Разрушение или дезинтеграция в направлении номера 7
Когда номер 5 испытывает стресс и находится на пути регресса в направлении номера 7, он старается избежать трудностей, замыкается в своём воображаемом мире и погружается в него всё глубже и глубже. Он больше не ощущает, что важно, а что нет, теряет чувство приоритета, насмехается над окружающими, может проявлять агрессию, ругаться и язвить.
Эволюция или интеграция в направлении номера 8
Когда номер 5 чувствует себя хорошо и находится на пути прогресса в направлении номера 8, он может развить свои положительные качества: беспристрастие и компетентность.
Он чувствует себя уверенно, находит общий язык со своим телом и со своими чувствами и легко берётся за дело. Он с готовностью делится своими знаниями, становится более «лёгким на подъём», общительным, умеет убеждать, ставит реальные задачи. С одной стороны, свойственный ему эгоцентризм выражается в стремлении получить удовольствие, с другой - в то же время он готов делиться своими знаниями, материальными ценностями и идеями с другими людьми. Это не мешает ему, однако, время от времени замыкаться в своём личном пространстве, чтобы набраться сил, а затем вновь со свойственной ему харизмой делиться тем, что он знает. Он больше не путает замкнутость и безразличие, ему становится легче принимать решения, закрывшись в себе, он больше не боится потерять накопленное.
Он начинает ценить других людей, становится способен кратко и ёмко выразить свои эмоции. Он никого не смущает своими запросами благодаря своей самодостаточности и при этом умеет незаметно поддержать тех, кто в этом нуждается.
Будучи экспертом, он передаёт свои глубокие знания тем, кто этого желает. Зачастую он видит то, чего не видит большинство людей, и за счёт этого предугадывает будущее.
Эннеатип 6. Верноподданный
Избегай всякого риска!
Однажды один богослов серьёзно заболел. Он слышал, что Насреддин искушён в области мистики, и в порыве отчаяния подумал, что в этом, вероятно, могла быть доля истины, после чего велел послать за Муллой.
- Скажи мне, - сказал он Мулле, когда тот пришёл, - молитву, которая облегчила бы мой путь в иной мир, ведь говорят, что у тебя есть связь с ним.
- С радостью, - сказал Насреддин. - Повторяй за мной: - О Господи, помоги мне! О Сатана, помоги мне!
Забыв о болезни, богослов в негодовании приподнялся на своём ложе:
- Мулла, ты идиот!
- Вовсе нет, друг мой. Человек в твоём положении не может позволить себе рисковать. Когда перед тобой два вероятных исхода, нужно быть готовым как к одному, так и к другому.
ИДРИС ШАХ, «Шутки удивительного Муллы Насреддина»
Вера
Мир опасен и полон угроз. Я должен все время быть настороже. Номер 6 всегда стремится чувствовать себя в безопасности в обществе надёжных людей.
Достоинство
Я преданный, я исполняю свой долг.
Детство
• В момент рождения или, возможно, немного позже он пережил сильный испуг, оставивший глубокую эмоциональную рану. Возможно, он даже не помнит, что именно произошло, однако постоянно подсознательно стремится защитить себя, чтобы не пережить это потрясение вновь.
В его подсознании, возможно, хранятся секреты семьи и целый ворох недоговорок, и всё это вызывает у ребёнка постоянное предчувствие опасности. Это предчувствие заставляет его постоянно быть настороже, он проецирует на события и на окружающих людей образ, который могла бы принять эта опасность, хотя и не может внятно сформулировать, что он имеет в виду. Его преследует и мучает смутный страх, не имеющий в своей основе осознанного объекта, и от этого праха нет лекарства.
• До какого-то момента он верил в авторитет, чувствовал себя спокойным и защищённым, но однажды его предали, возможно, предателем оказался тот самый авторитет, которому он так доверял. Теперь он больше не признает авторитетов и никому не доверяет, но при этом находится в безнадежных поисках того или той, кто никогда его не предаст. Этот бессознательный, порой всячески отрицаемый им поиск лежит в основе жизни данного эннеатипа.
Доверие к авторитету также может быть подорвано, к примеру, неоправданными наказаниями и унижениями. В детстве номер 6 вынужден постоянно быть настороже, следить за каждым своим жестом или поступком, за любой реакцией своих родителей. Он не чувствует себя защищенным в обществе взрослых, ему приходится быть хозяином самому себе, у него развивается неприязнь к наказаниям и к риску.
• Возможно также, что у ребенка не было перед глазами достойного примера в лице родителей и он постоянно жил с ощущением незащищённости. У него не было никаких жизненных ориентиров, ему никто не прививал никаких ценностей. Всё это очень часто приводит к тому, что ребенок надевает на себя маску бунтовщика («Я не боюсь!»), который забывает о своём страхе, привыкая к тому, что ему постоянно нужно себя защищать... Он воспринимает в штыки любую попытку ограничить себя или заставить что-либо делать.