Речевое общение как процесс регуляции внутреннего и внешнего поведения собеседника
<Язык является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим наши внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее. Дар речи – уникальное достояние человека. Принято считать, что это один из основных факторов, способствовавших выделению людей из других живых существ. Выдающийся психиатр Зигмунд Фрейд, например, полагал, что слова являются базовым инструментом человеческого сознания и, будучи таковыми, наделены особой силой. Он писал:> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<«Слова и магия изначально были едины, и даме в наши дни большая часть магической силы слов не утрачена. С помощью слов человек может подарить другому величайшее счастье или ввергнуть его в отчаяние; с помощью слов учитель передает ученику свои знания; с помощью слов оратор увлекает за собой аудиторию и предопределяет её суждения и решения. Слова вызывают эмоции и в целом являются средством, с помощью которого мы оказываем влияние на наших ближних».> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<НЛП занимается проблемой влияния, которое оказывает язык на программирование психических процессов и других функций нервной системы, а также изучает, каким образом психические процессы и нервная система формируют наш язык и языковые шаблоны и находят в них отражение. Сутью нейро-лингвистического программирования является то, что функционирование нервной системы тесно связано с языковыми способностями. Стратегии, с помощью которых мы организуем и направляем наше поведение, складываются из нервных и языковых паттернов. В своей первой книге «Структура магии» (1975) основатели НЛП Ричард Бэндлер иДжон Гриндер попытались дать определение некоторым принципам, на которых основывается упомянутая Фрейдом «магия» языка:> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<Все достоинства людей, как позитивные, так и негативные, подразумевают использование языка. Будучи людьми, мы используем язык двумя способами. Во-первых, с его помощью мы отражаем свой опыт, – этот вид деятельности мы называем рассуждением, мышлением, фантазированием, пересказом. Когда мы используем язык в качестве репрезентативной системы, мы создаем модель нашего опыта. Эта модель мира, созданная с помощью репрезентативной функции языка, основана на нашем восприятии мира. Наши впечатления также частично определяются нашей моделью репрезентации... Во-вторых, мы используем язык для того, чтобы передавать нашу модель, ил и репрезентацию, мира друг другу. Мы называем это беседой, обсуждением, написанием чего-либо, чтением лекции, пением.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<По Бэндлеру и Гриндеру, язык служит средством репрезентации, или создания моделей, нашего опыта, равно как и средством их передачи.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<Согласно положениям НЛП, слова могут одновременно отражать и формировать психический опыт. Это свойство делает их мощным орудием мысли и других сознательных или бессознательных психических процессов. Проникая до уровня глубинных структур с помощью специфических слов, используемых индивидом, мы можем определять на те скрытые психические процессы, которые находят свое отражение в языковых паттернах этого человека, и влиять на них.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<Вышесказанное можно подтвердить следующим примером из практики выдающего психотерапевта, мастера гипноза Милтона Эриксона.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<Это история о парне, по имени Джо, которую Доктор Эриксон рассказал своим студентам. С детства Джо отличался агрессивностью, его исключали из школ за драки и хулиганство. В 12 лет родители признали, что не в силах с ним справиться и сдали его в исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников. Когда через 3 года его отпустили, повидаться с родителями, по дороге он совершил несколько уголовных преступлений, был возвращён в колонию и пробыл там до 21 года.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<Когда он вышел, родители уже умерли, и от них ничего не осталось. Вскоре он совершил вооружённый грабёж и кражу со взломом, его снова посадили за решётку. в тюрьме он устраивал бунты и драки, избивал сокамерников. Тогда его перевели в подземную часть тюрьмы, в каменную клетку, звуко- и светонепрницаемую. Раз в день ему приносили еду. Обычно двух суток достаточно, чтобы у человека сдали нервы в таких условиях, а Джо отсидел весь свой срок. Когда его вновь выпустили, он вернулся в родную деревню, на следующий день ограбил три местных магазина.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<В соседней деревне жил фермер, который был очень богат. У него была дочь 23 лет, высокая, красивая, образованная трудолюбивая девушка, которая прекрасно шила и готовила. Однажды поехав по поручению отца, она встретила на пути Джо. Они долго смотрели молча друг на друга, потом Джо спросил: «можно пригласить тебя на танцы в пятницу вечером?» «можно, если ты джентельмен» ответила она. В пятницу вечером они встретились и протанцевали все танцы подряд, на зависть другим кавалерам.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<На следующее утро хозяева ограбленных магазинов обнаружили, что всё украденное возвращено. Джо попросился на работу к фермеру, отцу этой девушки и спустя некоторое время все соседи жалели, что у них нет такого работника. Через год он женился на дочери фермера, стал очень уважаемым человеком. К себе на ферму он брал в работники бывших заключённых, которые подают надежду на исправление. Он помог очень многим заключённым.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<Так всего одна фраза « можешь, если ты джентльмен» изменила жизнь человека. Сказав это, девушка дала понять, что не воспринимает парня как негодяя, то есть у него есть шанс стать хорошим человеком. Именно эта языковая модель помогла ему измениться. Часто сами того не замечая мы используем в повседневной жизни те или иные модели я зыка. Когда мы говорим человеку «ты подлец», «ты идиот» тем самым даем ему понять что воспринимаем его так, словно у него нет надежды на исправление. Используя модель « ты ведёшь себя как идиот» мы не только не оскорбим человека, но и подталкиваем его к исправлению.> (Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)
<Важно понять, что «беседа» не просто отражает наши представления о чем-либо, но действительно способно создавать новые убеждения или изменять прежние. А значит, язык играет потенциально глубокую и специфическую роль в процессах изменения жизни >(Р.Дилтс http://www.dere.com.ua/library/dilts/00.shtml)