Способности и одаренность

Общее представление о способностях в отечественной психологии. Личностно-деятельностный (Б.Г.Ананьев, Т.И.Артемьева, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.) и функционально-генетический (Э.А.Голубева, Е.П.Ильин, Н.С.Лейтес, В.Д.Шадриков и др.) подходы к изучению способностей. Понятие способностей. Способности и деятельность человека. Способности и знания, умения, навыки. Природные предпосылки способностей.

Общие и специальные способности: соотношение понятий. Характеристика общих способностей: обучаемость, креативность, интеллект. Гендерные различия в способностях. Особенности личности людей с высоким уровнем развития общих способностей.

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности и одаренность: специфика понимания. Подходы к проблеме одаренности в современной психологии. Общие и специальные «моменты» в способностях и одаренности. Признаки детской одаренности.

Способности и другие стороны личности. Способности и склонности. Темперамент и способности. Общие и возрастные закономерности развития способностей и одаренности. Специальные способности практического психолога. Условия развития способностей и одаренности.

Самосознание и жизненный путь личности

Сознательное и бессознательное в психике человека. Понятие самосознания личности в отечественной и зарубежной психологии и его функции. Понятие и сущность «Я-концепции» (Р.Бернс). Характеристика основных структурных компонентов «Я-концепции». «Образ Я» (И.С.Кон) и самосознание.

Структура самосознания, ее компоненты. Закономерности формирования и формы проявления самосознания. Самооценка и уровень притязаний. Поиск смысла и смысло-жизненные ориентации личности. Понятие этнического и профессионального самосознания, их роль в развитии личности и индивидуальности человека.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы семинарских и практических занятий на дневном отделении (часть 1)

Тема 1. Предмет и методы психологии.



  1. История развития и место психологии в системе наук о человеке.
  2. Понятие о психике. Специфические особенности психического отражения.
  3. Группы психических явлений (процессы, состояния, свойства).
  4. Методы психологии.

& Список литературы:

Основной:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 1 и 2.

Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии. // Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр. 8-18.

Дополнительный:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 39-48.

Или

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996. стр. 49-58.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 298-310.

Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 53-61.

Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. стр. 48-64.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 1.

Рубинштейн С.Л. История психологии. //Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. №. Стр. 62-97.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1995.

Тема 2. Мозг и психика.

План:

Основные блоки мозга и их функции.

Функциональная асимметрия полушарий мозга.

Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга.

& Список литературы:

Основной:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

А.Р. Лурия. Несколько страниц из науки о мозге// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 18-23.

Дополнительный:

Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга. //Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.Стр. 84-127.

Хомская Е.Д. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. //Нейропсихология. М., МГУ, 1987.

Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. 1997. № 3 стр. 112-125.

Вулдридж Д. Механизмы мозга.//Хрестоматия по психологии. М. 1977.Стр. 143-150.

Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 124-134.

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 4.

Тема 3. Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания.

  1. Раздражимость и чувствительность как формы отражения живых организмов.
  2. Развитие нервной системы от простейшей (сетевидной), ганглиозной к центральной и ее эволюционное значение.
  3. Возникновение и развитие сознания, отличительные особенности сознания как высшей формы психики.
  4. Роль языка в сознании человека.

& Список литературы:

Основной:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Дополнительный:

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. стр. 29-51.

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр.98-104.

Тих Н.А. Предыстория общества. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 104-111.

Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. / Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. стр.252-263.

Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека. /Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ., 1972. стр.263-283.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 2, 3.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 91-98.

Наши рекомендации