Половые различия в остроте зрения у дошкольников (данные Л. В. Саулиной)
Возраст, годы | Девочки | Мальчики | ||||
Левый глаз | Правый глаз | Биноку-лярность | Левый глаз | Правый глаз | Биноку-лярность | |
0,56 | 0,59 | 0,65 | 0,56 | 0,59 | 0,63 | |
0,87 | 0,87 | 1,08 | 0,86 | 0,88 | 1,08 | |
0,97 | 0,96 | 1,30 | 0,94 | 0,94 | 1,20 | |
Среднее | 0,76 | 0,80 | 1,01 | 0,68 | 0,80 | 0,94 |
Таблица 5.2
Половые различия ошибок глазомера у дошкольников, мм (данные Л. В. Саулиной)
Глазомер | Девочки | Мальчики | ||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Монокулярный: | ||||
левый глаз | 1,6 | 1,2 | 1,4 | 1,0 |
правый глаз | 1,5 | 1,1 | 1,2 | 2,0 |
Бинокулярный | 1,5 | 2,5 | 1,3 | 1,5 |
Таблица 5.3
Монокулярное поле зрение у 6-7-летних детей, градусы (данные Л. В. Саулиной)
Поле зрения — направления | Девочки | Мальчики • | ||
6 лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
Левый глаз: | ||||
наружное |
Зрительная модальность 137
Поле зрения — направления | Девочки | Мальчики | ||
6лет | 7 лет | 6 лет | 7 лет | |
нижнее | ||||
верхнее | 3340 | |||
внутреннее | ||||
площадь, кв. ед. | ||||
Правый глаз: | ||||
наружное | ||||
нижнее | 32.5 | |||
верхнее | ||||
внутреннее | 32,5 | |||
площадь, кв. ед. |
Таблица 5.4
Прирост показателей монокулярных полей зрения
У 7-летних детей (данные Л. В. Саулиной)
Поле зрения — направления | Девочки | Мальчики |
Левый глаз: | ||
наружное | И | |
нижнее | ||
верхнее | ||
внутреннее | ||
площадь, кв. ед. | ||
Правый глаз: | ||
наружное | ||
нижнее | 21,5 | |
верхнее | ||
внутреннее | 20,5 | |
площадь, кв. ед. |
138Глава 5. Ощущения и восприятие
Таблица 5,5
Суммированные показатели поля зрения
У 8-летних детей, градусы (данные В. И. Сергеевой)
Направления | Девочки | Мальчики |
Наружное | ||
Нижнее | ||
Верхнее | 55,6 | |
Внутреннее | ||
Общая площадь, кв. ед. |
Таблица 5.6
Объем поля зрения у 10-12-летних детей,
Кв. ед. (данные В. И. Сергеевой)
Возраст, годы | Девочки | Мальчики |
Таблица 5.7
Объем поля зрения в возрасте 13-17 лет,
Кв. ед. (данные В. И. Сергеевой)
Возраст, годы | Девочки | Мальчики |
10 590 | ||
10 890 |
Как показывают таблицы, наблюдается попеременное опережение поля зрения то мальчиков, то девочек. Здесь можно выделить несколько фаз:
1) в 6 лет мальчики превосходят девочек по всем показателям;
2) в 7 лет — резкий скачок в развитии у девочек и медленное созревание у мальчиков;
3) в 8 лет — замедление развития у девочек и резкий скачок — у мальчиков (и даже их превосходство над девочками по некоторым показателям — по наружному и нижнему направлениям);
4) в 9 лет — некоторое уменьшение объема поля зрения у девочек и некоторое увеличение его — у мальчиков;
Зрительно-пространственные способности 139
5) в 10, 11 и 12 лет — почти уравнивание показателей с небольшим превосходством мальчиков;
6) с 13 до 17 лет — более интенсивный рост объема и структуры поля зрения (преобладание горизонтали над вертикалью) у девочек и значительное превосходство над показателями мальчиков.
Таким образом, можно отметить более раннее достижение зрелости зрительной системы у девочек. Ананьев (1968) связывал это с их ранним психосоматическим и половым созреванием — существует объективная необходимость сенсорного обслуживания более зрелой личности.
Но необходимо отметить, что, вопреки расхожему представлению, девочки и девушки опережают мальчиков и юношей далеко не по ткем параметрам психики. В каждом психическом явлении существуют свои особенности проявления половых различий, и глубина выводов и интерпретации данных (даже при небольшом их количестве), которую можно обнаружить у Ананьева, выгодно отличается от порой «арифметического» подхода некоторых зарубежных исследований, когда идет простой подсчет результатов: в таком-то количестве работ — преобладание мальчиков, в таком-то — девочек, в остальных — нет различий. Нужно следовать отечественной традиции и в каждом отдельном случае искать объяснения наличия или отсутствия различий между мужчинами и женщинами как проявление глобальных закономерностей или как исключение из правил.
Иногда отсутствие различий может быть следствием того, что в определенный зозрастной период одновременно наблюдается и опережение девочек в темпах развития, и превосходство мальчиков в проявлении какой-либо особенности зрительных ощущений и восприятия. Обе тенденции в этом случает могут перекрывать друг друга и нивелировать различия. Возможно, нужно сравнивать девочек не с их ровесниками, а, делая поправку на опережение девочек (в каждом возрастном периоде различную: равную нескольким дням, месяцам пли даже годам — данные по акселерации развития иногда позволяют это сделать), с мальчиками более старшего возраста.
В целом можно отметить две равнозначные закономерности в развитии зрительной системы: гетерохронность развития (опережение то мальчиков, то девочек) и сходство развития полов. Последнее, возможно, связано с тем, что и в США (где получено большинство данных), и у нас в стране девочки и мальчики, особенно в школьном возрасте, обучаются по одним и тем же программам. Правильно это или нет — другой вопрос. Но, как часто бывает, сходство условий порождает сходство характеристик. В пользу этой гипотезы говорит и то, что большинство данных о превосходстве мальчиков или девочек получено в школьном возрасте — т. е. с началом целенаправленного обучения, когда требуется развитие зрительного анализатора. В дальнейших исследованиях следует выяснить, меняются ли особенности зрительной системы, когда меняются социальные условия — обучение, воспитание.