Программированный контроль знаний. 1. Произвольность ВПФ означает:
1. Произвольность ВПФ означает:
£ возможность сознательного управления ими
£ наличие программы
£ контроль за ее выполнением
£ контроль за результатом
£ возможность бессознательного управления ими
2. ................управление возможно лишь при сохранной структуре психической деятельность.
3. ............... имеет важнейшее значение в произвольной регуляции ВПФ.
4. Произвольный контроль за ВПФ тесно связан с их:
£ опосредованностью
£ непосредственностью
£ осознанностью
£ бессознательностью
£ произвольностью
5. Лучше всего осознается:
£ цель деятельности
£ конечный результат
£ процесс психической деятельности
£ программа
£ начало действия
6. Согласно концепции А.Р. Лурия, с произвольным контролем за ВПФ связан:
£ первый блок мозга
£ второй блок мозга
£ третий блок мозга
£ интегративно - пусковая система
£ лимбико - ретикулярная система
7. Поражение ................... долей мозга характеризуется симптомами, среди которых центральное место занимают нарушения произвольной регуляции различных форм психической деятельности и целесообразности поведения в целом.
8. ............... - это подражательные движения.
9. .............. - это повторение услышанных слов.
10. Признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов включают:
£ медленное включение в задание
£ быстрое включение в задание
£ удержание программы в течение выполнения задания
£ патологическую легкость образования двигательных стереотипов
11. Выполняя зрительные гностические задачи, "лобные больные" затрудняются выполнять задачи:
£ требующие последовательного рассматривания изображения
£ понимания смысла
£ узнавания изображения
£ классификации предметов
£ цветового различения
12. Дефекты произвольной регуляции в слуховом восприятиии выступают в виде:
£ нарушения фонематического слуха
£ сенсорной афазии
£ трудности оценки и восприятия звуков
£ трудности оценки и восприятия ритмов
£ оптико - мнестической афазии
13. Нарушение произвольной регуляции в тактильной сфере проявляется в трудности опознания на ощупь:
£ серии тактильных образов
£ предметов
£ формы и текстуры предметов
£ цифр, написанных на руке
£ букв, написанных на руке
14. Поражение лобных долей в мнестической сфере проявляется в виде:
£ гипермнезий
£ гипомнезий
£ амнезий
£ псевдоамнезий
£ ретроградной амнезии
15. ................. проявляется в трудности произвольного запоминания и произвольного воспрития любых по модальности стимулов и сочетания с трудностями опосредования или семантической организации запоминания материала.
16. ................. - это инертное повторение одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.
Основная литература.
1. II Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов «А. Р. Лурия и психология XXI в.» / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. - М., 2003.
2. Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. – 2 Всероссийская конференция. М., 2003.
3. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
4. Функциональная межполушарная асимметрия. Хрестоматия / Под ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. – Глава 1. – М., 2004г.
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2006. – 496с.
6. Хрестоматия по нейропсихологии / Отв. ред. Е. Д. Хомская. — М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2004.
Дополнительная литература:
1. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. — Л.: Наука, 1976а.
2. Белый Б. И. Нарушения психических процессов при поражении правого полушария // Вопросы психологии. — 1973. — № 6.
3. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М., 1947.
4. Гершуни Г. В. О механизмах слуха (в связи с исследованием временных и временно-частотных характеристик слуховой системы) // Механизмы слуха. — М.: МГУ, 1967.
5. Доброхотова Т. А., Брагина Н. П., Зайцев О. С. и др. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, 1996а.
6. Климковский М. Нарушение слухоречевой памяти при поражениях левой височной доли: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1966.
7. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. — М.: МГУ, 1988.
8. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: МГУ, 1985.
9. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии. — М.: Педагогика, 19786. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М.: МГУ, 1962, 1-е изд; 1969, 2-е изд; М.: Академ. проект, 2000, 3-е изд.
10. Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О. С. Адрианова, Г. X. Шингарова. — М.: Медицина, 1983.
11. Неврология / Под ред. М. Самуэльса. - М.: Мир, 1997.
12. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Воениздат, 1994. - Ч. 1, II.
13. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.
14. Поляков Г. И. О принципах нейронной организации мозга. — М.: Медицина, 1965.
15. Симерницкая Э. Г. Методика экспресс-диагностики «Лурия-90» — M 1991.
16. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М.: МГУ, 1985.
17. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас по анатомии человека. — М.: Медицина, 1996. - Т. 4.
18. Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1973.
19. Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию. — Л.: Медицина, 1973.
20. Трауготт H. H., Вассерман Л. И., Дорофеева С. А. и др. О взаимоотношениях расстройств слуха и речи при очаговых поражениях коры головного мозга // Физиология человека, 1982. Т. 8. — № 1.
Информационные ресурсы:
1. Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru ||
2. flogiston.ru/library/luria_mozg