Психологическая служба

Тема 1. Психологическая служба системы образования

История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом. Цели и задачи психологической службы образования. Определение психологической службы образования. Теоретические основания психологической службы образования. Цель психологической службы образования. Психологическое здоровье детей и школьников. Задачи психологической службы образования. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы. Структура службы.

Практическое занятие.

Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (детский сад, образовательная школа, лицей, колледж, интернат для детей, лишенных попечения родителей и т.д.).

Литература

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

3. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» / С чего начинается личность. – М., 1979.

4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1995.

5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

6. Лейтес Н.С. умственные способности и возраст. – М., 1971.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.. 19997.

10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии. – М., 1976.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности в онтогенезе. – М., 1989.

12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. – 1971. - № 4.

13. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1996.

Психология управления

Тема 1. Теоретические основы психологии управления.

Эволюция психологического подхода к управлению в ХХ веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепция экономического человека, человеческих отношений, человеческих ресурсов, самоактуализирующейся личности, развивающейся организации. Управленческая парадигма: технократическая, адаптивная организационная культура. Социально-психологические закономерности становления организационных культур. Организационная культура как интегративная характеристика организации. Социально-психологическое содержание основных типов организационных культур: органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной и анализ особенностей проявления социально-психологических феноменов в каждой из них. Управленческие роли руководителя: администратор, организатор, управленец. Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации.

Тема 2. Психология и методы управления персоналом.

Общая характеристика процесса управления персоналом. Понятие кадрового программирования. Этапы разработки и реализации кадровых программ. Управленческий аудит. Оценка потребности в персонале. Планирование трудовых ресурсов. Анализ рабочих мест. Должностные инструкции, требования к персоналу. Формирование штата и его комплектование. Набор персонала. Внутренние и внешние источники набора. Методы набора персонала. Планирование карьеры. Стадии карьеры. Типы карьеры. Программирование карьерного роста и поддерживающих мероприятий.

Литература

Основная

1. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора М, 1995.

2. Базаров Т.Ю. Белков Х.А., Аксёнова. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур М., 1995

3 Агеев В.С., Базаров Т.Ю. Скворцов. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров М., 1986

4 Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению М., 1998.

5. Волгин А.П. Модин А.А. Матиркина В.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М., 1992

6. Горбатова М.М. Методы управления персоналом. - Кемерово,2002.

7. Исаенко А.Н. Кадровое управление в корпорациях США.- М.,1992

8. Кунц Г., О 'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981 (в 2-х т.)

9. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. - М., 2000.

10. Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. - Казань, 1994

11. Персонал: как руководить организацией.- М.,1993

12 Поляков. В.А. Технология карьеры.- М.,1995

13. Татарников А.А., Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.,1992

14 Тернер Р. Сравнительный кантент - анализ биографий. / Вопросы социологии. 1992, №1.

15. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.- М.,1990.

Дополнительная

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М.,1990.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.2000.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарика,1999.

4. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. - М.,1962.

5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.,1985.

7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1990.

8. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов.- М.,1981.

9. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. - М.,1991.

10. Красовский Ю.Д, Мир деловой игры. - М.,1991.

11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М., 1991.

12. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.,1985.

13. Моль А. Социодинамика культуры.- М.,1973Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1998.

14. Пригожин А.И. Современная социология организации. - М.,1995.

15. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - С-Пб.,1986.

16. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. - С.-Пб., 1989.

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Наши рекомендации