Традиционные проблемы и новые подходы
Вторая часть — традиционные проблемы и новые подходы— содержит ответ на поставленный выше вопрос о том, как соотнести устоявшиеся принципы и подходы с новым, «стучащимся в дверь» материалом. Хорошо известно, что существует достаточно прочно оформившийся спектр «сквозных» проблем социальной психологии, включаемых в ее структуру, повторяющийся в разных школах и направлениях. Здесь нет необходимости перечислять все эти проблемы и важно лишь подчеркнуть, что их набор сохраняет свое значение как важнейших компонентов в структуре социальной психологии как науки. Все традиционно включаемые в эту структуру проблемы остаются важными направлениями фундаментальных исследований, и изменения в мире ни в коей мере не означают утраты ими права на существование, в том числе и в учебниках по данной дисциплине.
Речь идет о другом: в изменяющемся мире многие из разрабатываемых направлений требуют наполнения новым содержанием и его осмыслением. Это участь всех наук, имеющих дело с исследованием общества или отдельных его фрагментов. Достаточно привести лишь некоторые примеры.
В традиционной для социальной психологии проблеме общения возникают такие, например, вопросы, как толерантность в диалоге или новые грани в содержании и свойствах стереотипов. Даже характеристики хорошо проработанной в исследованиях малой группы приобретают специфические черты, связанные, например, с процессами командообразования. Особый акцент требуется, по-видимому, и в области психологии организаций в связи с возникновением их новых форм. Тем более необходима тщательная проработка проблем психологии больших социальных групп, ибо сами эти группы или утрачивают, или, напротив, приобретают новое значение.
Ряд новых поворотов можно усмотреть и в проблематике личности. Так, решение абсолютно традиционной для социальной психологии проблемы социальных установок требует сегодня, кроме общего анализа механизмов их возникновения, как минимум, «учета» тех но-вых реальных условий, в рамках которых осуществляется процесс их изменения. Так же обстоит дело с изучением социализации, способов конструирования человеком образа социального мира и др.
Следовательно, необходимо и специальное исследование нового состояния каждой из традиционных проблем, и акцентирование новых моментов при изучении курса социальной психологии студента-
ми. Вторая часть книги содержит как раз изложение тех изменений, которые происходят в традиционных областях социально-психологического знания в условиях социальных трансформаций. Материал, предложенный здесь, сконцентрирован вокруг основных разделов социальной психологии: общения и взаимодействия (главы 1-2), психологии больших и малых групп (главы 3—5), социальной психологии личности (главы 6—7). В качестве заключения предлагается глава об особенностях построения рядовым человеком картины изменяющегося мира, что в известном смысле является итогом всего материала, представленного в данной части книги.
ОБЩЕНИЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ И НОВАЯ
ПРОБЛЕМАТИКА
Проблема общения, наряду с проблемами личности и группы, является одной из базовых проблем социальной психологии. Как и проблема личности, проблема общения имеет междисциплинарный характер. Кроме того, общение, как и личность, представляет собой, с одной стороны, категорию психологической науки, а с другой — оно является обиходным понятием с точки зрения современного человека, употребляемым в самых разных контекстах человеческой жизнедеятельности.
Указанные обстоятельства можно рассматривать как трудности в разработке проблематики общения, а можно, наоборот, — как дополнительные ресурсы для такой работы. В любом случае стоит учитывать взаимопроникновение научного и обыденного контекстов рассмотрения проблемы общения. Это взаимопроникновение характеризует прежде всего область прикладных исследований общения в социальной психологии и область социально-психологической практики.
Все это делает проблему общения «вплетенной» в контекст реальной жизни общества и каждого отдельного человека. Изменения, происходящие в мире на рубеже XX и XXI вв., не могут не оказать влияния на исследование этой проблематики и на расстановку в ней новых акцентов.
В социальной психологии принято выделять три уровня общения — межличностный, внутригрупповой и межгрупповой. При этом наиболее часто предметом теоретического анализа и эмпирического изучения становится межличностное общение, или общение в диаде, которое фактически и рассматривается как синоним понятия общения, если не делается специальных уточнений.
В отличие от категории личности, психологическая категория общения является специфически российской, исторически связанной с философской традицией марксизма и с теорией деятельности, разработанной в психологии на ее основе. Эта традиция лежит в основе Многих исследований общения, проведенных в том числе и в социальной психологии [см., например: Леонтьев А. А., 1997а; Общение и оптимизация совместной деятельности, 1987].
Для отечественной культурной традиции характерен в то же время нравственный аспект в рассмотрении общения, нашедший отражение в работах о. Павла Флоренского, определявшего человеческое познание как «живое нравственное общение личностей» [цит. по: Леонтьев А. А., 19976, с. 271—272], а также в письмах физиолога А. А. Ухтомского, распространившего свое учение о доминанте и на сферу человеческого общения [Ухтомский, 1996]. Этот нравственный аспект в рассмотрении общения утверждается прежде всего в гуманистической традиции в психологии [см., например: Психология с человеческим лицом... 1997] и оказывает большое влияние на практику психологической и социально-психологической помощи людям (подробнее об этом см. в главе 19).
Таким образом, в отечественной психологии проблема общения традиционно решается не изолированно, а в контексте культуры в широком смысле слова, и это, безусловно, обогащает психологический анализ общения, но в то же время делает сложным выделение «чистых» конкретно-научных ракурсов рассмотрения этой проблемы, и, в частности, ее социально-психологического аспекта.
Обращение к истории психологической науки показывает, что «сам факт межличностного общения на протяжении десятилетий оставался парадоксально незамеченным ею. Развитие психологических представлений о человеке протекало, можно сказать, под знаком «нераспознанного диалога»». «Об этом свидетельствует, в первую очередь, позднее рождение социальной психологии — по существу единственной психологической дисциплины, в которой исследование общения является изначальной и основной функцией» [Хараш, 1979. С. 32, 33]. В то же время «в самой социальной психологии... прочно утвердилась традиция исследования "общения без обращения"». Это означает, что традиционно изучаются различные социально-психологические феномены, «составляющие условие и продукт процесса общения как такового, его промежуточные "опорные пункты"» — межиндивидуальные отношения, социометрические позиции, совпадение—несовпадение мнений, целей, ценностей, норм, стереотипов, социальных установок и т.д. и т.п., тогда как сам диалогический пласт межличностных взаимодействий, где именно и свершается «таинство» групповой интеграции и дифференциации, выносится за рамки эмпирического исследования и становится объектом чисто умозрительных суждений» [там же].
Отечественная социальная психология, имея в качестве культурного образца западную социальную психологию, с одной стороны, иопираясь на идеи отечественной психологии, с другой, оказалась перед непростой задачей увязать между собой эти две разные традиции. Попытка соотнести отечественную и западную традиции в подходе к анализу общения в социальной психологии через выделение в его
структуре коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной сторон [Андреева, 1996] оказалась очень продуктивной, поскольку в результате преодолевался разрыв между указанными традициями и появлялась возможность «наводить мосты» между ними. Общение в этом подходе рассматривается как способ связи (обмен информацией) между действующими (взаимодействующими) индивидами, стремящимися к достижению взаимопонимания (воспринимающими друг друга определенным образом). При этом подчеркивается несводимость понятия общения к каждому из трех выделенных в нем компонентов. Вместе с тем такой подход позволяет при анализе целостного процесса общения учесть разработку каждого из компонентов в отдельности.
Направления исследований общения, сложившиеся в отечественной психологии в течение трех последних десятилетий, можно условно разделить на собственно социально-психологические направления и направления, связанные с другими областями психологической науки. К последним относятся: 1) изучение трансформации психических процессов в условиях общения; 2) психолингвистические исследования общения; 3) онтогенетические исследования общения; 4) изучение общения в контексте обучения и воспитания.
Необходимо дать их краткую характеристику, поскольку все они так или иначе связаны с изучением проблемы общения в социальной психологии.
1. Трансформация психических процессов в условиях общения исследуется в рамках общей психологии с ее попытками поиска новых перспектив в изучении человеческой психики. Традиционно общая психология исследовала психические процессы отдельного индивида, и вопрос о том, как данные процессы изменяются в ситуации общения индивида с другими людьми, стал естественным продолжением развития экспериментальной общей психологии [Ломов, 1975]. Наиболее подробно изучалось влияние общения на такие психические процессы, как восприятие (зрительное и слуховое), память и мышление [см., например: Проблема общения в психологии, 1981].
Начало этой традиции в отечественной психологии положили еще в 20-е годы прошлого века экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, создателя коллективной рефлексологии. Бехтерев разработал принцип сравнительного анализа психических процессов индивида в условиях изолированной деятельности и в условиях его общения с другими людьми. Осуществив серию экспериментов по индивидуальному и совместному выполнению заданий на восприятие, выявление различий и сходства объектов, решение творческих задач и некоторых других, Бехтерев экспериментально доказал, что группа влияет на индивида позитивно, при этом «слабые» испытуемые получают от групповой работы больше, чем «сильные» [Бехтерев, 1994].
Таким образом, в экспериментах В. М. Бехтерева организовывалось собственно внутригрупповое общение, связанное с деятельностью группы, что является крайне важным для последующего анализа проблемы общения в социальной психологии.
Особое место в рамках описываемого общепсихологического направления изучения влияния общения на протекание психических процессов занимают исследования психических процессов человека в специфической ситуации диадического общения — общения человека с компьютером. Эта ситуация в современной социальной психологии рассматривается шире и обозначается как общение людей между собой, опосредованное компьютером, что придает проблеме современное звучание (см. главу 12).
2. Психолингвистические исследования общения — направление исследований общения, преимущественно связанное с психолингвистикой, предмет которой определяется как «соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной образующей образа мира, с другой» [Леонтьев А. А., 19976. С. 19]. Поскольку психолингвистика имеет непосредственное отношение к общению, «весьма близкой ей психологической дисциплиной является социальная психология и психология общения как часть последней» [там же. С. 21]. Три линии психолингвистических исследований общения отчетливо демонстрируют связь психолингвистики с социальной психологией.
В рамках первой линии разработаны, в частности, схема анализа коммуникативной структуры речи (текста) [Ушакова и др., 1989] и метод интент-анализа выступлений в политической дискуссии [Ушакова и др., 1990], использующиеся в современных прикладных исследованиях общения в социальной психологии.
Вторая линия представлена в рамках особой дисциплины — линг-восоциопсихологии, или семиосоциопсихологии, рассматриваемой как раздел социальной психологии общения [Дридзе, 1980]. В качестве единицы общения здесь выделяется текст (сообщение), анализируются место коммуникативной деятельности человека среди других видов общественной деятельности и место текстов в структуре социальной коммуникации. Предметом специального рассмотрения является «эффект смысловых ножниц», определяемый как «возникновение "семиотического вакуума"», вызванного несовпадением смысловых "фокусов" речи в процессе общения» [там же. С. 181]. Важным моментом подхода является разработка возможных путей преодоления этого эффекта, что представляет большой интерес для общественной практики. Лингвосоциопсихология, по мнению А. А. Леонтьева, является стыковой наукой второго поколения, сам факт появления которой -
признак научного прогресса.
Третья линия исследований осуществляется в рамках психосемантики и, пожалуй, наиболее интенсивно развивается в последние годы [Артемьева, 1999; Петренко, 1988; Шмелев, 1983]. В русле этой линии проведено множество экспериментальных работ с помощью большого класса психосемантических методов (первым из которых был метод семантического дифференциала Ч. Осгуда). В экспериментах реконструировались индивидуальные и групповые субъективные семантические пространства, а также семантические структуры межличностного восприятия, измерялась когнитивная сложность личности, изучались этнические стереотипы и эффективность речевого коммуникативного воздействия.
Психосемантические методы используются также в исследованиях психотерапевтического общения. Кроме того, в последние годы предпринимаются попытки на основании результатов психосемантических исследований прогнозировать реальное поведение человека в общении. В частности, с помощью методов визуальной психосемантики через реконструкцию семантических пространств межличностного восприятия изучались установки коммуникативного поведения личности, а именно установки личности в кооперативно-конфликтном взаимодействии, и на основании полученных результатов строился прогноз коммуникативных стратегий и реального поведения испытуемых в конфликтных ситуациях [Джерелиевская, 2000]. Предпринята также попытка использовать психосемантический подход в качестве «единого концептуального языка, способного стать средством описания феноменов общения, объяснения их механизмов и основных закономерностей, внесения преобразований в содержание и протекание общения» [Доценко, 1998. С. 5].
В психосемантических исследованиях последних лет этот акцент на рассмотрении проблем реального человеческого общения связан с потребностями анализировать общение в условиях социальных ситуаций, которые порождены в том числе и происходящими социальными изменениями.
3. Онтогенетические исследования общения ведутся в возрастной психологии. В ней изучаются, в частности, изменения в общении, происходящие в процессе онтогенетического развития индивида. Эти изменения тесно связаны с проблемами социализации, в рамках которой общение рассматривается как одна из сфер становления личности человека, наряду со сферами деятельности и самосознания. Здесь очевиден прямой контакт с социальной психологией, и фактически речь идет о междисциплинарных исследованиях, методология проведения которых разрабатывалась Л. С. Выготским при изучении роли общения в развитии психики человека [Выготский, 1982].
Другой поворот междисциплинарных исследований онтогенеза общения связан с онтопсихологическим подходом в психологии, разработанным Б. Г. Ананьевым. Центральной задачей этого подхода является системный анализ всех возрастных стадий психического развития индивида, жизненного пути личности и изменения характеристик человека как субъекта труда, общения и познания.
Развитие общения в детстве, отрочестве и юности традиционно находилось в центре внимания специалистов и сегодня продолжает изучаться ввозрастной и социальной психологии [см., например: Лисина, 1997]. При этом проблема общения взрослых людей, хотя фактически и затрагивается в большинстве исследований, однако пока еще не стала предметом специального анализа. Вместе с тем именно этот аспект рассмотрения общения становится востребованным в современных условиях, когда взаимодействие людей в усложняющихся и конфликтных социальных ситуациях становится все более проблематичным и возрастают требования к общению в разных видах профессиональной деятельности.
4. Общение в контексте обучения и воспитания — направление исследований общения, которое связано с педагогической психологией. В рамках этого направления акцент делается на изучение специально организованного (обучающего и воспитывающего) общения прежде всего взрослых и детей. Такое общение получило название педагогического [Леонтьев А. А., 1979].
Важнейшей психологической характеристикой педагогического общения является его диалогичность. В связи с этим анализируются психологические характеристики педагогического общения как воспитывающего диалога [Петровская, Спиваковская, 1983], одна из которых — равенство позиций воспитателя и воспитуемого — вызывает споры. Согласно альтернативной точке зрения на этот вопрос, такое равенство является принципиально невозможным в силу разницы в опыте, уровне рефлексии, знаниях и умениях воспитателя и воспитанника, педагога и ученика.
Демонстрация такого равенства, вопреки указанным соображениям, может свидетельствовать о наличии манипулятивной составляющей в педагогическом общении. Манипулятивный аспект педагогического общения, его соотношение с диалогической ориентацией, возможности и ограничения манипуляции и диалога в педагогическом общении — все эти вопросы становятся предметом психологической рефлексии и эмпирического изучения.
Проблема педагогического общения является одной из центральных в педагогической социальной психологии — еще одной «стыковой науке второго поколения», контуры которой были обозначены в 70-е годы
прошлого века и которая активно развивается в наши дни [Реан, Ко-ломинский, 1999].
В последние годы в условиях быстрого распространения новых информационных технологий и проникновения массовой культуры во все сферы общественной жизни возрастает роль педагогического общения (как непосредственного межличностного контакта педагога с учеником) в процессах социализации ребенка и трансляции культуры. В связи с этим возникает необходимость в проведении исследований, выявляющих особенности педагогического общения в новой социальной ситуации, а также в разработке методов повышения «конкурентоспособности» педагогического общения как инструмента социализации в новом информационном поле.
Завершая краткий обзор направлений изучения общения в отечественной психологии, можно выделить две основные тенденции, отражающие характер их развития в последние годы. Первая заключается в том, что в рамках каждого из этих направлений осуществляются определенные трансформации, обусловленные происходящими в обществе переменами, хотя этот процесс идет достаточно медленно и нуждается в интенсификации. Вторая связана с утверждением междисциплинарного статуса этих исследовательских направлений, что приводит к складыванию в их русле «стыковых наук второго поколения», таких как лингвосоциопсихология и социальная педагогическая психология.
К собственно социально-психологическим направлениям исследования общения относятся: 1) изучение общения в условиях совместной деятельности; 2) изучение связи общения и личности; 3) изучение общения как коммуникативного воздействия; 4) изучение проблем невербальной коммуникации. Каждое из этих направлений в той или иной степени отвечает на вызовы, предлагаемые новой социальной ситуацией.
1. Общение в условиях совместной деятельности. На протяжении ряда лет эта проблема являлась одной из ведущих в исследованиях кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и разрабатывалась, в частности, в сотрудничестве с коллегами из Карлова университета (Прага). «Проблема взаимосвязи общения и деятельности относится к числу принципиальных методологических проблем не только социальной, но и общей психологии. Признание органического единства, которое существует между общением и деятельностью, не снимает острой дискуссии по вопросу о характере их связи» [Общение и оптимизация совместной деятельности, 1987. С. 6].
Содержание этой дискуссии касается как достаточно общих вопросов («порождает» ли деятельность общение, или они выступают
«равноправными» формами индивидуального бытия человека, или общение само является деятельностью), так и более конкретных. Одним из таких конкретных вопросов является выяснение механизма воздействия деятельности (в данном случае совместной деятельности) на общение и, наоборот, общения на совместную деятельность [там же].
Результаты исследований, посвященных изучению конкретных механизмов взаимосвязи и взаимовлияния общения и совместной деятельности (таких, как межличностные предпочтения, атрибутивные процессы, стереотипизация, межличностная обратная связь и др.), позволяют выявить вклад общения в оптимизацию совместной деятельности, что открывает широкие перспективы для изучения проблемы в современных условиях.
2. Общение и личность. Изучение влияния общения на личность и личности на общение представляет особый интерес, поскольку связывает между собой «межличностную» и «внутриличностную» реальности человеческого существования.
В определенном смысле это направление исследований является «параллельным» изучению влияния общения на психические процессы человека. Во-первых, оба эти направления наглядно иллюстрируют идею Жане—Выготского об интериоризации, иными словами, о превращении межиндивидных взаимодействий во внутренние (психические или личностные) структуры человека и тем самым показывают, что онтогенетически и психика, и личность человека являются интериоризованными процессами общения. А, во-вторых, в обоих направлениях речь идет о том, какие изменения претерпевают эти внутренние структуры человека в условиях общения.
Однако есть и существенное различие: в анализируемом направлении вследствие признания наличия связи между общением и личностью переосмысляется само понятие личности. «Проблема «общение и личность»», — как указывает А. У. Хараш, — вырастает в «основной вопрос» психологической теории личности. Во всяком случае, решительный поворот от моно-(интра-) субъектных представлений о личности к «коммуникативным» (интерсубъектным) понятиям составляет едва ли не важнейшую особенность развития советской психологии последних лет» [Общение и оптимизация... 1987. С. 30].
Описываемый подход к пониманию личности получил название интерсубъектного (в противовес традиционному интрасубъектному). Интерсубъектный подход «берет в качестве своего отправного пункта не самого по себе индивида, а его связь с другими индивидами и усматривает в этой связи не нечто внешнее по отношению к его личности и жизнедеятельности, а ее внутреннюю смысловую ткань» [там же. С. 31]. Это означает, что общение есть не просто вид поведения, 68
«вступление» или «невступление» в которое является делом сознательного выбора человека, когда он может «воздержаться» от общения, «выйти» из общения, «уйти» от него. Общение здесь понимается как состояние, в котором субъект находится постоянно, независимо от того, вовлечен ли он в акт намеренной коммуникации с другими людьми. Коммуникативное состояние, с точки зрения Хараша, «представляет собой интегративное понятие, объединяющее в одно целое теорию общения и теорию личности» [там же. С. 33—35]. В рамках интерсубъектного подхода выделяются состояния закрытого общения (монолога) и состояния открытого общения (диалога), а также предлагается типология коммуникативных состояний личности, которые принципиально делятся на защитные состояния самоподачи и состояния самораскрытия.
Диалектическую связь между общением и личностью вскрывала и М. И. Бобнева, давая психологическую характеристику личностного общения, под которым понималась «субстанциональная форма существования и проявления внутреннего мира личности», т.е. личностное общение рассматривалось «как основная форма личностного существования человека» [Проблема общения в психологии, 1981. С. 242, 254].
Была предложена интересная и достаточно неординарная типология форм личностного общения, критерием для построения которой выступила степень презентированности в общении внутреннего мира личности — от «предельной замкнутости» до «полной открытости» [там же. С. 246]. Баланс тенденций «раскрытия» и «сокрытия» внутреннего мира личности в общении обеспечивается социальным нормированием. Выделяются макросоциалъные (общественные) и микросоциальные (групповые) нормы личностного общения. К макросоциальным нормам, регулирующим представленность в общении внутреннего мира личности, относятся, в частности, культурные, тендерные, возрастные, профессиональные нормы, а к микросоциальным — нормы конкретных малых групп, к которым принадлежат индивиды.
Оба класса норм подвержены изменениям, которые могут происходить неравномерно и в разной степени затрагивать разных людей. В частности, в нашей стране в последние годы происходит столкновение традиционной культурной нормы самораскрытия как в интимно-личностном, так и в деловом общении с тенденцией повышения культуры делового общения как общения формализованного и структурированного, в котором личностные проявления строго регламентированы. Это противоречие между традиционной и новой макросоциальными нормами приводит к разного рода коллизиям, например, к взаимонепониманию и к конфликтам в реальном деловом общении носителей разных норм.
Эмпирическое изучение связи между общением и личностью ведется в рамках проблемы личностных предпосылок успешности общения, рассматриваемой в двух основных ракурсах — через анализ качеств личности, необходимых для успешного общения [Бодалев, 1995], и через исследование личностных ограничений, ведущих к возникновению трудностей в межличностном общении [Куницына с соавторами, 2001]. Эта проблема представляет собой составляющую более широкой проблемы коммуникативной компетентности.
Значимость проблемы коммуникативной компетентности в условиях повышения требований к профессиональной культуре представителей «человекоориентированных» профессий резко возрастает. Причем коммуникативная компетентность является в равной мере фактором, обеспечивающим эффективное профессиональное общение как в условиях рыночной экономики и конкуренции, так и при создании систем социальной и психологической поддержки людей, принадлежащих к социально незащищенным слоям населения. Разработка принципов и техник диагностики и развития компетентности личности в общении является актуальной задачей социальной психологии [Жуков, Петровская, Растянников, 1990].
3. Общение как коммуникативное воздействие. Оказание воздействия на партнера или аудиторию традиционно рассматривается как одна из главных целей общения. Понятие коммуникативного воздействия сложилось в социальной психологии в традиции изучения массовой коммуникации как процесса убеждения и изначально связано с необихевиористскими представлениями об общении.
В рамках традиционного стереотипа коммуникативного воздействия, трактуемого как монолог, «коммуникатор и реципиент мыслятся на почтительном расстоянии один от другого, подобно стрелку и мишени», а «сообщение... уподобляется при этом пуле, нацеленной в сознание реципиента, выполняет функцию дистантного переносчика содержаний из одного сознания в другое» [Хараш, 1979. С. 24-25]. Это традиционное понимание коммуникативного воздействия, будучи переосмысленным с позиций интерсубъектной трактовки общения и личности, позволило обосновать долгосрочную эффективность диалогической стратегии коммуникативного воздействия в общении, в частности в массовой коммуникации, в лекционном общении, а также впсихотерапевтической практике.
Процесс коммуникативного воздействия, с этой точки зрения, «всегда предполагает встречу личностных позиций, личностных смыслов коммуникатора и реципиента и по природе своей диалогичен» [там же. С. 33]. При этом следует иметь в виду, что, «строго говоря, путем коммуникации «передается» не предмет, а субъективная пози-70
ция коммуникатора, в то время как предмет постигается реципиентом в явном или скрытом диалоге с коммуникатором» [там же. С. 27].
В межличностном диалогическом общении можно выделить два аспекта воздействия: воздействие как мотив, цель общения одного или обоих собеседников и воздействие как изменение вследствие общения, его реальные последствия. Межличностный диалог — это общение, центрированное на процессе, а не на результате. Его участники не имеют цели оказать воздействие друг на друга, уважают личностную свободу друг друга, но, тем не менее, (а точнее, именно поэтому!) это воздействие оказывают [Психология с человеческим лицом, 1997. С. 204]. Постановка цели воздействия в межличностном общении, согласно логике описываемой позиции, лишает его диалогической направленности и сводит на уровень монологического — авторитарного или манипулятивного — общения.
Манипулятивное общение рассматривается как один из видов психологического воздействия, осуществляемого, как правило, коммуникативными средствами. Манипулятивное коммуникативное воздействие предполагает искусное и скрытое «вкладывание» манипулятором собственных целей в сознание объекта манипуляции [Доценко, 1997]. Фактически манипулятивное воздействие означает скрытое управление жизнью другого человека. Проблема манипулятивного воздействия является одной из острых проблем в современной социальной жизни, поэтому изучение культурных, социальных, межличностных и внут-риличностных предпосылок, психологических механизмов и технологий воздействия, а также способов защиты от него становится крайне актуальной научной задачей [там же].
Особая проблема в социальной психологии — проблема воздействия во внутригрупповом общении, и, в частности, проблема воздействия в рамках социально-психологического тренинга [Петровская, 1989; Жуков, Петровская, Растянников, 1990], где основными механизмами воздействия принято считать самораскрытие, сопровождающееся конструктивной обратной связью. Изучение межличностной обратной связи как воздействующего сообщения является одним из направлений исследований, ведущихся в этом русле [Петровская, 1989; Соловьева, 1992].
4. Проблемы невербальной коммуникации. Невербальное общение вызывает растущий интерес социальных психологов, что связано, по-видимому, с его большей распространенностью и меньшей контролируемостью по сравнению с вербальным общением. Сравнение вербальных сообщений с невербальными показывает, что последние отличают большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность [Куницына и др., 2001].
Важной стороной проблемы конгруэнтного общения является соответствие вербального сообщения невербальному рисунку поведения человека. В случае расхождения вербальной и невербальной составляющих коммуникации, как показывают исследования, реципиент неосознанно реагирует именно на невербальную составляющую общения как заслуживающую доверия. В этой связи разрабатывается проблема невербальных индикаторов лжи и искренности, что представляет сегодня большой интерес не только для западной, но и для отечественной социальной психологии (на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова эти исследования ведутся под руководством Ю. М. Жукова) [см., например: Симоненко, 1998].
Декодирование невербального сообщения носит характер психологической интерпретации, осуществляющейся в условиях многозначности невербального поведения и неочевидности его смысла. В качестве основных категорий интерпретации невербального поведения выделены следующие: действия, эмоциональные состояния, интеллектуально-волевые процессы, межличностные отношения, качества личности, социальные роли и статусы, а также формы обращения и взаимодействия [Лабунская, 1999]. Перечисленные категории образуют круг психологических значений невербального поведения (в терминологии В. А. Лабунской), причем преимущественное использование определенных категорий характеризует разные типы психологической интерпертации, которые в свою очередь связаны с характером деятельности «интерпретатора» [там же].
Адекватность интерпретации невербального сообщения зависит от развитости способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения. Эта способность входит в круг социально-перцептивных способностей, которые занимают важное место в структуре социальных способностей личности [там же]. Таким образом, проблема интерпретации невербального сообщения оказывается связанной с проблемой личности в общении. Более того, изучение невербального общения выводит как на проблемы культуры и социума, поскольку оно культурно и социально обусловлено, так и на проблемы личности и индивидуальности, поскольку оно индивидуально. В этом смысле изучение невербальной коммуникации представляет собой область социальной психологии, в которой, как в фокусе линзы, собрались разные проблемы этой науки, поэтому проводимые здесь исследования крайне значимы для развития социальной психологии в целом.
Представленный обзор основных направлений исследования общения в отечественной социально-психологической традиции свидетельствует о следующих ее особенностях. Прежде всего, категория общения рассматривается в соотношении с двумя другими категориями
психологической науки — с деятельностью (в данном контексте — с совместной деятельностью) и личностью. Кроме того, изучаются двусторонние связи в категориальных парах «деятельность—общение» и «общение—личность».
Категория личности переосмысляется в рамках интерсубъектного подхода к общению. Интерсубъектный подход, имеющий глубокие философские и общекультурные корни, обосновывает идею о коммуникативной природе личности. С другой стороны, этот подход противопоставляет традиционное рассмотрение общения как вида поведения и понимание общения как коммуникативного состояния личности, которое не имеет временных границ («начало общения» — «конец общения») и не зависит от сознательного намерения индивида (вступать или не вступать в общение, продолжать его или выходить из контакта).