Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека

План

1. Общая характеристика развития человека в онтогенезе.

2. Суть проблемы соотношения взрослости и зрелости.

3. Хронологический, биологический, социальный и психо­логический возрасты и возможные варианты их взаимосвязи.

4. Неодинаковость критериев зрелости и понимания самой зрелости у разных народов и в разное историческое время.

5. Сохранение неоднозначности взаимосвязи хронологичес­кого, биологического, социального и психологического возрас­тов на последующих за ранней взрослостью ступенях жизни че­ловека.

Ключевые слова: развитие человека в онтогенезе, взрослость, зрелость.

— развитие человека в онтогенезе — необратимое, направлен­ное, закономерное изменение организма человека и его психи­ки во всех их проявлениях, происходящее на протяжении всей его жизни;

— взрослость — возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18—20 годам, а окончание — к 80-ти;

— зрелость — ступень в развитии человека, когда он стано­вится способным полноценно выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности и социально, и инди­видуально продуктивно проявлять себя в качестве деятеля в той или другой конкретной области труда.

Развитие человека, если иметь в виду развитие отдельного че­ловека, есть необратимое, направленное, закономерное изме­нение его как индивида — сложнейшего живого организма со всеми входящими в него системами, как личности, ядром кото­рой являются отношения человека к разным сторонам действи­тельности, и как субъекта, структуру которого составляют и ин­дивидные, и личностные образования — опять же прежде всего отношения, но еще и способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех деятельностях, которыми человек занят.

Из сказанного должно быть понятно, что не всякие измене­ния, отмечаемые в человеке, свидетельствуют о его развитии.

Так, в его организме постоянно происходят изменения, кото­рые обратимы, которые лишены направленности или которые не носят закономерного характера. И тогда эти изменения не означают развития и не работают на него.

То же относится к изменениям и в личностной сфере челове­ка. Если они несут в себе характеристики обратимости, ненап­равленны и незакономерны, они тоже лишены качества разви­тия. Сказанное имеет прямое отношение и к развитию челове­ка как субъекта. Не все изменения, происходящие в нем при выполнении разных видов деятельности, можно квалифициро­вать как развитие.

О развитии человека свидетельствуют изменения в его орга­низме, в его личности и в нем как субъекте, помимо тех трех признаков, которые названы выше и которые означают в ко­нечном счете прогресс, движение по восходящей. Последстви­ем их в результате количественных накоплений оказывается ка­чественная перестройка в жизнедеятельности систем организ­ма человека, в отражении действительности его психикой, ини­циировании и регулировании его поведения. Поведение чело­века определяется на этой стадии не только натуральными, ба­зисными, но и высшими (бытийными, по А.Маслоу) потреб­ностями, благодаря превращению основных ценностей жизни и культуры в его собственные ценности которые в его внутрен­нем мире, трансформируясь в нравственные эталоны, направ­ляют работу совести личности.

Вместе с тем, трактуя развитие как процесс накопления ко­личественных изменений, ведущих к качественным перест­ройкам в функционировании систем организма человека, в отношениях человека к действительности, в нем, как в субъ­екте познания, общения и труда, который имеет прогрессив­ный характер, абсолютизировать это положение никак нельзя, поскольку даже при упрощенном прослеживании основных тенденций этого процесса отчетливо видно, что для первой половины жизни человека, включая его взрослость, как пра­вило, характерно развитие по восходящей, а затем все опре­деленнее дают себя знать инволюционные изменения. Они идут и в организме человека и распространяются на образую­щие его психический мир функции, процессы, состояния, свойства.

А если быть более точным: анализ развития выявляет слож­нейшую и полную противоречий картину этого процесса: неод­новременность достижения наиболее высокого уровня в разви­тии разных систем организма человека относительно простых и совсем сложных в его психике образований и такую же неод­новременность, гетерохронность начала их инволюции и нео­динаковость быстроты ее протекания.

Еще более глубокое проникновение в содержательные харак­теристики процесса развития, в формы его протекания и в его динамику позволяет увидеть отсутствие, так сказать, сплошной и постоянной однонаправленности — эволюционной или инво­люционной, — изменений, происходящих в системах организ­ма человека и в его психике — в функциях, процессах, состоя­ниях и свойствах. Хотя общая тенденция процесса развития в направлении к прогрессу или, наоборот, к регрессу и дает се­бя обязательно знать, но изменения, происходящие в органе, системе, функции, других образованиях, какое-то время могут вызывать положительный результат, затем давать ухудшение показателей и после снова означать их подъем. И точно так же очень неровными по характеру происходящих в них изменений оказываются и инволюционные процессы, идущие в индивид­ной, личностной и субъектной составляющих человека.

Вместе с тем, какой, так сказать, окончательный вектор несут в себе названные изменения и в отдельных органах, и в их функ­циях, и в организме человека в целом, и в его психических про­цессах, состояниях и свойствах, в нем как целостно рассматри­ваемой личности или субъекта деятельности, это показывает только время. Именно оно выявляет направленность развития.

На все эти более простые и более сложные и индивидные, и личностные, и субъектные образования в человеке действует множество факторов, как способствующих развитию, так и зат­рудняющих и даже исключающих его. И внутри их постоянно идут взаимосвязанные процессы как с положительным, так и с отрицательным, а часто и с нейтральным для развития зна­ком. И сами индивидная, личностная и субъектная ипостаси человека с разными последствиями непрерывно воздействуют друг на друга, а возникающие между всеми ими противоречия и столкновения различных тенденций оказываются стимулами для их более глобального или парциального развития.

Но, конечно, для того чтобы понять, какими будут в каждом случае последствия этого множества всяких и разных противо­речий, необходимо знание внутренней структуры и характера и, так сказать, назначения деятельности развивающихся орга­нов, их процессов, свойств, относящихся и к организму челове­ка в целом, и непосредственно к его психике во всех ее модифи­кациях, а также и к их взаимодействиям на всех уровнях, и обя­зательно наличие представлений о том, какие изменения в них означают прогресс, остановку или регресс в их организации и функционировании и даже, может быть, свидетельствуют о пе­реходе их в новое качество.

В человеке совокупности его индивидных, личностных и субъектных характеристик следует рассматривать как подсисте­мы в целостной системе человека, в каждом случае имеющих качественно свою, так сказать, частную феноменологию, зако­номерности и механизмы функционирования, обеспечиваю­щие жизнедеятельность каждой из этих подсистем, отличаю­щейся от других своими содержанием и формой бытия. И ин­теграция деятельности всех их в одно целое — здравствующего человека, удовлетворяющего свои потребности, отражающего действительность, относящегося к ней, преобразующего ее и себя самого, — это хотя и высший уровень интеграции, обеспе­чивающий общую жизнедеятельность в целом системы чело­век, но и в ней, как и в каждой из входящих в нее подсистем и как в окружающем человека макромире, но, правда, по-своему дают о себе знать и действуют выявленные наукой возникнове­ние порядка из хаоса и время от времени появление бифурка­ций, непрерывность и прерывность, количество и качество, не­обходимость и случайность, возможность и действительность.

Все выявленные выше очень общие характеристики процес­са развития отдельного человека как природного и социально­го существа дают себя знать на протяжении всей его жизни, но на каждой возрастной ступени они конкретизируются и обога­щаются за счет присущих только ей особенностей. В этом смысле не представляет исключения и ступень взрослости, ко­торая, как не раз уже было отмечено, главным образом интере­сует акмеологию.

Вместе с тем среди многих проблем, которые оказываются актуальными при научном освещении особенностей развития человека именно на этой ступени, одной из наиболее значимых выступает проблема соотношения феноменов взрослости и зре­лости.

В большинстве исследований, посвящаемых психологии раз­вития, начало периода взрослости относится к 18—20-летнему возрасту человека. Вместе с тем, хотя предполагается, что к это­му времени у человека должен быть сформирован организм, со­ответствующий нормативам зрелости, развиты личностные ка­чества, за которыми стоят усвоенные им основные ценности жизни и культуры, и как субъект деятельности он готов полно­ценно трудиться, однако в действительности эта, так сказать, готовность явить себя взрослым всему своему окружению, если сравнивать разных людей, дает нам очень пеструю картину, особенно если выявлять уровни их развития, сопоставляя пока­затели хронологического, биологического, социального и пси­хологического возрастов, достигнутые каждым из них.

При выявлении этих уровней и их соотношения хронологи­ческий возраст — число прожитых человеком с момента рожде­ния лет и месяцев — мало что значит для понимания состояния его организма, нажитых им характеристик личности, качеств его как субъекта деятельности. Гораздо информативнее для по-. лучения правильного суждения обо всех этих его ипостасях оказываются его биологический, социальный и психологичес­кий возрасты. Первый всегда скажет о степени соответствия возрастным нормативам развития всех систем его организма, второй — о действительном наличии прав и обязанностей, ко­торыми он располагает, и об уровне реализации их им в пос­тупках и деяниях. Третий - дает картину сформированности его интеллекта, чувств, воли, мотивационно-потребностной сферы, характера, способностей. Все вместе связанные в еди­ную целостную систему показатели, выявленные внутри каж­дого из трех "возрастов", позволяют заключать о степени приближения человека к состоянию зрелости или уже о дости­жении ее.

Исходя из сказанного, сравнивая совокупные показатели би­ологического, социального и психологического возрастов лю­дей, даже если у них одинаковый хронологический возраст, мы неизбежно обнаруживаем различия между ними в этих сово­купных показателях. И вариантов таких различий может быть очень много. Так, при переходе из юности во взрослость (хро­нологический возраст 18-20 лет) у одних людей биологический возраст может быть меньше хронологического. У других, нао­борот, он может быть намного больше. Зато у первых их хроно­логический возраст может отстать от уровня их психологичес­кого возраста. А у вторых психологический возраст не дотяги­вать в своей сформированности до уровня хронологического и для считающихся для этого возраста нормой показателей соци­ального возраста. У третьих по уровню развития значительно впереди хронологического возраста могут оказаться и их био­логический, и их социальный, и их психологический возрасты. В реальности могут быть и иные варианты соотношений наз­ванных возрастов при оценивании других совершенно конк­ретных людей.

Наверное, понятно, что обнаруживаемые у людей к моменту достижения ими ступени взрослости разные уровни проявле­ния показателей биологического, социального и психологичес­кого возрастов оказываются следствием действия большого числа факторов, как объективных, так и субъективных. Напри­мер, показатели биологического возраста у 20-летнего человека могут быть ниже нормативных из-за врожденных аномалий, вызвавших отставание в развитии какой-то системы его орга­низма. И в то же время другой 20-летний человек по показате­лям своего биологического возраста может приближаться к би­ологическому возрасту 40-летнего человека, из-за системати­ческих больших перегрузок, которым подвергалась его нервная система, отсутствия полноценного питания, постоянных нару­шений сна и отдыха, перенесенных в связи с этим болезней и действия на организм этого человека и других неблагоприят­ных факторов. Между прочим, например, врачи установили, что биологический возраст многих титулованных гимнасток -девушек, постоянно подвергающихся физическим и нервно-психическим перегрузкам, - по своим показателям значитель­но выше их хронологического возраста.

Или, скажем, при наличии у человека задатков - природных предпосылок развития способностей, обучения его по системе, обеспечившей их неординарное развитие, и его воспитания, благоприятствовавшего формированию устойчивой направ­ленности на творчество, - показатели его психологического

возраста будут, как правило, обгонять показатели его хроноло­гического возраста. Примеры вхождения в науку Л.Д.Ландау и А.Д.Сахарова, а их число легко увеличить, имея в виду других молодых людей, сравнительно рано ярко проявивших себя на других поприщах, подтверждают справедливость высказанного положения.

Что же касается соответствия показателей психологического возраста показателям биологического возраста в начале ранней взрослости, то тут, помимо взаимосоответствия этих возрастов, возможен не только, так сказать, недобор в показателях психо­логического возраста по сравнению с показателями биологи­ческого возраста, о чем свидетельствуют случаи крайнего ин­фантилизма, но и вариант несоответствия из-за нарушения нормального хода развития организма человека, когда, напри­мер, форсируется его умственное развитие и не проявляется должной заботы о его физическом здоровье и, в частности, обеспечении обязательной двигательной активности, что неми­нуемо ведет к нарушению работы сердечно-сосудистой систе­мы и к другим расстройствам.

Несовпадение хронологического, биологического, социаль­ного и психологического возрастов при вступлении и прохож­дении людьми ступени ранней взрослости свидетельствует о том, что обычно такая глобальная особенность человека, как его зрелость, представляет собой феномен, содержательные ха­рактеристики которого не только не однородны, но и от случая к случаю могут сильно варьировать по степени своей сформи­рованности. Так, один человек, дойдя до ступени взрослости, может быть не зрелым физически, но зрелым социально и пси­хологически, а другой может, наоборот, оказаться зрелым физи­чески, но незрелым социально и психологически и т. д.

Вместе с тем, определяя степень сформированности физи­ческих, социальных и психологических характеристик чело­века и соответствие их эталону зрелости, всегда надо иметь в виду, что критерий зрелости, конкретное содержательное наполнение этого понятия неодинаковы у народов, принад­лежащих к разным культурам и жившим в разные историчес­кие эпохи.

Как показывают проведенные исследования, эта обычная почти для каждого человека, проходящего ступень ранней взрослости, картина большего или меньшего несовпадения показателей хронологического, биологического, социального и психологического возрастов сохраняется и дальше, на ступе­ни средней и поздней взрослости. Но какой из этих возрастов, говоря формально, будет лидировать, какой — отставать в этом развитии при сравнении с хронологическим возрастом, это, как и раньше, оказывается обусловленным конкретными обс­тоятельствами, в которые попадает человек и которые он воль­но или невольно создает для себя сам, проходя свой жизнен­ный путь.

Например, сейчас демографы утверждают, что за последние 10 лет средняя продолжительность жизни мужчин в России сократилась на семь лет и равняется 58 годам. Наряду с медика­ми демографы прогнозируют, что половина российских юно­шей, которым сейчас 16 лет, доживет лишь до 60 лет. Это озна­чает, что вследствие резко ухудшившихся условиий жизни в России навязыванию значительной части молодежи, псевдо­ценностей и связанных с ними способов поведения, которые не способствуют сохранению здоровья, многочисленных стрессов потенциал биологического возраста этой частью молодежи бу­дет быстро снижаться, и старость, если оценивать состояние организма у ее представителей, будет наступать значительно раньше.

Резюме Для акмеологии первостепенное значение имеет оценивае­мое в единстве всех его составляющих развитие человека на протяжении его жизни.

Однако, анализируя этот процесс на всем длиннике бытия человека, акмеология особое внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя ее, большин­ство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды, личности и реализуют себя как профессионалы.

И как раз потому, что, став взрослым и пребывая в этом каче­стве до наступления старости, большинство людей активно осуществляют свои гражданские обязанности, производят на свет и воспитывают на смену себе новое поколение и своим трудом приумножают в их материальном и духовном выраже­нии основные ценности жизни и культуры, эту ступень в разви­тии человека часто обозначают как зрелость.

Вместе с тем прослеживание и сравнение степени сформиро­ванности индивидных, личностных и субъектных ипостасей че­ловека, а также образующих их структуры компонентов и свойств как в начале взрослости, так и дальше, неизменно вы­являет очень протяженный континуум степеней этой сформи­рованности у разных людей, что не позволяет содержательно отождествлять взрослость и зрелость.

Хронологически достигнутому возрасту взрослости у разных людей обычно соответствуют до неодинаковой степени разви­тые индивидные, личностные и субъектные характеристики, в одних случаях больше, в других случаях меньше совпадаю­щие, а иногда и вовсе несовпадающие с эталонами зрелости, сформировавшимися у народа, к которому принадлежат эти люди.

Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте, пожалуйста, основные особенности развития человека. 2. Какое содержание вы вкладываете в понятия "взрослость" и"зрелость"?

3. В чем суть проблемы соотношения взрослости и зрелости?

4. Какое содержание вы вкладываете в понятия хронологического, биологического, социального и психологического воз­растов?

5. Как эти "возрасты" могут соотноситься друг с другом на протяжении жизни человека?

6. Эгоистичный в своей сути человек научился вызывать бла­гоприятное для себя впечатление у окружающих. Является ли это его новое умение свидетельством его личностного разви­тия? Пожалуйста, обоснуйте свой ответ.

7. Взрослый человек, выполнявший свои трудовые обязан­ности в соответствии с теми образцами, которые он усвоил при обучении профессии, начал творчески подходить к своей дея­тельности и в конце концов значительно, не только количест­венно, но и качественно, увеличил и улучшил ее общую резуль­тативность. Можно ли оценить изменения, произошедшие в этом человеке как в работнике, как его развитие. Пожалуйста, обоснуйте свой ответ.

8. Есть факты, когда многие из великих людей, добившихся выдающихся результатов в основной для них деятельности, были неудачниками в других сферах своей жизни. Как эти случаи "одностороннего" развития увязать с широко распространен­ным утверждением, что, чтобы человек состоялся в жизни, — необходимо его гармоничное всестороннее развитие?

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. СПб., 2000.

Анциферова Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М., 1998.

ДеркачАА., Зазыкин В. Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.

Психология человека: От рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2001.

Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. СПб., 1995.

Наши рекомендации