Психологические основы буддизма
При всей целостности и убедительности учения Будды из клана шакьев, его не минула участь, преследующая все универсальные модели мира и нравственные системы: переоценка, ревизия, переосмысление, деструктивная критика, интеллектуальное фантазирование и интерпретации вплоть до потери сущности.
Первоисточники
Как рассказывает история, не успел Будда закрыть глаза при переходе в паранирвану и сделать долгий выдох прощания с жизнью на земле, как среди его последователей возник раскол. Философ-брамин Субгадра открыто радовался, что, наконец, не стало человека, который постоянно говорил: «Не делай того, не делай другого».
Самые близкие ученики и соратники Будды, Kaшьяпа (Махакашьяпа, Касиапа) и Ананда, решили собрать совет для устранения возникших разногласий. Первый совет собрался под председательством Махакашьяпы. По преданию, на нем присутствовало пятьсот монахов, и длился он семь месяцев.
Второй совет был собран через сто лет.
Третий совет состоялся за 250 лет до нашей эры, при царе Асоке (Ашоке), который впервые признал буддизм в качестве государственной идеологии Индии.
Есть основания полагать, что буддийский канон Трипитака, сохранившийся до настоящего времени в Цейлоне, во всем существенном совпадает с основными положениями теории и практики буддизма, которые были приняты на третьем совете.
Буддисты считают, что учение, установленное на первом соборе, совершенно тождественно с учением, принятым на третьем соборе.
Одновременно трудно поверить, что буддийские каноны могли быть написаны тотчас же после смерти Будды, а устная традиция редко обладает точностью передачи знания и опыта. Учитывая, что палийский канон включает около 8 тысяч историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а, с учетом комментариев на каждый текст, более 15 тысяч повествований в прозе и стихах. Весь этот огромный объем информации передавался из уст в уста в течение 500 лет, или 20-30 поколений, т. к. на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходило от 20 до 25 лет.
Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в буддизме, в отличие от многих других традиций, существовали особые, и, на мой взгляд, чрезвычайно эффективные методы точного воспроизводства знания.
Из устных методов следует отметить сангити(совместное монотонное песнопение). Буддийские монахи организовывали специальные собрания, на которых происходило восстановление и корректировка по памяти канонических текстов.
В сангити принимают участие самые знающие и авторитетные члены множества буддийских сообществ. Существовала целая система перекрестных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. На соборах, состоявшихся в 1 веке до н. э. и в 5 веке н. э., в проверке текстов принимали участие монахи 6 категорий: знающие древние тексты - поранатхеры; знающие один из разделов Типитаки - бханакатхеры; запомнившие комментарии своих учителей - паббачариятхеры; знатоки комментариев к каноническим текстам - аттхакатхачариятхеры; знатоки комментариев к неканоническим текстам - ачариявадатхеры; знающие сингальские комментарии - парасамуддаваситхеры.
Традиция Махаяны признает четыре сангити, на которых были утверждены каноны:
1) В Раджагрихе, под руководством Махакашьяпы и Ананды (через три месяца после смерти пробужденного), на котором были канонизированы Виная-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака;
2) В Вайшали (через 100 лет), на котором произошел раскол сангхи;
3) В Паталипутре (через 200 лет), на котором присутствовали 18 ранних школ буддизма и на котором царь Ашока признал истинным учение тхеравадинов;
4) В Кашмире (1-2 вв. н.э.), на котором была канонизирована санскритская редакция трех корзин учения - Трипитаки школы сарвастивадинов.
Тхеравадинская традиция признает шесть сангитов.
Каноническими считаются тексты, принятые тремя первыми вышеупомянутыми сангитами.
Четвертое сангити, согласно тхераваде, состоялось в 29 году до н.э. в Анурадхапуре и Алувихаре близ Матале (на территории современного Шри-Ланки), где на пальмовых листьях были записаны Типитака на пали и комментарии к ней на сингалийском языке.
Пятое сангити состоялось в 1871 в Мандалае, где монахи записали Типитаку на 729 каменных плитах и над каждой плитой возвели пагоду.
Шестое сангити было посвящено 2500-летию со дня паринирваны Будды и состоялось в нескольких городах Бирмы (1954—1956). На этом сангити были сверены и отредактированы все 54 книги палийской Типитаки (в каждой книге 400-500 страниц печатного текста), а также канонизированы сокращенные тексты переводов Типитаки на бирманский, хинди и английский языки.
Три корзины
Трипитака (типитака) (дословно — «три корзины»), является основным первоисточником и полным сводом священных текстов буддизма на пали.
Санскритская версия типитаки сохранилась в гораздо менее полном объеме и известна главным образом в переводах на китайский и тибетский языки.
Учение Будды передавалось на пракритах, местных диалектах упрощенного санскрита, к которым относится и язык пали. Как мы уже указывали выше, пять веков оно существовало только в устной традиции.
Типитака состоит из 3 частей: Виная-питака, Сутта-питака, Абхидхамма-питака.