Психология межличностных

Взаимоотношений

Глава 16. Личность и группа

Основные понятия: личность, группа, виды групп, струк-тура группы, социометрия, групповая деятельность, лидер группы, групповое решение, исполнение решения, оценка дея-тельности.

Личность в группе.

Во всех предыдущих разделах человек рассматривался как сознательное одухотворенное существо как личность, активно познающая и преобразующая окружающий мир и самого себя. Главной особенностью ее является уникальность, самобытность, стремление свободно выразить себя, проявить свои способности и применить их в творческой деятельности. Но все, что делает личность она делает не только для себя, но для других людей. Все, что создается личностью, остается людям. Да и сам чело-век становится личностью только среди людей. Поэтому сущ-ность личности заключена не только в ней самой, но и в тех свя-зях, которые существуют между нею и окружающими людьми. Личность, как сознательное существо, является субъектом пси-хической и практической деятельности, осуществляемой ею со-вместно с другими людьми. В связи с этим личность является составным элементом полисубъективных взаимоотношений, которые устанавливаются между людьми в процессе их совмес-тной жизнедеятельности.

Люди, среди которых живет человек, представляют собой различного рода групповые объединения субъектов, которые, осуществляя совместную деятельность, создают материальные и духовные ценности, необходимые для нормального суще-ствования каждого человека. Личность, как самостоятельное и активное существо, может жить и проявлять себя только в груп-пе себе подобных существ, между которыми существуют внут-ренние связи, объединяющие людей в различного рода сообще-

ства, существующие в определенное время и в определенном простран-стве. Группа - это сообщество людей, объединенных внутренними свя-зями и отношениями, возникшими в процессе совместной деятельнос-ти и совместного проживания. Совместное бытие - это специфический для людей образ жизни.

Включение индивида в совместное бытие с другими людь-ми может происходить как закономерно, так и случайно. Зако-номерно, например, индивид включается в жизнь семьи в силу появления на свет от родителей. Случайно он становится чле-ном другой группы благодаря тому, что начинает контактиро-вать с некоторыми представителями этого сообщества. Но для того, чтобы личность стала членом группы, она должна быть принята ею. Равноправным членом группы субъект становится только тогда, когда его действия и поведение оцениваются как полезные для группы.

Принадлежность личности к группе основана на наличии у нее общего признака, присущего всей группе. Таким общим при-знаком может быть: профессия, пол, возраст, место проживания, а также наличие общих интересов, увлечений, взглядов, куль-турных и духовных ценностей и т.д. Общность - это основной признак, лежащий в основе всех групповых объединений людей.

Впервые общность людей возникает на основе наличия ро-довых связей между родичами, где все равны и их объединяет совместное проживание, забота о продолжении рода и защита своей территории. Все личности, принадлежащие к этой общно-сти, объединены между собой родовыми связями и составляют неструктурированное объединение, существующее под названи-ем “Мы”. Неструктурированные общности людей, противопос-тавляющие себя другим сообществам, отражаются в сознании личности “Мы” и “Они”. Такие неструктурированные сообще-ства людей, где существуют родовые связи, где все равны и объе-динены совместным проживанием, получили название “комму-нитас”. С этой точки зрения любое групповое объединение, не имеющее определенной структуры, может называться комму-нитасом. Коммунитас – это социум в его нерасчлененном виде, то есть объединение людей недифференцированное по соци-альным признакам.

В развитом обществе, где существуют социальные связи между субъектами, возникают групповые общности, имеющие

определенную социальную структуру, определяющую социальный ста-тус каждой личности в группе. В таких сообществах существуют са-мые разнообразные взаимоотношения между индивидами: прагмати-ческие, психологические, социальные, культурные, духовные, эмоцио-нальные, интеллектуальные, ролевые и др.

Среди этих отношений наиболее важную роль в развитии личнос-ти играют культурные и духовные связи, существующие в групповых объединениях. Под их влиянием индивид становится одухотворенным существом, для которого важнейшее значение начинают иметь куль-турные и духовные ценности, существующие в обществе. Эти ценнос-ти не существуют в готовом виде, они создаются людьми в процес-се совместной жизни и становятся основным фундаментом для воз-никновения и существования групповых объединений и основой для установления прочных связей между членами группы.

Духовное начало в любой общности всегда основано на совмест-ной практической деятельности, в процессе которой создаются мате-риальные предметы, необходимые для жизни общества. Осуществляя трудовую деятельность совместно с другими людьми каждая личность вносит определенный вклад в создание материальных ценностей, в которых отражена степень участия ее в жизни того сообщества, к ко-торому она принадлежит. Совместный труд делает личность трудо-любивой, общительной, внимательной, отзывчивой, ответственной не только за себя лично, но и за деятельность всех членов трудовой груп-пы.

То как личность может проявлять себя в группе зависит от той роли, которую она добровольно берет на себя или которую ей навязывает группа. Если роль соответствует возможностям личности, то у индивида начинают проявляться качества, одоб-ряемые группой. В противном случае она начинает негативно относиться к субъекту, который не справляется со своей ролью.

В группе личность не только проявляет себя, но и находит защиту от посягательств субъектов, недоброжелательно отно-сящихся к ней как внутри группы, так и за ее пределами. Если вся группа начинает негативно относиться к какому-либо ее чле-ну, то он становится изгоем “гадким утенком”, которого все могут безнаказанно обижать. И все же такой субъект не покида-ет группу, а остается в ней, хотя и терпит насмешки и издевательства. Это объясняется тем, что человек общественное существо и он не

может существовать отдельно от людей. Потребность быть с людь-ми заставляет его искать контакты с себе подобными и таким обра-зом, удовлетворять эту потребность. В противном случае его ждет одиночество и изоляция от общества.

Проблема одиночества является для личности самой ост-рой среди других проблем, с которыми она сталкивается. Оди-ночество может быть временным и постоянным. Временное оди-ночество наступает после разрыва отношений с прежними дру-зьями или родственниками. Иногда прежние отношения восста-навливаются, если же это не происходит завязываются отноше-ния с другими людьми. Длительное одиночество возникает в том случае, когда личность в течение долгого времени не может ус-тановить связи с другими людьми, так как они не представляют никакого интереса для нее. Одиночество всегда тяжело пережи-вается людьми. Одинокого человека часто охватывает тоска, подавленность, опустошенность, скука, безысходность и т.д.

Как видим, личность не может жить и развиваться вне кон-кретной группы людей, к которой она принадлежит. Влияние группы на личность является разносторонним и очень важным, так как она выполняет по отношению к личности целый ряд важ-ных функций: объединения, социализации, прагматизации, экс-прессивности и поддержки.

Функция объединения соединяет отдельные личности в груп-пу, которая представляет собой основную ячейку человеческо-го общества и которая дает возможность каждой личности при-общиться к роду людей. Функция социализации превращает ин-дивида в сознательно действующую личность, одухотворяет ее и наделяет истинно человеческими свойствами и качествами. Прагматическая функция приобщает личность к совместной де-ятельности с другими людьми и дает возможность развивать че-ловеческие способности, необходимые для создания предметов, нужных для жизни общества. Экспрессивная функция помогает личности проявить себя в группе, реализовать свои возможнос-ти и способности, заслужить доверие, уважение и одобрение группы. Благодаря этой функции человек получает возможность удовлетворить потребность в общении, выразить свои мысли, желания, стремления и свое отношение к членам группы. Функция под-держки обеспечивает сплочение членов группы в экстремальных си-

туациях, защиту каждого члена группы от посягательств со стороны субъектов, принадлежащих к другим группам. Она помогает ослабить неприятные чувства и состояния напряжения, возникшие в конфликтных ситуациях.

Виды групп.

Каждая личность является членом какой-либо группы. Существует множество видов групп, которые различаются по величине, форме организации, уровню развития и социальной направленности.

По величине различают большие и малые группы. Большие группы насчитывают в своем составе по несколько сотен и бо-лее индивидов. Это производственные объединения, учебные, де-ловые и обслуживающие учреждения, воинские части и соедине-ния, политические партии, профсоюзные организации и т.д. Боль-шие группы являются составной частью общества, государства, страны и народа. Они обеспечивают нормальную производствен-ную, хозяйственную, политическую, культурную и духовную жизнь общества. Большие группы людей является объектом изу-чения науки социологии.

Малые группы имеют в своем составе от двух до двух де-сятков человек. К малым группам относят: семью, производ-ственную бригаду, учебную группу, воинское подразделение, экипаж самолета, спортивную команду, труппу артистов и т.д. Малые группы входят в состав более больших групп. В них в основном протекает жизнь, деятельность, общение и взаимодей-ствие индивидов друг с другом. В малых группах возникают спе-цифические социально-психологические явления и поэтому эти группы являются объектом изучения социальной психологии.

По характеру связей, существующих между личностями, группы могут быть первичные и вторичные. В первичных груп-пах имеют место непосредственные, эмоционально окрашенные отношения. Возникают и существуют первичные группы в ре-зультате наличия взаимного тяготения между индивидами, про-являющегося в форме чувств симпатии, уважения и солидарнос-ти. Такие взаимоотношения имеют место в семье, в компании друзей, коллег по работе, партнеров различных командах, экипажах и т.д.

Вторичные группы характеризуются опосредстванными отноше-ниями между членами объединения. Контакты между ними имеют офи-циальный, сугубо деловой характер. Отношения друг к другу в этих группах складываются не на основе личных симпатий, а в результате проявления индивидом деловых качеств и ум ени я выполнить возло-женные на него функции. Возникновение вторичных групп связано с общими производственными, экономическими, политическими и дру-гими интересами. К вторичным группам относятся трудовые объеди-нения, учебные учреждения, политические партии, профсоюзные орга-низации и т.д. Если личность не находит удовлетворения своим инте-ресам и стремлениям в первичной группе, то она старается реализо-вать себя во вторичной группе, включаясь активно в производствен-ную, политическую или в учебную деятельность.

По характеру отношения личности к группе она может быть для неё референтной и нереферентной. Референтная группа яв-ляется для личности наиболее важной из всех групп, в которые она входит. В ней она видит образец для подражания. Все ее цен-ности, формы поведения, взгляды и идеалы являются эталоном для личности. Мнением членов референтной группы личность до-рожит в большей степени, чем мнением всех остальных людей. Нереферентная группа не имеет никакого значения для личнос-ти, хотя она может формально входить в ее состав. Все что про-исходит в этой группе является безразличным для индивида и не оказывает на него никакого влияния. Кроме этих двух групп Р.С. Немов выделяет антиреферентную группу, к которой субъект относится отрицательно. Поведение, взгляды, ценности и идеа-лы членов этой группы вызывают у него отвращение и чувство протеста.

По наличию или отсутствию непосредственных связей меж-ду субъектами различают реальные и условные группы. Реаль-ные группы - это объединения людей, существующие в действи-тельности, между которыми имеют место непосредственные кон-такты и межличностные отношения. Условные группы - это ис-кусственно создаваемые группы людей, между которыми нет не-посредственных связей и контактов. Лица, зачисленные в эти группы, даже не подозревают об этом. Создание условных групп осуществля-ется на основе выделения общих социальных и психологических ха-рактеристик, свойственных определенным категориям людей.

По форме организации группы бывают формальными и нефор-мальными. Формальные группы создаются специально и имеют за-ранее заданную организацию. Между членами формальной группы взаимоотношения имеют чисто деловой, официальный характер. Каждый член группы выполняет строго определенные функции и несет ответственность перед группой за свои действия и поведе-ние. К формальным группам можно отнести производственные бри-гады, команды, экипажи, учебные группы и т.д.

Неформальные группы возникают стихийно и не имеют никакой определенной организации. Взаимоотношения в них имеют сугубо лич-ный характер и основаны на чувствах симпатии, дружбы и товарище-ства. Неформальные группы могут существовать самостоятельно, а могут также возникать внутри формальных групп, когда отношения между некоторыми членами являются не только деловыми, но и носят дружеский и интимный характер.

По уровню развития группы могут быть высокоразвитыми и сла-боразвитыми. В высокоразвитых группах деловые отношения прояв-ляются на высоком уровне и имеют стабильный характер. Межлично-стные отношения в этих группах имеют четко выраженный положи-тельный или отрицательный характер. В слаборазвитых группах дело-вые и личные отношения являются расплывчатыми и слабо выражен-ными. В них нет четкого распределения функций, имеет место безот-ветственное отношение к своим обязанностям, межличностные отно-шения являются поверхностными и нестабильными.

А.В. Петровским была предложена следующая классификация групп по уровню их развития: 1) диффузная группа, 2) ассоциация, 3) коллектив, 4) корпорация.

Диффузная группа характеризуется низким уровнем раз-вития. Деловые отношения в ней, как правило, отсутствуют, межличностные отношения имеют поверхностный и случай-ный характер. Диффузные группы возникают как попало и где попа-ло, существуют часто недолго и быстро распадаются. Примером диффузной группы являются временные компании, возникшие на вечеринках, местах отдыха, в поездах, дискотеках, в больницах и т.д.

Ассоциация – группа людей, объединенная деловыми отно-шениями, которые зависят от того вклада, который вносит каж-дая личность в общее дело. Межличностные отношения в ней

имеют дружеский характер, являются довольно прочными и устойчи-выми. Ассоциациями являются производственные бригады, учебные группы, кома нды, экипажи и т.д.

Коллектив – наиболее развитая группа людей, характери-зующаяся высокой сплоченностью, четкой организацией, пра-вильным распределением обязанностей, добросовестным и от-ветственным отношением к их выполнению. В межличностных отношениях господствует дружба, товарищество, взаимная по-мощь, выручка и поддержка. Все это имеет место потому, что взаимоотношения в коллективе основаны на высоконравствен-ных принципах и регулируются высокоморальными установка-ми. Коллективы бывают производственными, учебными, спортивными, воинскими и т.д.

Корпорация представляет собой высокоорганизованное групповое объединение имеющее обособленный характер. Уста-новки и действия корпоративных объединений направлены про-тив конкурирующих с ними групп и имеют антиобщественный характер. Отношения между членами корпорации построены на основе эгоистических интересов и имеют индивидуалистичес-кую направленность. Примером корпорации являются мафиоз-ные объединения, организованные группы преступников, орга-низации перекупщиков, адвокатские коллегии.

По социальной направленности группы делятся на проссо-циальные и антисоциальные (асоциальные). Просоциальными и асоциальными могут быть большие и малые группы, формаль-ные и неформальные, реальные и условные, слабоорганизован-ные и высокоорганизованные.

Просоциальными являются такие группы, где установки и действия людей направлены на благо общества и носят обще-ственно-полезный характер. Поскольку в своих действиях они руководствуются общечеловеческими культурными и духовными цен-ностями, то они составляют лучшую часть человеческого общества.

Асоциальные группы руководствуются в своих действиях амо-ральными взглядами и антиобщественными установками, наносящи-ми вред как отдельным людям, так и всему обществу. Такими группа-ми являются компании хулиганов, рекетиров, наркоманов, наркодель-цов и других преступных объединений.

Таковы основные виды групп, которые изучены в психо-

логии.

Структура группы.

Каждая группа имеет свою структуру, которая определя-ется численным составом, целями и задачами, стоящими перед ней, обязанностями и функциями ее членов, а также характером взаимосвязей между ними.

Прежде всего структура группы зависит от ее величины. Чем больше по величине группа, тем сложнее ее структура и чем меньше – тем она проще. В психологии лучше всего изучена структура малых и первичных групп. Численный состав таких групп сравнительно небольшой. Он включает общее количество членов группы, их дифференциацию по возрасту, полу, образо-ванию, квалификации, семейному положению и т.д. Каждый член группы занимает определенное место в ее структуре. Положе-ние личности в структуре группы зависит от важности тех офи-циальных функций, которые она выполняет в группе, а также от отношения к ней членов группы.

В зависимости от целей и задач, а также функций членов группы ее структура может быть однородной и разнородной. При наличии простой задачи ее структура является однород-ной, так как все члены группы выполняют одни и те же функ-ции. Возьмем, например, группу рабочих, занимающихся бла-гоустройством отведенной им территории. Все члены группы занимаются однородной работой: посадкой деревьев и кустар-ников, расчисткой алей и дорожек.

Если же цели и задачи являются сложными, то структура группы имеет сложный и разнородный характер, так как члены группы выполняют различные функции. Так, экипаж самолета должен выполнить рейс согласно расписанию. Для того, чтобы достигнуть этой цели все члены экипажа должны выполнять свои функции: пилот дол-жен вести самолет по курсу, штурман – прокладывать курс, радист – держать связь с диспетчером, бортмеханик – следить за работой дви-гателей, стюардесса – обслуживать пассажиров.

В зависимости от характера связей между членами группы ее структура может быть официальной и неофициальной. В формальных группах, которые создаются специально для выполнения определен-

ных целей и задач, существует официальная структура, в соответствии с которой каждый член группы выполняет возложенные на него обя-занности и несет ответственность за свои действия.

Официальная структура в формальной группе задана заранее штатным расписанием. Возглавляет официальную структуру формаль-ной группы руководитель (в учреждениях - начальник или заведую-щий, в производственных объединениях - директор, в экипажах судов и спортивных командах - капитан, в воинских частях - командир и т.д.) Руководитель назначает высококвалифицированных членов группы руководить подразделениями, входящими в состав учреждения или объединения. Те в свою очередь распределяют обязанности между сотрудниками подразделения. Причем, все это специально фиксирует-ся в форме приказов и распоряжений.

В неформальных группах имеет место неофициальная структура, которая возникает вследствие того, что члены группы начинают доб-ровольно выполнять определенные обязанности. Неофициальная струк-тура обусловлена внутренними факторами, тогда как официальная – внешними. Она является более гибкой по сравнению с официальной, так как связи между индивидами в неформальных группах имеют доб-ровольный характер, являются очень динамичными и часто меняют-ся. Так, группы подростков, занимающиеся спортивными играми, час-то возникают стихийно. Играя в футбол члены команды могут часто менять свои функции, вместо выбывших приходят новые игроки.

В формальных группах кроме официальной структуры может иметь место и неофициальная структура, которая определяется не деловыми связями, а личными взаимоотношениями между членами группы. В связи с этим в формальных группах могут быть неболь-шие неформальные объединения, которые не значатся в штатном расписании и имеют неофициальный характер. Так, в производствен-ных бригадах рабочие, для осуществления совместной деятельнос-ти, объединяются по собственному желанию в небольшие группы по два, три человека. После работы они продолжают контактировать, занимаясь вместе хозяйственными работами или посещая места от-дыха и учреждения культуры.

Нормальное функционирование группы во многом зависит от пра-вильной организации ее структура. Поэтому изучение и оценка струк-туры группы имеет большое практическое значение. Конечно, устано-вить официальную структуру группы можно без особого труда, сопос-

тавив штатное расписание с наличным составом группы и функциями каждого члена группы. Гораздо труднее изучить неофициальную струк-туру, так как она нигде не зафиксирована и на ее надо затратить очень много времени.

Для того, чтобы быстро установить неофициальную струк-туру группы в психологии применяется метод социометрии. Суть этого метода заключается в том, что всем членам группы пред-лагается сделать социометрический выбор своего партнера для осуществления какой-либо совместной деятельности. Благода-ря такой процедуре можно без труда выявить неформальные меж-личностные связи, которые существуют между членами груп-пы. Результаты исследований показывают, что одних членов группы выбирают больше, чем других. Личность, которую чаще всего выбирают, пользуется уважением и авторитетом в группе и является ее неофициальным лидером.

Если в формальной группе наряду с официальной структу-рой имеется и неофициальная, то между ними возникает взаимо-действие, которое может иметь как положительный, так и отри-цательный характер. Положительное влияние неофициальная структура оказывает в том случае, когда межличностные отно-шения помогают членам группы лучше выполнять свои дело-вые функции. Отрицательное влияние они оказывают, если лич-ные отношения мешают отдельным индивидам добросовестно выполнять свои официальные обязанности.

Положительное взаимодействие между неофициальной и офици-альной структурой группы возможно также и в том случае, если руко-водитель и неформальный лидер является одним и тем же лицом. В данном случае официальная структура совпадает с неофициальной. Возможно и такое явление, когда неофициальная структура дополняет официальную. Это происходит тогда, когда между неофициальным ли-дером и руководителем существуют хорошие отношения и он помога-ет ему руководить группой. Если же между ними возникают конфлик-ты, то группа делится на два лагеря и нормальная жизнь группы нару-шается.

Наши рекомендации