О природе социометрического выбора
Именно ситуация контролируемого выбора партнера является наиболее характерной особенностью этого метода. Формы, способы его осуществления меняются: это может быть наиболее распространенный тест вербального выбора, тест действия, тест перцепции, наци "выбор в действии", который, по мнению Ю. Орна, представляет собой комбинацию социометрических тестов действия и перцепции (292), но сама ситуация выбора так или иначе обязательно присутствует.
Как показали уже первые социометрические исследования, проведенные в нашей стране, отношения, которые переживаются субъектом как непосредственная "беспричинная" симпатия, объективно всегда опосредствованы комплексом социально-психологических оценочных эталонов, стандартов и стереотипов, усвоенных им в процессе социализации и выработанных в результате совместной деятельности. В то же время в выборе по специфическому критерию отражаются не только специфические заданные критерием отношения, но и общее эмоциональное отношение к объекту выбора. Вообще в акте выбора личность проявляет себя целостно,а ее отношение к объекту представляет собой синдром, в котором слиты воедино внеролевые, эмоциональные, непосредственные отношения и отношения, вытекающие из задач и требований совместной деятельности
Как метод исследования межличностной установки (аттитюда) рассматривает социометрию и А.С. Морозов (264).
Анализ различных по форме, но довольно близких по содержанию определений социальной установки (аттитюда) показывает, что это понятие действительно наиболее точно, хотя, может быть, и не исчерпывающе отражает состояние субъекта, детерминирующее социометрический выбор. "Установка есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта, его символа или аспекта (его мира) как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки, но установки могут выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (общее чувство симпатии или антипатии), так и когнитивный (убеждения) элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами" (Кац). Е. Девис определяет установку как "имеющийся у индивида внутренний фактор, подразумевающий тенденцию воспринимать определенным образом определенные аспекты окружения и реагировать на них определенным образом".
третьим приемом проверки надежности является сопоставление данных, полученных при помощи существенно различных экспериментальных процедур. В этих целях в социометрии применяется довольно широкий набор опросов. Некоторые из них впоследствии были "переоткрыты" и даже противопоставлены социометрии. Сюда относятся: 1) метод парных сравнений; 2) метод оценок; 3) метод ранжирования.
При использовании метода парных сравнений составляются карточки, в которые заносятся все возможные для данной группы пары испытуемых. Каждый испытуемый должен выбрать ту пару, с которой он хотел бы сотрудничать, отдыхать, игратъ и т.д., в зависимости от критерия выбора.
При методе оценок каждый испытуемый дает оценку каждому члену группы по семибалльной системе.
Метод ранжирования требует, чтобы каждый член группы расположил всех остальных в том порядке, в каком он их предпочитает в той или иной жизненной ситуации. В нашей стране подобная процедура известна под названием "шкала приемлемости".
Общая особенность описанных процедур заключается в принципе, который можно сформулировать как "каждый о каждом". (Мы использовали этот принцип при конструировании аутосоциометрических методов.)
Анализ исследований, проведенных указанными методами, обнаруживает, что они дают весьма стабильные результаты (Мутон, Блейк и Фрухтер (458), Витриоль и Томпсон (463) и др.). Сравнение результатов с данными традиционных социометрических тестов дало довольно высокую корреляцию, которая колеблется между 79 и 87 % (Бьерстедт (425, 426).
Допускают сравнение с результатами социометрического теста и приемы, в которых используются принципы проективной техники. Они могут быть построены как вербальный или изобразительный тест. Например, в эксперименте "Угадай кто?" членам группы читают текст, в котором дается описание определенных типичных ситуаций общения и взаимоотношений. Испытуемые должны сами предложить имена персонажей из числа сверстников. У нас подобную технику разработал и применил Ю. Орн в тесте "Социометрическое сочинение" (292, 215). Для сочинения выбирается какое-либо событие из жизни учеников, которое позволяет им выбирать товарищей и самим быть выбранными для различных занятий и ситуаций. В написанном сочинении сделаны пропуски, куда школьникам следует вписать имена выбираемых товарищей и мотивировать свой социометрический выбор.
Изобразительную проективную технику у нас использовали В. Кисловская в опытах с дошкольниками (132; 133) и Ю. Орлов (отдельные кадры из набора ТАТ) в опытах со взрослыми (286). Мы в своих исследованиях также использовали элементы вербальной и изобразительной проективной техники.
На стабильность социометрических данных, как об этом можно судить на основе большого числа исследований, оказывает влияние целый ряд факторов, которые необходимо учитывать:
1) временной интервал между экспериментами: по мере увеличения его стабильность снижается;
2) возраст членов группы: в целом стабильность повышается от младшего к старшему возрасту;
3) социометрический критерий: общие, сильные критерии дают более надежные результаты, чем частные и I специфические;
4) число разрешенных выборов: наиболее стабильные результаты могут быть получены при неограниченном или достаточно большом количестве разрешенных выборов (3-5);
5) аспект анализа социометрических результатов: отданные и взаимные выборы менее стабильны, чем число полученных выборов — социометрический статус индивида. При этом крайние статусные категории ("звезда" и "изолированный") часто более устойчивы, чем средние;
6) степень знакомства членов группы: стабильные результаты можно получить после 5-6 недель со времени образования группы;
7) характер, содержание и направленность групповой деятельности: влияние этих весьма существенных факторов изучено совсем недостаточно.
Кроме описанных методов, существуют и более сложные социально-психологические способы выявления
взаимоотношений. В качестве примера назовем методы парных сравнений, ранжирования и оценок. Особенностью этих методов является то, что здесь ученик должен выразить свое отношение ко всем одноклассникам. При использовании метода парных сравнений каждому ученику предъявляются заранее составленные списки, где предусмотрены все возможные в данном классе пары, и он должен выбрать такие, которые предпочитает в разных ситуациях. Метод ранжирования требует, чтобы каждый ученик расположил всех одноклассников в том порядке, в каком он их предпочитает в той или иной ситуации. Метод оценки состоит в том, что ученика просят оценить каждого одноклассника по 5-7-балльной системе с точки зрения своего отношения к нему.
Следует отметить, что только что описанные методы требуют более сложной обработки и соответствующие эксперименты труднее проводить. Они чаще всего используются в исследовательских, а не практических целях.