Психологическая служба
Тема 1. Психологическая служба системы образования
История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом. Цели и задачи психологической службы образования. Определение психологической службы образования. Теоретические основания психологической службы образования. Цель психологической службы образования. Психологическое здоровье детей и школьников. Задачи психологической службы образования. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы. Структура службы.
Практическое занятие.
Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (детский сад, образовательная школа, лицей, колледж, интернат для детей, лишенных попечения родителей и т.д.).
Литература
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.
3. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» / С чего начинается личность. – М., 1979.
4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1995.
5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
6. Лейтес Н.С. умственные способности и возраст. – М., 1971.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.. 19997.
10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии. – М., 1976.
11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности в онтогенезе. – М., 1989.
12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. – 1971. - № 4.
13. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1996.
Психология управления
Тема 1. Теоретические основы психологии управления.
Эволюция психологического подхода к управлению в ХХ веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепция экономического человека, человеческих отношений, человеческих ресурсов, самоактуализирующейся личности, развивающейся организации. Управленческая парадигма: технократическая, адаптивная организационная культура. Социально-психологические закономерности становления организационных культур. Организационная культура как интегративная характеристика организации. Социально-психологическое содержание основных типов организационных культур: органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной и анализ особенностей проявления социально-психологических феноменов в каждой из них. Управленческие роли руководителя: администратор, организатор, управленец. Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации.
Тема 2. Психология и методы управления персоналом.
Общая характеристика процесса управления персоналом. Понятие кадрового программирования. Этапы разработки и реализации кадровых программ. Управленческий аудит. Оценка потребности в персонале. Планирование трудовых ресурсов. Анализ рабочих мест. Должностные инструкции, требования к персоналу. Формирование штата и его комплектование. Набор персонала. Внутренние и внешние источники набора. Методы набора персонала. Планирование карьеры. Стадии карьеры. Типы карьеры. Программирование карьерного роста и поддерживающих мероприятий.
Литература
Основная
1. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора М, 1995.
2. Базаров Т.Ю. Белков Х.А., Аксёнова. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур М., 1995
3 Агеев В.С., Базаров Т.Ю. Скворцов. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров М., 1986
4 Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению М., 1998.
5. Волгин А.П. Модин А.А. Матиркина В.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М., 1992
6. Горбатова М.М. Методы управления персоналом. - Кемерово,2002.
7. Исаенко А.Н. Кадровое управление в корпорациях США.- М.,1992
8. Кунц Г., О 'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981 (в 2-х т.)
9. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. - М., 2000.
10. Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. - Казань, 1994
11. Персонал: как руководить организацией.- М.,1993
12 Поляков. В.А. Технология карьеры.- М.,1995
13. Татарников А.А., Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.,1992
14 Тернер Р. Сравнительный кантент - анализ биографий. / Вопросы социологии. 1992, №1.
15. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.- М.,1990.
Дополнительная
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М.,1990.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.2000.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарика,1999.
4. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. - М.,1962.
5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.
6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.,1985.
7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1990.
8. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов.- М.,1981.
9. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. - М.,1991.
10. Красовский Ю.Д, Мир деловой игры. - М.,1991.
11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М., 1991.
12. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.,1985.
13. Моль А. Социодинамика культуры.- М.,1973Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1998.
14. Пригожин А.И. Современная социология организации. - М.,1995.
15. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - С-Пб.,1986.
16. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. - С.-Пб., 1989.
ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ