Теоретические основы психологии речи
Логопсихология
Логопсихология тесно связана с разными отраслями психических знаний, сфокусированных по отношению к индивидам с разными видами речевых нарушений.
В число специфических и основных задач логопсихология входит изучение особенностей психической деятельности этих индивидов и поиски оптимальных путей психокоррекционной работы с ними.
Профессионально значимыми здесь оказываются психологические понятия о закономерностях и особенностях психического развития детей с нарушениями речи.
В логопедической практике необходимость психологического изучения и коррекционного воздействия на речь, личность и поведение ребенка логопата нередко носит декларативный характер, а логопедические приемы и упражнения традиционно ограничиваются функционально-физиологической тренировочно- речевой направленностью.
Между тем, именно психологическая часть логопедической работы составляет обязательное условие целостности и одновременно интегративно-личностного воздействия на ребенка в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обучения в процессе формирования его социальных позиций для полного и достойного участия в общественной жизни.
Факторы порождения речи
Речь ребенка формируется под влиянием языковой способности. Языковая способность – это совокупность 3-х факторов.
1. Социальный фактор (речевое окружение ребенка).
Ребенок должен расти в речевой среде, т.к. из этого речевого окружения ребенок «выуживает» правильную языковую норму. Языковых норм много:
- нормативное произнесение звуков,
- слоговая норма
- морфемная норма
- семантическая норма
- норма соединения слов в предложение
- норма соединения предложений в тексте
Кроме этого существует норма литературного языка и диалектная норма.
2. Физиологический фактор (ребенок должен быть здоров).
Для полноценной реализации речевой функции необходима нормативная работа всех анализаторных систем:
- речедвигательный анализатор – дает возможность говорить ребенку самому (кинетическая и кинестетическая организация движений)
- речеслуховой – воспринимать и понимать речь
- зрительный анализатор – формирует связь слова с предметом и «добывает» значение слова
3. Психологический фактор
У ребенка должны быть сформированы элементарные психические процессы (гнозис и праксис) и высшие психические функции (внимание, память и мышление).
Ребенок видит указательный жест матери и следом за ним слышит слово.
Зрительное восприятие помогает установить соотношение между предметом и его именем.
Тактильное восприятие помогает накопить в речи прилагательные.
Слуховое восприятие позволяет различать неречевые шумы, определять направление звука и является базой для развития фонематического слуха.
Память. Следует различать кратковременную (рабочую) и долговременную память. Кроме этого память имеет свою модальность: зрительная, слуховая. Зрительная память по объему всегда больше, чем слуховая. Последовательное запоминание необходимо:
- для развития фразовой речи
- для формирования любого вида анализа
Мышление. Взаимоотношение мышления и речи является центральной проблемой логопедической науки.
Л.С. Выготский считал, что речь первична, а мышление вторично. Они развиваются как независимые друг от друга процессы. Но в определенном возрасте наступает перекрест, что дает нам интеллектуальную речь и речевое мышление (в 2.5 года).
Существует мнение. Что мышление в своем развитии обгоняет речь. Способность ребенка мыслить побуждает его говорить.
Мыслительные операции, связанные с речью
I. ОБОБЩЕНИЕ
Существует 4 уровня обобщения, каждый из которых формируется к определенному возрасту
1. Группировка предметов через слово – 1г.3 месяца
2. Группировка предметов по внешним признакам (цвет) – к 2 годам
3. Родово-видовые обобщения(овощи - фрукты) – к 3 годам
4. Логический тип
II. Сериация – это способность разложить вряд предметы по нарастанию иди убыванию ведущего признака
III. Сравнение – это нахождение сходных и различных признаков
Теоретические основы психологии речи
Речь – одна из самых сложных форм ВПФ. Ее характеризует подвижность, многозначность и связь со всеми другими психическими функциями. Речь является главным фактором опосредования, т.е. ни одна сложная форма психической деятельности человека не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. необходимо различать 2 роли речи:
- собственно психический процесс
- процесс, организующий и связывающий другие психические процессы.
Речь является не только средством и формой общения, но и орудием мышления и средством организации и регуляции психических процессов человека.
Речь тесно связана с мышлением. Известно, что эти процессы едины, но не тождественны. Единицы, в которых осуществляются речь и мышления - разные. Однако их сложное единство наиболее всего проявляется в значении слова, поэтому «..значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом» (Л.С.Выготский).
Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций, которые реализуются речью. Центральной функцией речи является коммуникативная функция, которая реализуется посредством выражения, сообщения и воздействия на себя и других людей. Коммуникативную функцию характеризует общественная обусловленность, намеренность.
Речь – это социальный продукт. Вторая функция речи – функция регулирования своего собственного поведения, организации и связывания других психических процессов.
третья функция – функция общения. Исследования речи Л.С. Выготским показали, что невозможно общение без знака и без значения. Слово является единством звука и значения.
Значение – это обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, включенного в общественно-практическую деятельность человека.
Слово взятое отдельно имеет не более одного значения, но потенциально в нем существует много значений, которые реализуются и уточняются в живой речи человека. Значение слова существует реально и осознается человеком в определенной деятельности и в ней же приобретает смысл.
Значение слова нельзя оторвать от звуковой стороны слова. звуки являются материальным носителем нематериального значения слова. Носителем значения служит материальный носитель – моторный, звуковой графический.
У взрослого носителя языка материальный носитель как бы стушевывается, но не исчезает и почти не осознается, а на первый план всегда выступает значение.
Благодаря значению слов речь приобретает когнитивную – познавательную функцию. Слово замещает предметы. Предметная отнесенность слова лежит в основе номинативной функции. Значение слова и его предметная соотнесенность взаимосвязаны, их нельзя расчленять. Это два последовательных звена в процессе употребления слова. Номинативная функция играет существенную роль в формировании фонематического слуха, т.к. отнесение слова к предмету создает условие для формирования тонкого дифференцированного речевого слуха.
Живая речь обычно выражает больше, чем она обозначает, раскрывая подлинный контекст не только через значение и смысл, но и через эмоционально-выразительные средства.
Порождение высказывания – сложный процесс “...то, что в мыслях содержится симультанно, то в речи представлено сукцессивно” - Л.С.Выгоитский. Порождение высказывания включает в свою структуру несколько звеньев:
– мотив
– замысел
– психологическая программа (внутренняя речь)
– внешняя речь (грамматика, синтаксис)
– кинетические и кинестетические программы
Современные исследования показывают , что речь реализуется совместной работой ряда мозговых зон коры головного мозга:
– задне – лобных
– нижне – теменных
– височных
– задне – лобных – нижнетеменных – передне затылочных (ТРО)
Объединение этих зон является речевой зоной коры головного мозга, а их совместная работа составляет психофизиологическую основу речи и речевой деятельности.
Теория системной и динамической локализации ВПФ
Понятие «ВПФ» было введено в общую психологию Л.С.Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия и др. авторами. Под ВПФ понимают сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, реализуемые соответствующими программами и подчиняющихся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ обладают тремя основными характеристиками:
– формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов
– опосредованы по своему психологическому строению (с помощью речи)
– произвольны по способу осуществления
ВПФ – сложные системные образования, качественно отличающиеся от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новообразований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого»
Основные системные качества ВПФ, характеризующие их как «психологические системы»:
- опосредованность
– осознанность
– произвольность
ВПФ обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. неизменными в них остаются исходная задача и конечный результат, а вариативны – средства. закономерность формирования ВПФ – первоначально они существуют ка форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс (интериоризация).
На первых этапах формирования ВПФ – это развернутая форма предметной деятельности, которая опирается на элементарные сенсорные и моторные процессы, затем эти действия приобретают характер умственных действий.
Представления о ВПФ было дополнено А.Р.Лурия представлениями о ВПФ как о функциональных системах. Под функциональной системой понимается психофизиологическая основа ВПФ. особенностью этих функциональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (реализующих) компонентов.
Центральное положение о ВПФ - сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную психофизиологическую основу в качестве многокомпонентных функциональных систем. Проблема локализации ВПФ относится к числу значимых проблем современного естествознания и является междисциплинарной.
теория системной и динамической локализации ВПФ сформировалась в борьбе двух основных направлений в решении проблемы «мозг и психика»:
– теория узкого локализационизма (психоморфологическое направление )
– теория антилокализационизма (эквипотенциальности)
Узкий локализационизм исходит из представлений о психической функции как неразложимой на компоненты единой психической «способности», которая должна быть целиком соотнесена с мозгом.
Антилокализационизм считает, что психические функции связаны равномерно со всем мозгом, и любые поражения мозга приводят к пропорциональному нарушению всех этих психических функций.
Электическая концепция считает, что локализованы относительно элементарные сенсорные и моторные функции, однако ВПФ связаны со всем мозгом. «ВПФ как сложные системы не могут быть локализованы в узких зонах коры или в изолированных клеточных группа, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга, участках мозга»- А.Р.Лурия. Впервые принцип динамической локализации ВПФ был сформулирован И.П.Павловым и А.А.Ухтомским
Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта
Речь – это ВПФ. Системный принцип психологического строения ВПФ и их системная динамическая локализация приводят к тому, что при локальных поражения головного мозга нарушается не одна психическая функция, а целая совокупность функций.
Качественный анализ подразумевает определение формы нарушения психической функции. А.Р.Лурия писал, что «нейропсихологическое обследование не должно ограничиваться простым указанием на снижение той или иной формы психической деятельности. Оно должно давать качественный структурный анализ и указывать в силу каких причин это дефект появился». Под фактором он понимал «собственную функцию»той или иной мозговой структуры, определенный принцип и способ ее работы. В другом месте он определял фактор как первичный дефект, который рассматривается ка нарушение собственной функции данного участка мозга. Фактор является основной причиной нарушения определенной системы ВПФ, в структуру которых он входит. Было выявленно несколько факторов.
Кинестетический фактор ведет к трудностям формирования устной речи (фонематического слуха и кинестезий). Вторично может быть нарушено понимание речи, трудности переключения, трудности формирования предметных действий.
Нарушение объема вербально-акустического восприятия и слухоречевой памяти является основой задержки формирования импрессивной и экспрессивной речи.
Фактор пространственного и квазипространственного восприятия - является причиной несформированности грамматических категорий в речи.
Синдромный анализ состояния ВПФ и есть качественный анализ состояния ВПФ.
Восприятие речи
Восприятие речи – это сложный процесс декодирования . Когда человек говорит, он кодирует. Декодирующий человек слышит звуки, слова и преобразует их в смысл.
Речь существует как синтез предметных значений. Цель речевого процесса – образовать у слушающего такую же мысль. Процесс восприятия речи обратен процессу говорения. Говорящий идет от синтеза образов к анализу, т.к. картина образов в его голове разбивается на отдельные слоговые элементы, фразы. В момент восприятия речи происходит синтез предметных значений. Существует три теории восприятия речи:
– акустическая
– моторная
– анализ слышимой речи через синтез.
Человек слышит речь как единый поток, неразрывную цепь звуков. Чтобы ее понять необходимо разделить на элементы.
С точки зрения акустической (Роман Якобсон)человек первоначально речевой поток делит на минимальные сегменты – фонемы (данный вид восприятия не подкрепляется артикуляцией).
Представители другой школы (Чистович) подвергают сомнению акустическую теорию восприятия речи. После ряда проведенных исследований было высказано предположение, что восприятие речи существенно нарушается при выключении из работы речедвигательного анализатора, и что единицы восприятия соотносятся с единицами произношения. Американские ученые попытались примерить две эти теории. Так Халли предлоржил свою модель: анализ слышимой речи через синтез.
Считается, что процесс восприяьтия речи многоуровневый и включает:
- сенсорно-перцептивные процессы
- память
- мышление
И.А.Зимняя называет этот процесс перцептивно- мнестически – мыслительным, состоящим из 3-х уровней
На первом уровне воспринимается тембр, далее расшифровывается интонационный рисунок (интонация готовит слушающего к обратной реакции)
Когда начинают поступать звуковые сигналы, они удерживаются в памяти до поступления последующих – пофонемное восприятие слова. Если слово знакомо человеку, то это этап завершается отнесением слова к определенной категории предмета. Понимание отдельных слов еще не обеспечивает понимания речи в целом.
Далее происходит переход на второй уровень – осмысление (оценивается подходят ли слова друг к другу), устанавливаются связи и грамматические отношения. Иногда для понимания речи достаточно этих 2-х уровней, но не всегда.
На третьем уровне, чтобы полностью осознавать речь человек возвращается к интонации, где происходит вторичная расшифровка подтекстовых значений.
Степень понимания обращенной речи определяется тем, как человек может ту же самую мысль передать своими словами.
Нарушение первого уровня восприятия речи – сенсорная алалия
Структурные особенности современного письма
Письмо включает в себя
– алфавит
– графику
– орфографию
АЛФАВИТ
Ребенок испытывает трудности в овладении алфавитом, т.к.
– название букв не совпадает со звуками
– все буквы синтезируются из сложных элементов
Можно выделить 4 группы сходных графем(прописные):
1. одинаковое количество элементов, но различный пространственный рисунок Ш-Т, И-П
2. количество разное, но пишется одинаково Л-М, И- Ш, П-Т
3. похожи первые элементы букв И-У, О-А, Ш-Щ, Б-Д, И-Ц
4. зеркальное написание Е-З, С-Э
- знание алфавита в последовательности, т.к. это предполагает, что человек часто работает со словарем. У детей незначительный объем линейной памяти, обусловленный преобладанием симультанного восприятия над сукцессивным.
ГРАФИКА
Это правила, которыми человек руководствуется в тех случаях, когда количество фонем совпадает с количеством графем. Таких слов в русском языке всего пятнадцать процентов.
ОРФОГРАФИЯ
Это способ записи звуков, которые находятся в слабых позициях (правила). Успешное овладение орфографией связано с хорошей устной речью (подбор проверочных слов)
Письмо требует хорошего фонематического слуха и лексико -синтаксического анализа.
Процесс чтения обратен процессу письма: письмо – движение от мысли к графеме, в чтении – наоборот.
В чтении следует различать:
– технику чтения
– понимание прочитанного.
Техника чтения упирается в тренировку глаз (преодоление регрессий). В процессе чтения наши глаза видят в основном верхнюю часть строки, т.к. верхняя часть графемы наиболее нформативна.
Скорость чтения привязана к работе речедвигательного анализатора (это в значительной мере замедляет скорость, но увеличивает восприятие прочитанного)
Апраксии
Произвольные движения и действия относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. они представляют собой сложную функциональную систему.
Произвольные движения – это целый ряд различных двигательных актов, регулируемый различными уровнями нервной системы и управляемый разного рода афферентными импульсами. В их осуществлении участвует практически вся кора головного мозга. Нарушение двигательных функций можно разделить на элементарные нарушения - нарушение исполнительных (эфферентных) механизмов двигательного акта и сложные нарушения (произвольные движения и действия) – нарушение афферентных механизмов реализации двигательного акта.
поражение подкорковых структур приводит к полному выпадению движений (паралич) и появлению различных двигательных расстройств. Все это многообразие двигательных расстройств можно разделить на :
– динамические
– статические
нарушение , получили название «апраксии». Апраксии – нарушение произвольных движений и действий, которые на сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами. А.Р. Лурия выделил 4 основных формы апраксий:
Кинетическая – нарушается проприоцептивная кинестетическая аффериентация двигательного акта, при сохранности внешней пространственной ориентации движений.
Пространственная апраксия – нарушение зрительно-пространственная синтезов, пространственных представлений ( как вариант конструктивная апраксия).
Кинетическая апраксия – распад «кинетических мелодий», нарушение последовательности временной организации двигательного акта, трудности автоматизации движений.
Регуляторная апраксия – нарушение программирования движений, отключение сознательного контроля за их выполнением. Характерны системные персеверации всей программы в целом.
Агнозии
Слуховые агнозии
Слуховая система отличается от других анализаторных систем – на ее базе формируется человеческая речь. Внутри слуховой системы различают 2 самостоятельные системы, которые обозначают как неречевой слух и речевой слух. Эти 2 системы имеют общие подкорковые механизмы, однако различаются в пределах коры больших полушарий. При поражении левой височной доли – нарушается речевой слух, а при поражении правой – неречевой слух (у правшей).
Речевой слух неоднороден: он включат фонематический слух и интонационные компоненты.
Гностические слуховые расстройства связанны с поражением ядерной зоны слухового анализатора. Левое полушарие – нарушение восприятия звуков речи, последовательности запоминания слов; правого полушария – ритмов, музыки, интонации.
Речевой слух является прижизненным формированием, и образуется в определенной речевой среде, является главным афферентным звеном речевой системы. При нарушении фонематического слуха наблюдается нарушение других форм речевой деятельности, что приводит к резкой дезорганизации речевой функции. В грубых случаях наблюдаются литеральные парафазии (замены звуков), и вербальные парафазии (замена слов). Чаще
стречаются литеральные.
Зрительные агнозии
Основная информация о внешнем мире человеку поступает через зрительный анализатор, который является ведущим у человеком. Выделяют 6 основных форм нарушения зрительного гнозиса.
– предметная агнозия – правильно оценивает отдельные элементы изображения, но не может понять смысл изображения целиком.
– лицевая агнозия – невозможность различать человеческие лица
– оптико-пространственная - плохая ориентировка в пространственных признаках изображения
– буквенная агнозия – невозможность узнавать буквы
– цветовая - невозможность вспомнить цвет знакомых предметов
– симультанная агнозия – возможность воспроизведения отдельных фрагментов изображения , вследствие резкого сужения возможности видеть целое, при сохранности полей зрения.
Динамические и структурные нарушения мышления
Динамические ( регуляторные и временные) нарушения характерны для левополушарных поражений. В этих случаях наблюдается замена программ, трудности сохранения последовательности операций, персеверации, замедленность и и малая продуктивность во всех заданиях.
Структурные (операциональные) – это праовополушарные нарушения, которые проявляются в нарушении категоризации объектов, семантических ошибках, трудностях переноса логических отношений. Но при этом отмечается более высокая продуктивность и скорость выполнения программ. В целом структурные нарушения мышления менее выражены нежели левополушарные