История и современное понимание
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Волгоград - 2004
Рекомендовано к печати Ученым советом по социальной работе и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета
Рецензенты: заведующий кафедрой психиатрии, общей и медицинской психологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко доктор медицинских наук, профессор О.Ю.Ширяев
доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета кандидат психологических наук О.В.Кондратьева
Защитные механизмы личности: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград: ВолгГАСА, 2004. - 48 с.
Данные методические рекомендации предназначены, в первую очередь, для студентов психологических факультетов, а также изучающих смежные дисциплины (педагогику, психиатрию и др.).
© Деларю В.В., 2004
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ
Понятие "механизм психической защиты" идет от З.Фрейда. Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической (психической) защиты[1] в работе "Нейропсихология защиты" (1894); подробно рассматривает её в работе "Толкование сновидений".
Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По З.Фрейду, таких инстинктов два: сексуальный ("эрос" или либидо) и агрессия, страсть к разрушению ("танатос"). Кроме этого, в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).
Содержание бессознательного энергетически заряжено: инстинкты и желания, изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является "двигателем" человеческого поведения, его стремлений.
Влечения бессознательного находятся в противоречии с корнями культуры. З.Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы - это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.
Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами; в процессе развития "Я" человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.
Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта; защитный механизм направлен на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом.
Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов).
Причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями, что случается при неэффективных защитных механизмах.
Основанный З.Фрейдом психоанализ исходит из предпосылки, что все трудности, возникающие в жизни человека, непременно основаны на каком-нибудь невысказанном внутреннем конфликте, гнездящемся в его подсознании.
Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома.
Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики - интерпретация проявлений бессознательного. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки и др.).
В "Наброске научной психологии" З.Фрейд ставит проблему защиты двояко: ищет истории так называемой "первичной защиты" в "опыте страдания" и стремится отличать патологическую форму защиты от нормальной.
Последователи З.Фрейда, а в дальнейшем и представители других (не психоаналитических) школ, стали разрабатывать понятие психологической защиты, детализируя и дополняя его перечнем новых защитных механизмов. Широкое распространение в современных зарубежных и отечественных исследованиях получила точка зрения, согласно которой существует большое число защитных механизмов, обеспечивающих индивиду избавление от тревоги за счет искажения или отказа от реальности.
А.Фрейд отказалась от попыток создать стройную классификацию защитных механизмов, перейдя на их описание, и упоминает 10 способов защиты: вытеснение, регрессия, реактивное образование (формирование реакций), изоляция, проекция, интроекция, обращение против самого себя, превращение в противоположность и сублимация. По её мнению, все упомянутые механизмы, за исключением сублимации, играют негативную роль для психически здорового человека, т.к. использование защиты конфликт не снимает, страхи сохраняются и, конечном счете, велика вероятность появления болезни.. Помимо этого она описывает ряд защитных техник, используемых детьми (отрицание реальности, идентификация с агрессором, интеллектуализирование), которые позднее были отнесены к числу самостоятельных защитных механизмов.
А.Фрейд также показала, что определенные наборы психозащитных техник ведут к соответствующей, совершенно определенной симптоматике. Это доказывается и тем, что при определенных патологических состояниях используются соответствующие защитные техники (при истерии характерно частое обращение к вытеснению, при навязчивых состояниях происходит массированное использование изоляций и подавления).
Мелани Кляйн в 1919г. на заседании Будапештского психологического общества показала, что вытеснение как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ребёнка.
Отечественные исследователи отмечают, что психологическая защита есть система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Наиболее известные определения психологической защиты отечественными "классиками" (философами, психологами, психотерапевтами, психиатрами). Психологическая защита - это:
· частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М.Банщиков, 1974);
· механизм компенсации психической недостаточности (В.М.Воловик, В.Д.Вид, 1975);
· психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В.Ф.Бассин, В.Е.Рожнов, 1975);
· динамика системы установок личности в случае конфликта установок (Ф.В.Бассин, 1976);
· способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий, 1978);
· пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А. Зачепицкий, 1980);
· механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А.Ташлыков, 1984);
· механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг, 1984);
· способы репрезентации искаженного смысла (В.Н.Цапкин, 1985).
В этих определениях психологическая защита является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Причем специфика этой части идет не по объекту, а через задание целей и функции защиты, т.е. извне. Психологическая защита, фактически, не выделялась в самостоятельный процесс и механизм.
В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек вырабатывает у себя защитные механизмы; психологическая (психическая) защита"ограждает" сферу сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Механизмы психологической защиты - преимущественно бессознательный способ сохранить уровень самооценки (психологически защитить своё "Я", а также индивидуальность).
Психологическая защита - система процессов и механизмов, направленных на сохранение однажды уже достигнутого (или на восстановление утраченного) позитивного состояния субъекта.
Цели защиты - ближняя (сохранить позитивное состояние) и дальняя (удержать такое состояние как можно дольше).
Защите могут подвергаться мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие паттерны (привычки, умения, стиль поведения или деятельности).
Психологическая защита противоречива: с одной стороны, она способствует адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой стороны, может ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.
Можно интерпретировать защитные механизмы с разных теоретических позиций; также нередко встречаются различия в описании их феноменологических проявлений.