменению каких-либо параметров совершаемого действия.
Глава 9. Психология света/ цвета, формы,
корпоративной символики в рекламе
9.1. Свет, цвет и форма в рекламе
Важнейшее значение для эффективной рекламы имеет свет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.
Психологические исследования показали, что витрина магазина с освещением в 800 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, при освещенности в 1200 люксов «задержались» 20 человек, а освещенность в 2000 люксов привлекли внимание уже 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого товара [13, с. 141].
Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить, текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься наилучшим образом.
Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.
Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный — визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению:
ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий — поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый — с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.
Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод — цвет не только вы-