Половые различия в остроте зрения у дошкольников (данные Л. В. Саулиной)

Возраст, годы Девочки Мальчики
Левый глаз Правый глаз Биноку-лярность Левый глаз Правый глаз Биноку-лярность
0,56 0,59 0,65 0,56 0,59 0,63
0,87 0,87 1,08 0,86 0,88 1,08
0,97 0,96 1,30 0,94 0,94 1,20
Среднее 0,76 0,80 1,01 0,68 0,80 0,94

Таблица 5.2

Половые различия ошибок глазомера у дошкольников, мм (данные Л. В. Саулиной)

Глазомер Девочки Мальчики
6 лет 7 лет 6 лет 7 лет
Монокулярный:
левый глаз 1,6 1,2 1,4 1,0
правый глаз 1,5 1,1   1,2 2,0
Бинокулярный 1,5 2,5 1,3 1,5

Таблица 5.3

Монокулярное поле зрение у 6-7-летних детей, градусы (данные Л. В. Саулиной)

Поле зрения — направления Девочки Мальчики •
6 лет 7 лет 6 лет 7 лет
Левый глаз:
наружное

Зрительная модальность 137

Поле зрения — направления Девочки Мальчики
6лет 7 лет 6 лет 7 лет
нижнее
верхнее 3340
внутреннее
площадь, кв. ед.
Правый глаз:
наружное
нижнее 32.5
верхнее
внутреннее 32,5
площадь, кв. ед.

Таблица 5.4

Прирост показателей монокулярных полей зрения

У 7-летних детей (данные Л. В. Саулиной)

Поле зрения — направления Девочки Мальчики
Левый глаз:
наружное И
нижнее
верхнее
внутреннее
площадь, кв. ед.
Правый глаз:
наружное
нижнее 21,5
верхнее
внутреннее 20,5
площадь, кв. ед.

138Глава 5. Ощущения и восприятие

Таблица 5,5

Суммированные показатели поля зрения

У 8-летних детей, градусы (данные В. И. Сергеевой)

Направления Девочки Мальчики
Наружное
Нижнее
Верхнее 55,6
Внутреннее
Общая площадь, кв. ед.

Таблица 5.6

Объем поля зрения у 10-12-летних детей,

Кв. ед. (данные В. И. Сергеевой)

Возраст, годы Девочки Мальчики

Таблица 5.7

Объем поля зрения в возрасте 13-17 лет,

Кв. ед. (данные В. И. Сергеевой)

Возраст, годы Девочки Мальчики
10 590
10 890

Как показывают таблицы, наблюдается попеременное опережение поля зрения то мальчиков, то девочек. Здесь можно выделить несколько фаз:

1) в 6 лет мальчики превосходят девочек по всем показателям;

2) в 7 лет — резкий скачок в развитии у девочек и медленное созревание у мальчиков;

3) в 8 лет — замедление развития у девочек и резкий скачок — у мальчиков (и даже их превосходство над девочками по некоторым показателям — по наружному и нижнему направлениям);

4) в 9 лет — некоторое уменьшение объема поля зрения у девочек и некоторое увеличение его — у мальчиков;

Зрительно-пространственные способности 139

5) в 10, 11 и 12 лет — почти уравнивание показателей с небольшим превосходством мальчиков;

6) с 13 до 17 лет — более интенсивный рост объема и структуры поля зрения (преобладание горизонтали над вертикалью) у девочек и значительное превосходство над показателями мальчиков.

Таким образом, можно отметить более раннее достижение зрелости зрительной системы у девочек. Ананьев (1968) связывал это с их ранним психосоматическим и половым созреванием — существует объективная необходимость сенсорного обслуживания более зрелой личности.

Но необходимо отметить, что, вопреки расхожему представлению, девочки и девушки опережают мальчиков и юношей далеко не по ткем параметрам психики. В каждом психическом явлении существуют свои особенности проявления половых различий, и глубина выводов и интерпретации данных (даже при небольшом их количестве), которую можно обнаружить у Ананьева, выгодно отличается от порой «арифметического» подхода некоторых зарубежных исследований, когда идет простой подсчет результатов: в таком-то количестве работ — преобладание мальчиков, в таком-то — девочек, в остальных — нет различий. Нужно следовать отечественной традиции и в каждом отдельном случае искать объяснения наличия или отсутствия различий между мужчинами и женщинами как проявление глобальных закономерностей или как исключение из правил.

Иногда отсутствие различий может быть следствием того, что в определенный зозрастной период одновременно наблюдается и опережение девочек в темпах развития, и превосходство мальчиков в проявлении какой-либо особенности зрительных ощущений и восприятия. Обе тенденции в этом случает могут перекрывать друг друга и нивелировать различия. Возможно, нужно сравнивать девочек не с их ровесниками, а, делая поправку на опережение девочек (в каждом возрастном периоде различную: равную нескольким дням, месяцам пли даже годам — данные по акселерации развития иногда позволяют это сделать), с мальчиками более старшего возраста.

В целом можно отметить две равнозначные закономерности в развитии зрительной системы: гетерохронность развития (опережение то мальчиков, то девочек) и сходство развития полов. Последнее, возможно, связано с тем, что и в США (где получено большинство данных), и у нас в стране девочки и мальчики, особенно в школьном возрасте, обучаются по одним и тем же программам. Правильно это или нет — другой вопрос. Но, как часто бывает, сходство условий порождает сходство характеристик. В пользу этой гипотезы говорит и то, что большинство данных о превосходстве мальчиков или девочек получено в школьном возрасте — т. е. с началом целенаправленного обучения, когда требуется развитие зрительного анализатора. В дальнейших исследованиях следует выяснить, меняются ли особенности зрительной системы, когда меняются социальные условия — обучение, воспитание.

Наши рекомендации