V особенности и механизмы
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Арт-терапевтический процесс – сложный многоэтапный и многоплановый процесс, предполагающий постепенные изменения в поведении, состоянии и отношениях клиента и арт-терапевта в ходе их совместной работы, приводящие к достижению определенных психотерапевтических результатов [12, 15]. Его основными субъектами выступают клиент и арт-терапевт.
Специфической чертой арт-терапевтического процесса, в отличие от других форм психотерапии, является опосредованность общения арт-терапевта и клиента изобразительной продукцией [15] (рисунок 2).
Изобразительная
Продукция
самовыражение, экспрессия диагностика
визуальная коммуникация визуальная коммуникация
символические образы интерпретация творческое мышление
воображение
вербальная и невербальная
коммуникация
Клиент Арт-терапевт
эстетический опыт профессиональный опыт
самопринятие личностный рост
самопознание
личностный рост
Рисунок 2 - Схема арт-терапевтического процесса в индивидуальной
Арт-терапии
В зависимости от числа участников арт-терапевтического процесса выделяют индивидуальную и групповую арт-терапию. В групповой арт-терапии взаимодействие происходит значительно сложнее, чем в индивидуальной, так как в групповой арт-терапевтический процесс включаются новые субъекты (другие участники группы). Процесс арт-терпии может ещё более усложниться в случае введения в него стороннего наблюдателя.
Ещё одна особенность арт-терапии – длительность воздействия. Зачастую арт-терапия имеет отсроченный во времени эффект.
Можно выделить следующие этапы арт-терапевтического процесса:
1) подготовительный этап - на нём происходит первая встреча с клиентом, создание безопасного пространства для будущей работы, объяснение клиенту особенностей арт-терапии и её возможностей, обсуждение с ним организационных моментов (количество встреч, продолжительность арт-терапевтичнских сессий);
2) этап формирования психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности - характеризуется установкой раппорта, первичным отреагированием неоднозначных и разнонаправленных эмоций и чувств, выдвижением диагностических гипотез;
3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности – на нём осуществляется переход от хаотичной изобразительной деятельности к созданию сложной продукции; постепенное осознание её психологического содержания; понимание её тесной связи с внутренним миром; получение позитивного опыта творческой работы, апробация её новых форм;
4) терминация – завершающий этап, на котором происходит подведение общих итогов, оценка достигнутых результатов, укрепление границ Я, установление дистанции с прошлым опытом, перенесение полученных результатов в повседневную жизнь.
Арт-терапевтический процесс не всегда включает все перечисленные этапы. Может наблюдаться своеобразное «застревание» клиента на одной из первых стадий. В таком случае арт-терапевтическая работа считается малоэффективной.
В ходе арт-терапевтического процесса включаются разные механизмы: интроекция, перенос, контрперенос [15] (рисунок 3).
Арт-терапевт
Контрперенос
Контрперенос,
Интроекция
Изобразительная
Продукция
Перенос, проекция Контрперенос,
Перенос Перенос Интроекция
Перенос
Участник арт-терапии Другие члены группы
(клиент)Перенос (клиенты)
Рисунок 3 - Механизмы арт-терапевтического взаимодействия
Интроекция – процессы идентификации арт-терапевта с переживаниями клиента, основывающиеся на его эмпатии, симпатии, антипатии и других аффективных проявлениях, возникающих в психотерапевтическом взаимодействии.
Перенос – неосознаваемые или частично осознаваемые реакции клиента на личность психотерапевта, возникающие в присутствии последнего. Перенос проявляется в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях вербального и невербального поведения клиента, в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им художественных образов.
Контрперенос касается уже другого участника арт-терапевтического процесса - самого арт-терапевта. Это его неосознаваемые или частично осознаваемые реакции на личность клиента. Они вызываются особенностями вербального и невербального поведения участника арт-терапии, стилем и характером его изобразительной деятельности, характеристиками создаваемых им образов.
Таким образом, арт-терапевтический процесс – это сложный, многоплановый, развернутый во времени процесс психотерапевтического взаимодействия психотерапевта и клиента, опосредованный изобразительной деятельностью последнего.