Тема 11. Психодиагностика внимания
Задание: выберите правильные ответы к указанным вопросам.
Сущность
№ | Вопросы | Ответы |
11.1.1. | Тест Бурдона. | |
11.1.2. | Таблицы Шульте. | |
1. Методика предложена Бурдоном Б. для изучения степени концентрации и устойчивости внимания. 2. На бланке в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. 3. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. 4. Проба повторяется с пятью разными таблицами. 5. Испытуемый просматривает их ряд за рядом и вычеркивает определенные, указанные в инструкции, буквы. 6. Основной показатель - время выполнения. 7. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк. 8. По результатам выполнения каждого задания выстраивается «кривая истощаемости», определяющая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. 9. Для оценки переключения внимания используется модификация данной методики Ф.Д. Горбовым (черные и красные задания). 10. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60- секундные интервалы работы). |
Литература
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 61-62; 108-109.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.– М., 1995. - С.62-68.
Оценивание ответа
Оценка | Баллы |
Отлично | 8 и более |
Хорошо | 6-7 |
Удовлетворительно | 4-5 |
Неудовлетворительно | 3 и менее |
Заключение
Самоконтроль знаний по курсу психодиагностики эффективен в сочетании с действиями по самообразованию. В “Программе ... “представлен минимум литературы по каждой теме. В случае возможных затруднений следует обратиться за консультацийе к преподавателю или к чтению других источников, прежде всего наиболее известных учебников, например:
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах. –М., 1988.
2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.
3. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1993.
4. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1997.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
Ответы
Тема 1. Понятие о психодиагностике, предмет и задачи науки.
№ | Вопросы | Ответы |
1.1. | Предмет психодиагностики. | 4,5,6,8 |
1.2. | Задачи психодиагностики. | 1,2,3,7 |
1.3. | Психодиагностика отрицательная. | 9,12,14 |
1.4. | Психодиагностика развивающая. | 10,11,13 |
Тема 2. Основные понятия психодиагностики.
№ | Вопросы | Ответы |
2.1. | Понятия, введенные А. Бинэ. | 1,2 |
2.2. | Понятия, введенные Л. Терменом. | 3,4,5,6,7 |
Тема 3. Основные методические средства психодиагностики.
№ | Вопросы | Ответы |
3.1. | Тесты. | |
3.2. | Опросники. | |
3.3 | Проективные методики. | |
3.4 | Психофизиологические методики. |
Тема 4. Основные требования, предъявляемые к методическим средствам.
№ | Вопросы | Ответы |
4.1. | Валидность. | |
4.2. | Критерии валидизации. | |
4.3 | Надежность. | |
4.4. | Стандартизация. | |
4.5. | Адаптация теста. |
Тема 5. Классификация тестов, опросников, проективных методик.
№ | Вопросы | Ответы |
5.1. | Тесты. | 1,3,5,7,9,11,13,15,18,21,23,27 |
5.2. | Опросники. | 2,6,10,14,17, 20,24,26 |
5.3 | Проективные методики. | 4,8,12,16, 19,22,25 |
Тема 6. Тесты интеллекта: тест Векслера, школьный тест умственного развития (ШТУР).
6.1. Общее понятие
№ | Вопросы | Ответы |
6.1.1. | Тест Векслера (детский вариант). | 2,4,6,8 |
6.1.2. | ШТУР. | 1,3,5,7 |
6.2. Идеология
№ | Вопросы | Ответы |
6.2.1. | Тест Векслера (детский вариант). | 10,12 |
6.2.2. | ШТУР. | 11,13 |
6.3.Структура
№ | Вопросы | Ответы |
6.3.1.1 | Тест Векслера (детский вариант). Вербальные Тесты | 15,18,24, 27,29,30 |
6.3.1.2 | Тест Векслера (детский вариант). Невербальные Тесты | 13,16,19, 22,25,28, |
6.3.2. | ШТУР. | 14,17,20, 21,23,26 |
6.4. Обработка результатов
№ | Вопросы | Ответы |
6.4.1. | Тест Векслера (детский вариант). | 31,33,34,36, |
6.4.2. | ШТУР. | 32,35,37,38,39 |
Тема 7. Тесты для определения уровня психического развития детей
(Тест «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса; тест Керна-Йирасека).
7.1. Общее понятие
№ | Вопросы | Ответы |
7.1.1. | Тест Гудинаф- Харриса. | 1,3,5,6 |
7.1.2. | Тест Керна- Йирасека. | 2,4 |
7.2. Структура
№ | Вопросы | Ответы |
7.2.1. | Тест Гудинаф- Харриса. | |
7.2.2. | Тест Керна- Йирасека. |
7.3. Обработка данных
№ | Вопросы | Ответы |
7.3.1. | Тест Гудинаф- Харриса. | 9,11,13,15,16 |
7.3.2. | Тест Керна- Йирасека. | 10,12,14 |
Тема 8. Личностные тесты (Тест Кеттелла и тест Торронса).
8.1. Общее понятие
№ | Вопросы | Ответы |
8.1.1. | Тест Кеттелла | |
8.1.2. | Тест Торронса. |
8.2. Идеология.
№ | Вопросы | Ответы |
8.2.1. | Тест Кеттелла | 3,5,7 |
8.2.2. | Тест Торронса. | 4,6,8 |
8.3. Обработка результатов тестирования..
№ | Вопросы | Ответы |
8.3.1. | Тест Кеттелла | 9,11,13,15 |
8.3.2. | Тест Торронса. | 10,12,14,16,17 |
Тема 9. Тест ЛЮШЕРА, тематический
апперцепционный тест (ТАТ).
9.1. Общее понятие
№ | Вопросы | Ответы |
9.1.1. | Тест Люшера. | |
9.1.2. | ТАТ. |
9.2.Структура
№ | Вопросы | Ответы |
9.2.1. | Тест Люшера. | 3,5,7 |
9.2.2. | ТАТ. | 4,6,8 |
9.3. Процедура проведения
№ | Вопросы | Ответы |
9.3.1. | Тест Люшера. | 9,11,13,15 |
9.3.2. | ТАТ. | 10,12,14 |
9.4. Анализ получаемых данных.
№ | Вопросы | Ответы |
9.4.1. | Тест Люшера. | 16,18,20 |
9.4.2. | ТАТ. | 17,19,21 |
Тема 10. Опросники
№ | Вопросы | Ответы |
10.1.1. | Опросник интересов Э.Стронга. | 1,3,4 |
10.1.2. | Опросник установок Л.Тэрстоуна и Е.Чейва. | 2,5,6 |
Тема 11. Психодиагностика внимания
№ | Вопросы | Ответы |
11.1.1. | Тест Бурдона. | 1,3,5,7,8,10 |
11.1.2. | Таблицы Шульте. | 2,4,6,9 |
Программа самопроверки психологической готовности студента к педагогической практике
Содержание программы
1. Общетеоретическая подготовка, отражающая степень усвоения основных категорий психологической науки:
· сознания и бессознательного;
· личности и индивидуальности;
· деятельности;
· общения;
· духовности и смысла.
2. Осведомленность относительно вклада ведущих отечественных и зарубежных психологов и педагогов в теорию и практику обучения и воспитания школьников (С.Л. Рубинштейн, ЛС. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).
3. Состояние практических психологических знаний и умений по следующим разделам:
а) психологические новообразования в рамках каждого возрастного этапа школьников (младшего, среднего и старшего школьного возраста);
б) показатели готовности дошкольника к обучению;
в) структура учебной деятельности;
г) сущность и задачи учительской психодиагностики.
4. Сформированность умений педагогического общения в условиях конфликтных педагогических ситуаций.
В этом случае предлагается решить 4-5 конкретных педагогических ситуаций и сравнить свое решение с решением мастеров педагогического труда (варианты этих решений даны в ответах на с. 181).
Методика
Проверка проводится либо преподавателем накануне педпрактики, либо самим студентом. Возможны бланковый и компьютерный варианты. Результаты проверки носят рекомендательный учебный характер.
В каждой теме выделяются основные вопросы, на которые надо найти правильные ответы, включенные в общий список ответов на все вопросы.
Здесь возможны разные пути решения в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Для одних легче вначале вспомнить основные признаки первого вопроса, а затем выбирать соответствующие ответы к нему из общего списка.
Затем переходить ко второму вопросу и т.д. Для других удобнее осмыслить для себя ответы на все вопросы, а уже затем дать общий набор ответов по каждому вопросу.
Номера правильных, по Вашему мнению, ответов нужно вписать в соответствующую строчку для каждого вопроса.
За каждый правильный ответ дается 1 балл.
Оценка по каждой теме дается по сумме баллов, согласно выбранному стандарту.
Правильность решений можно проверить, обратившись к ответам, помещенным в приложениях.