Современное понимание познания

В современной философии познание понимается в духе определения, сформулированного И. Т. Касавиным: «Познание – философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта»1. Определение сложное, потому что обобщает очень многие стороны и характеристики процесса познания, исследуемые многими науками. Первое, на чем фиксирует внимание приведенное определение, – отношение между знанием и деятельностью: всякая человеческая деятельность основана на знаниях. Они представляют собой «идеальный план» деятельности, поскольку являются мыслительными конструкциями (мыслями).

Как особая составляющая всякой деятельности в определении выделено «общение» между людьми. Этим подчеркивается социальный (общественный характер) процесса познания. Знание появляется именно в обществе, и оно есть результат коллективной деятельности людей. Однако это не значит, что познание ведется усилиями всего человеческого сообщества и что чем больше накоплено знаний, тем более развито, прогрессивно общество. Субъектами познания являются, с одной стороны, отдельные люди (индивиды), с другой – сообщества ученых (эпистемические сообщества), которые создают соответствующие общественные институты и используют наличные социальные ресурсы (уровень развития техники, научный понятийный аппарат и т.п.). Уровень наличного научно-технического знания может не соответствовать уровню нравственного развития общества, поэтому первый не считается критерием прогрессивности общества.

Знание в современной философии рассматривается не как совокупность абсолютных и неизменных истин, а как система символов, определенным образом представляющих реальность в мышлении человека2. Это символическое знание используется как для организации предметной деятельности человека с вещами мира, так и в отношениях с другими людьми, а также для создания целостного представления о мире (синтеза). Таким образом, познание – это то, что существует в мире людей, и чего нет в мире природы.

В процессе познания человек использует несколько познавательных способностей: органы чувств(зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), мышление (рассудок и разум), внимание, воображение, память и интуицию (озарение, прямое, не опосредованное ни чувствами, ни мышлением постижение истины). Еще в Новое время сложились следующие общие представления об образовании теоретических знаний: теоретические знания порождаются в результате двухступенчатого процесса познания, включающего чувственную и рациональную ступени.

На первой, чувственной (или эмпирической)ступени познания, порождается 3 вида чувственных знаний о вещах:

1. Ощущения – данные отдельных чувств (к примеру, мы видим цвет, ощущаем тепло или холод, кислый или сладкий вкус);

2. Восприятия – комплексы ощущений, порождающие целостные образы вещей;

3. Представления – образы вещей, которые мы можем вызвать в сознании в любое время, подключив память.

На второй, рациональной ступени познания, чувственные представления посредством рассудка преобразуются в понятия, из которых составляются суждения. Понятия и суждения – это формы рационального знания о вещах, с которыми наше мышление осуществляет различные интеллектуальные операции, которые описываются логикой. Благодаря И. Канту и исследованиям психологов, мы знаем, что уже на ступени чувственного познания мы используем не только органы чувств, но и мышление. Мы видим, слышим и т. п. мозгом. Особенности наших чувственных восприятий формируются в процессе воспитания с рождения. Тренированный мозг позволяет нам воспринимать чувственную реальность более разнообразно, чем не тренированный. Известно, что только что родившиеся дети с первых своих дней не различают предметы, но видят только цветовые пятна. Они научаются различать предметы постепенно, и чтобы стимулировать процесс научения родители стараются давать детям разные игрушки.

Функция познания состоит в накладывании на мир сети обозначений – научных формул, нравственных норм, художественных образов, магических символов, позволяющих человеку упорядочить свое бытие в мире и так структурировать свою психику, чтобы придать ей мобильность и вариабельность, обеспечивая тем самым возможность деятельности и общения. Познание не есть копирование внешней познаваемой реальности, но внесение смысла в реальность, создание идеальных моделей, позволяющих направлять деятельность и общение и приводить в систему состояния сознания. Понимание сущности познания не только помогает выстраивать деятельность и общение по некоторому образцу (норме), но и переходить от одних образцов к другим, расширять горизонты сознания и порождать объекты культуры.

Познание с точки зрения психофизиологии человека представляет собой приспособительный (адаптивный) процесс. Человек не может, подобно животным, приспосабливаться посредством инстинктов, он приспосабливается к окружающей среде, познавая ее и создавая культуру, компенсирующую недостатки его биологического устройства, которые могут существовать применительно к данным условиям. К примеру, отряд приматов (высших животных), в который входит человек, приспособлен к обитанию в теплом климате, человек же за счет своих культурных изобретений может жить и на полюсах Земли, где температура опускается ниже – 50º С.

Возникновение познавательного отношения человека к миру связано с выделением человека из животного царства и изменением привычных условий его обитания. Процесс этот начался примерно 1 млн. лет назад, а результат его стал заметен, с появлением человека разумного примерно 35-40 тыс. лет назад.

Исследование познавательной деятельности историками науки позволило сделать вывод о том, что развитие знания в процессе познания идет нелинейно: знание развивается не просто за счет перехода от незнания к знанию, а затем - от меньшего знания к большему знанию.

1. Развитие знания идет за счет первоначального создания целостных систем знания, которые затем разделяются по типам знания (опыт, магия, миф, искусство, религия, право, философия, мораль, идеология, наука). Типы знания приобретают относительную самостоятельность и начинают развиваться, обогащаться содержанием в результате взаимодействий друг с другом.

2. Периодически происходит замена одних систем знания другими.

3. Типы знания развиваются неравномерно, но в каждом из них есть области, решающие примерно одни и те же задачи: практические, регулятивные, объяснительные, критические, поисково-исследовательские; причем соотношение этих областей знаний в разных типах познания различно.

Для мифа, религии и морали, к примеру, получение нового знания не является основной задачей, а познание состоит в усвоении человеком коллективных представлений или духовного роста. А для философии и науки получение нового знания является главной задачей, причем в философии понимание познавательной задачи исторически изменялось. Если в античном мире философия получала знания, обобщая и систематизируя повседневный, мифический и ранненаучный опыт, строя единую рациональную космологию, то в Новое время она свелась к анализу, критике и обоснованию знания и сознания. В естествознании новое знание получается в результате поиска и использования скрытых сил природы.

Научное знание делится на социально-гумантарное, естественно-научное и техническое (соответственно мы говорим сегодня о науках социально-гуманитарных, естественных и технических). Социально-гуманитарное познание оформилось в систему раньше естественно-научного (в нем появились понятия закона и порядка, которые стали использоваться затем в науках о природе), но считаться научным оно стало позже. Технические науки моложе наук о природе.

Естественно-научное знание развивалось первоначально в комплексе философского знания, опиралось тогда и опирается сейчас на достижения философии.

Понимание знания как системы символов, представляющих реальность в мышлении человека, позволяет решить многие трудные вопросы, возникавшие в истории познания. К примеру, почему изменяется научное знание? Почему познание развивается не за счет приращения новых истин к уже имеющимся, а за счет пересмотра всей системы знаний и ее замены на новую? Откуда берутся знания? Чем отличаются научные знания от вненаучных? Кроме того, понимание символического характера наших знаний заставило ученых и философов пересмотреть понимание и самой науки, и целей процесса познания.

Наши рекомендации