Роль всего этого в учении о восстановлении ВПФ (как мне показалось) отражается в принципах восстановительного обучения (№ 22)
Психофизиологические принципы опираются на учение о ФС и системной и динамической локализации ВПФ.
Психологические и психопедагогические – на учение о ВПФ Выготского и его последователей: используют мысли о социальной природе ВПФ, об опосредованности, о совместной деятельности, необходимой для их развития и т.д.
Эти теории – основополагающие в разработке методов, а значит их влияние отражается в требованиях к методам (№24)
1. Адекватность механизму нарушения ® Лурия (СДЛ ВПФ)
2. Обходность методов (в обход с опорой на сохранные функции) ® ФС (опора на сохранные звенья, взаимозаменяемость звеньев)
3. Опосредованные методы (воздействие через другие психические процессы) ® Выготский иСо, ФС.
4. Методы должны быть системными ® No comments, об этом все говорили.
Психология речи - виды речи, структура, психофизиологические основы.
Для понимания афазии важны следующие аспекты рассмотрения речи:
А) место и роль речи в психической сфере:
2 роли речи:
1. речь как собственно психический процесс
2. речь как процесс, организующий и связывающий все другие психические процессы.
Цветкова перечисляет:
1. опосредование и связывание всех психических процессов
2. средство и форма познавательной деятельности
3. средство и способ вербального общения людей
4. осуществление тесной взаимосвязи с другими психическими процессами, такими как восприятие, память, мышление, а также с личностью и эмоционально-волевой сферой человека.
Б) связь речи с психическими процессами
Речь – одна из самых сложных ВПФ, она характеризуется подвижностью, многозначностью и связью со всеми другими ВПФ. Это главный фактор опосредования (т.е.. речь опосредует все сложные виды деят-ти)
В) Функции речи:
- коммуникативная функция (соответственно, речь общественно обусловлена, активна, намеренна, интенциональна) – проявляется в двух видах – сообщение, воздействие на себя и на других.
- функция регулирования своего собственного поведения, организации и связывания других психических процессов.
- функция обобщения.
- Познавательная функция
- Номинативная функция речи
и еще:
1. Эмоционально-выразительная функция (речь всегда выражает большее, чем она означает).
2. Диакритическая функция (уточнение)
3. Функция маркирования
4. Фатическая функция (установление контакта)
Г) материальную сторону речи
Материальная сторона речи (и в частности – слова) – звук, моторная и графическая составляющие.
Что касается слова: Слово с одной стороны обозначает предмет, выделяя в нем существенные признаки, с другой - анализирует предмет, вводит его в систему связей, в категорию предметов на основе обобщения его содержания.
Значение – то, что открывается в предмете или явлении объективно – в системе объективных связей, отношений, взаимодействий. Значение закреплено в языке. Значение нельзя оторвать от звукового состава слова. Значение слова – обобщенное и устойчивое предметное содержание.
Звуки – материальные носители значения слова.
Смысл – индивидуальное значение слова в конкретном контексте. Смысл слова – индивидуальное значение слова в контексте
Смысл связан со всем словом в целом, а не с конкретными частями.
Слово характеризуют:
§ Устойчивая моторная сторона
§ Устойчивое звучание
§ Устойчивое графическое изображение
Слово – единство звука и значения.
Фонема - минимальная смыслоразличительная единица.
Звукоразличительные единицы в русском языке:
1. Глухость – звонкость
2. Твердость – мягкость
3. Ударность- безударность
Д) психофизиологическую и мозговую основы речи
Речь обеспечивается совместной работой ряда мозговых зон коры, преимущественно левого полушария – заднее-лобных, нижнее-теменных, переднее-затылочных (ТПО).
Психофизиологической основой речи является ФС, включающая ряд совместно работающих анализаторных систем, прежде всего слуховой и речедвигательной.
Е) психологическую основу порождения высказывания
Выготский: «то, что в мыслях содержится симультанно, в речи развертывается сукцессивно». Переход от мысли к речи сложный и многоступенчатый. Структура порождения высказывания:
ü Мотив (объективируется в замысле)
ü Замысел (формируется с помощью внутренней речи) + формируется психологическая программа высказывания.
ü Устная речь (в которой психологическая программа реализуется на основе грамматических и синтаксических правил данного языка)
ü Сенсомоторный уровень речи (кинестетические и кинетические программы речи, обеспечивает переход от внутренней речи ко внешней)
Ж) виды и формы речи
1. Устная речь: экспрессивная (сам говорю) и импрессивная (понимаю то, что говорят)
Экспрессивная речь:
§ Автоматизированная (стихи, песни, фразеологизмы)
§ Рядовая (1 2 3 4 5... январь-февраль-март-апрель...)
§ Спонтанная (монологическая, диалогическая и групповая)
2. Письменная речь (письмо и чтение)
3. Внутренняя речь
Мозговые основы речи: передняя и задняя речевые зоны. Два вида (способа) организации речи.
Передняя речевая зона: формы афазии, возникающие при ее поражении,