Преобразование или перерождение эмоций

Преобразование можно определить как изменение состояния или перестройку, например качеств и состояний ума. В данном случае, переход от двойственного сознания к квантовому сознанию. Известные суфийские учителя Г. И. Гурджиев и П. Д. Успенский предложили называть эту работу “психо-трансформизмом”.

“Такое понятие работы означает психологическую трансформацию—трансформацию себя. Трансформация означает превращение одного в другое.” (Николл, 1984:50)

Само-исследователю, терапевту, духовно развивающемуся, или исследователю сознания, обязательно нужно понять, почему эмоции, события и ситуации переживаются именно так, как переживаются. Злость без ярлыка—это энергия в другой форме, чем печаль. Печаль—это энергия в другой форме, чем ненависть. Когда они переживаются без ярлыков, удаляются осуждение (я не должен чувствовать злости), оценка (злость—это плохо), и значимость (Что чувство страха говорит обо мне, или что люди подумают, если я разозлюсь?), и нам остается только энергия. Вряд ли стоит плохо относиться к энергии без ярлыка. Один участник семинара заметил после выполнения упражнения: “Незачем сопротивляться переживанию злости, это просто энергия, и она просто Есть”.

Это процесс не требует усилий. Сознание само себя преобразовывает. Это не тот процесс, когда используются усилия для превращения одного в другое, потому что индивид “воображает”, что одно лучше другого; не тот процесс, где есть едва заметные оценки, закрепляющие переживание в пространстве и времени. Обычно психология ставит нас в затруднительное положение—либо выразить, либо подавить чувства, которые осуждаются как плохие или нежелательные в соответствии с прошлым опытом. Преобразование дает возможность добавить третью альтернативу выражению и подавлению, а именно трансформацию. При рассмотрении эмоции как энергии происходит преобразование.

Достаточно всего лишь наблюдать или отслеживать эмоции, мысли и чувства как они есть (а именно как энергию), чтобы “переживание” переродилось. В суфийской работе Гурджиева и Успенского само-наблюдение приводит к преобразованию. По моему личному опыту само-наблюдение приводит только к большему само-наблюдению и дает больше наблюдаемых внутренних состояний.

С точки зрения квантовой психологии, мы добавляем к само-наблюдению процесс снятия ярлыков или обессмысливания, то есть переживания эмоции как энергии. Для того чтобы что-то существовало в физической вселенной, оно должно иметь энергию.

Квантовое созерцание

Если бы у эмоций, например у злости, страха, и так далее, не было энергии, были бы они проблемой?

Может ли проблемное состояние существовать, если у него нет энергии?

Квантовый стиль

Дополнение к этим глубоким суфийским учениям—квантовый стиль, а именно наблюдать эмоции как энергию. Это снятие ярлыков или обессмысливание вызывает изменение в переживании эмоций и именно здесь происходит преобразование. Квантовый стиль действует как философский камень. В метафоре алхимии, философский камень превращает металлы в золото (ваше настоящее “я”). Аналогично наблюдение эмоций как энергии действует как философский камень, возвращая вас к вашему “я” (к “золоту”). Вот это преобразование. Известный психиатр Карл Юнг считал важным использовать эмоции как энергию. Юнг писал:

“В самой силе эмоционального расстройства находится ценность, энергия, которая должна быть у человека в полном распоряжении, чтобы исправить состояние пониженной адаптации.” (Юнг, 1960)

Ниже приведены шаги для преобразования мыслей, чувств, эмоций и ощущений. Вы как наблюдатель переживания прикрепили ярлык. Приведенные квантовые упражнения можно использовать для снятия ярлыка и переживания переживаний такими, как они есть. Эти упражнения можно делать в группе, в парах, или индивидуально. Ниже приведены те эмоции, которые люди часто называют проблемными состояниями. Цель здесь в том, чтобы предоставить возможность поупражняться и заметить, что происходит. Учтите, что квантовая психология—занятие не для зрителей; основное здесь—переживание на собственном опыте. Необходима практика.

Цель следующего упражнения—помочь вам начать преобразовывать ваши переживания, так чтобы психо-эмоциональные энергии переживались как чистая энергия, которая проявляется в разных видах и формах. Это позволяет нам перейти к более глубокому чувству себя, так как психическая энергия перестает расходоваться на сопротивление прикрепленному ярлыку. Как уже говорилось, если я обозначаю энергию как злость, и “злость—это плохо”, то я сопротивляюсь моему собственному прикрепленному ярлыку. Во всей этой группе квантовых упражнений нас просят снять ярлык и пережить эмоции как состоящие из энергии.

Квантовое упражнение 9

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Работа со своим страхом.

Шаг I: Вспомните случай или происшествие, когда вы почувствовали страх.

Шаг II: Позвольте страху проявиться.

Шаг III: Заметьте, где в вашем теле происходит страх.

Шаг IV: Отвлеките внимание от происшествия как причины чувства страха.

Шаг V: Обратите внимание и сосредоточьтесь на самом страхе, теперь снимите с него ярлык, рассматривая его как энергию.

Шаг VI: Если вы работаете в группе, обменяйтесь взглядами с другими участниками, рассматривая энергию внутри них как состоящую из той же энергии, что и энергия внутри вас.

Когда вы чувствуете страх, ваш ум дает вам много причин, почему вы боитесь. Обычно люди сосредоточиваются на сюжете того, почему они боятся. В этом упражнении переключите внимание с сюжета на сам страх. Где страх находится в вашем теле? Начните сосредоточиваться на самом страхе.

Практика

Сменный ведущий группы может медленно прочитать этот текст как возможный сценарий для практики.

“Начните с того, что вспомните что-то связанное со страхом, прошлое или воображаемое в будущем событие. Может, это произошло на прошлой неделе, в прошлом месяце или в прошлом году. Дайте прийти в ваш ум воспоминанию о чем-то, чего вы боитесь. Заметьте, во что вы одеты в этом происшествии, какого цвета одежда. Заметьте, есть ли какие-то другие люди в воспоминании или фильме вашего умственного взора. Услышьте любые звуки, которые вы слышите в этом фильме. Наблюдайте ваши ощущения страха, и где они находятся в вашем теле. Дайте развиться вашему фильму или сюжету. Теперь, когда страх достигает уровня сильного чувства, отвлеките внимание от фильма и переведите внимание на сам страх, на саму эмоцию. Заметьте, где в вашем теле находится чувство страха. Сосредоточьтесь на страхе в вашем теле. Где он находится? Каждый раз, когда вашему уму хочется вернуться к сюжету или к фильму о том, почему вы боитесь, мягко переводите его на чувства самого страха. Начните рассматривать этот страх как просто энергию. Продолжайте рассматривать страх как энергию. Помните, ваша задача в том, чтобы рассмотреть его как есть, не изменяя его, не перемещая его, и не предлагая Богу. Просто рассмотрите его как энергию. НЕ пытайтесь изменить его.”

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Почему? Потому что когда вы пытаетесь избавиться от чего-то или изменить его, вы сопротивляетесь ему. В суфийской традиции энергию называют скорпионом, а прикрепленный к ней ярлык—духами. Прикреплять ярлык к чистой энергии—это как надушивать духами скорпиона. Почему? Потому что вы будете переживать на опыте ярлык, духи, а не основополагающую энергию.

Поэтому говорится: “Тот, кто надушивает духами скорпиона, не спасается этим от его жала.”—Бахаудин. (Шах, 1978)

Таким образом позвольте энергии без ярлыка двигаться по-своему наружу, не прерывая её хода осуждением (“У меня её не должно быть”), оценкой (“Это плохо”), или значимостью (“Что это говорит обо мне?”)

Когда вы позволяете происходить естественному наружному движению энергии, она проходит прямо сквозь вас. По сути дела вы можете отойти в сторону и позволить энергии делать то, что она делает.

В конце шестидесятых и в начале семидесятых, расцвете движения возможностей человека, причина невроза (само-разрушительного поведения) лучше всего подытоживалась как прерывание движения наружу. Наглядный пример: ребенок чувствует проходящую через себя энергию и начинает шуметь. Мама или папа говорят: “Не злись”. Это внешнее прерывание движения энергии наружу. Родители обозначили этот звук как крик, злость, плохо. Ребенок учится обозначать это движение энергии наружу как злость и плохое, и начинает прерывать свое направленное наружу движение. Во многих терапиях движения возможностей человека, например в Гештальте, Психодраме, биоэнергетике, и так далее, терапия основана на завершении или заканчивании “незавершенного дела” с помощью принципов “не прерывать” и “идти вместе с” чувствами, выражая их. А здесь мы снимаем с эмоции ярлыки со всеми их смыслами, рассматривая её как энергию и позволяя энергии делать то, что она делает. То есть чувствовать эмоции, что немного отличается от выражения чувств. Это позволяет рас-творить прерывание.

Много лет назад я проходил курс “Осознания через движение Фельденкрейца” у инструктора по Фельденкрейцу, Карла Гинзбурга. Он сказал: “Научись прикасаться к людям без намерения”. Я ответил: “Карл, это невозможно. Когда я прикасаюсь к кому-то, то уже в самом действии касания есть намерение.” Он сказал: “Это коан” (Дзэн-буддийский вопрос, над которым размышляют, предназначенный для приведения личности в определенное состояние сознания). Я потратил на это время и пришел к пониманию того, что говорил Карл Гинзбург. Я применил это к квантовой психологии: вы наблюдаете эмоции как энергию просто чтобы наблюдать и замечать, что происходит, без никакого подразумеваемого намерения или цели изменить их или избавиться от них. Вы рассматриваете эмоции как энергию. Просто делать это—без никакого намерения!!!

При выполнении упражнений следите и замечайте, что происходит, когда вы наблюдаете эмоции как состоящие из энергии.

По мере того как вы наблюдаете эмоцию, начните чувствовать её как энергию. Рассмотрите эмоцию как энергию, движущуюся в вашей системе. Если у эмоции есть неприятные ассоциации, энергия часто все больше усиливается, потому что она была больше вытеснена. Постепенно энергия начинает двигаться самостоятельно. Это может занять пять или десять минут, может быть пять дней или пять секунд. Нет спешки и нет цели, только снятие ярлыков, и наблюдение эмоций как энергии.

Например, когда вы работаете с собой над каким-то глубоким эмоциональным переживанием, вы можете практиковать рассмотрение его как энергии. Вы можете делать это в свободное время. Просто оставайтесь с переживанием и рано или поздно что-то произойдет.

Много лет назад, когда я жил Санта-Крузе, один телефонный звонок очень меня расстроил. У меня до этого никогда не было приступов тревожности, хотя как психотерапевт я много раз помогал людям с этой проблемой. После телефонного звонка мое тело похолодело, мое сердце колотилось, я застыл и был в ужасе. Я действительно не понимал, что со мной происходит. Кристи как хорошая жена сказала: “У тебя приступ тревожности”. Не приходится и говорить, я боролся с этим, сопротивлялся этому, накрывался одеялами. Это было страшно. Еще ухудшая дело, я сходил посмотреть фильм “Жертвы войны”. Наверное, я напрашивался на наказание.

Позже я сказал себе: “Жду не дождусь моего следующего приступа тревожности”. Почему? Потому что в нем было так много энергии, которую можно использовать. И действительно где-то через две недели, БАМ, сильное сердцебиение, сухость во рту, застывшее в ужасе тело. Но в этот раз, сохраняя определенное “наблюдающее присутствие”, я понял, что происходит. Я лег на пол и сосредоточил внимание на моем теле, на страхе, ощущениях как энергии. Моим отношением к этому было “будь, что будет”. Скоро я почувствовал как мое сердце открылось. Я был раним, удивительно соединен с самим собой, и испытал прекрасное состояние. Вот возможности такого вида практики.

Все эти упражнения предназначены для преобразования вашего привычного осознания от сосредоточения на истории причин, к сосредоточению на самой эмоции, приятная это эмоция или нет. Исходное предположение, которые мы используем—это что все является энергией. Ваши эмоции являются энергией—стул является энергией, все является энергией в разных видах и формах.

Один участник семинара в штате Северная Каролина сообщил, что когда он переключил свое внимание с происшествия на само чувство, энергия пошла вниз по его ногам и вышла из ступней. “Что было интересно,—сказал он,—так это что я никак не планировал этого, и даже не думал о возможности этого.” Я ответил: “Правильно, следите за эмоциями как энергией без намерения, просто с интересом и любопытством. Замечайте, что происходит.”

Один участник семинара сказал: “Это тяжелая работа”. Я ответил: “Это практика—вы изменяете привычный шаблон сосредоточения на истории причин, из-за которых вы чувствуете то, что чувствуете, и обращаете внимание на сами чувства. Вы изменяете привычку.” Всех нас учили сосредоточиваться на истории или причинах, почему мы чувствуем то, что чувствуем. По мере практики вы начнете вполне естественно сосредоточиваться на самой энергии. Это сравнимо со спортивной тренировкой. Сначала вы можете чувствовать себя довольно неуклюже, но через некоторое время вы можете заниматься этим спортом, не думая об этом. Это начинает происходить само по себе. Когда вы попадаете в бассейн, вы не думаете о плавании, вы плаваете. Вам не нужно думать о том, чтобы задерживать дыхание, когда вы под водой, вы делаете это. По мере того, как вы практикуетесь, это становится вполне естественным.

Квантовое упражнение 10

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Работа с печалью.

В этом упражнении исследуется работа с ярлыком печали и переживание её как энергии. Начнем с того, что вспомним, какую-то прошлую ситуацию, в которой вы испытали печаль. Затем переведите ваше внимание от истории того, почему вы печальны, или почему вы чувствуете эмоцию, к самой энергии печали.

Шаг I: Вспомните случай или происшествие, когда вы почувствовали печаль.

Шаг II: Позвольте печали проявиться.

Шаг III: Заметьте, где в вашем теле происходит печаль.

Шаг IV: Отвлеките внимание от происшествия как причины чувства печали.

Шаг V: Обратите внимание и сосредоточьтесь на самой печали, снимая с нее ярлык и рассматривая её как энергию. Если всплывают какие-то мысли, впечатления, или сюжет—рассмотрите их как энергию.

Шаг VI: Если вы работаете в группе, обменяйтесь взглядами с другими участниками, рассматривая энергию внутри них как состоящую из той же энергии, что и энергия внутри вас.

Сменный ведущий группы может использовать следующий сценарий:

Практика

Посидите минут десять. Начните с того, что почувствуйте ваше тело, его положение. Понаблюдайте за тем, как вдыхаемый воздух поднимается и опускается. Начните позволять воспоминанию, относящемуся к печали, прийти в ваше сознание. Какие люди участвуют в этом происшествии? Где вы находитесь в происшествии? Заметьте, есть ли какие-то звуки и эмоции.

Несколько минут начните позволять этой эмоции становиться все сильнее. Заметьте чувства, связанные с этой историей. Мягко переведите ваше внимание с сюжета, с причин и людей в происшествии, на саму эмоцию. Посмотрите, где в вашем теле находится это чувство. Заметьте его размер, цвет, есть ли у него звук. Сосредоточьте все ваше внимание на эмоции, а не на сюжете. Наблюдайте эмоцию как энергию.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Один участник семинара спросил меня: “Это кажется слишком искусственным, как можно применять это в повседневных ситуациях?” Я сказал: “В обстановке семинара это часто искусственно, потому что кто-то может поднять грусть, а кто-то нет.” Идея в тренировке, чтобы когда в вашей повседневной жизни что-то всплывет, вы могли наблюдать и использовать энергию как топливо, воссоединяясь с самим собой. Таким образом каждое переживание становится топливом или энергией, возможностью соединиться, рассматривая и переживая эмоцию как энергию, вместо обычного переживания отделенности и отсоединенности, когда мы сопротивляемся и прикрепляем ярлык к эмоции.

Квантовое упражнение 11

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Работа со злостью.

Шаг I: Вспомните случай или происшествие, когда вы почувствовали злость.

Шаг II: Позвольте этой энергии проявиться.

Шаг III: Заметьте, где в вашем теле происходит злость.

Шаг IV: Заметьте размер и очертания злости.

Шаг V: Отвлеките внимание от сюжета, почему вы злой.

Шаг VI: Снимите ярлык со злости, рассмотрите её как энергию и слейтесь с ней.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Прежде чем мы перейдем к опыту работы со злостью, я думаю что важно рассказать о том, что произошло со мной в Индии, и почему я добавил еще один шаг к процессу.

В 1979 году, когда я жил в монастыре в Индии, обстановка была направлена на “увеличение энергии” с помощью избегания разговоров и секса, было мало еды, и так далее. Было много эмоциональной боли, так как ни у кого не было возможности сбежать. Я уверен, что все мы знакомы с тем, что при чувстве злости человек часто спешит съесть шоколадку, сходить в кино, или заняться сексом, чтобы справиться с этим эмоциональным состоянием. В безвыходном положении, однажды я почувствовал так много злости, что мое тело было как будто в огне, и я чувствовал, что как будто горю. Мой друг Марк Морден, который уже двенадцать лет жил в Индии, сказал: “Будь огнем, а не топливом.” Так я и сделал, слился с огнем вместо того чтобы быть тем, кто сгорает. Я мгновенно почувствовал себя спокойным, расслабленным и более сосредоточенным. С того времени, работая с клиентами или на семинарах, я предлагаю людям, которых переполняет злость, замечать, где в теле они испытывают эту эмоцию, замечать её размер и форму, так как эмоции состоят из энергии в разных видах и формах. Например, злость—это другая форма энергии, чем любовь. Это значит, что злость состоит из той же энергии, что и любовь, её вид и форма отличаются из-за ярлыка. В конце концов я прошу человека полностью быть эмоцией. Слейтесь с эмоцией как с энергией.

Результаты были удивительно мощными. Недавно одна клиентка испытывала приступы тревожности. Я спросил ее: “Где в теле ты испытываешь тревожность?” Она ответила: “В груди.” Я сказал:

“Заметь размеры и форму тревожности.” Она сказала: “У нее смешная почти что овальная форма.” Я сказал: “Полностью будь тревожностью. Будь не той, кто тревожно себя чувствует, а будь тревожностью как энергией.” Она ответила: “Ух ты, я чувствую себя более сосредоточенно, более расслабленно, больше самой собой.”

Это упражнение сосредоточивается на злости, но если приходит другая эмоция, вы можете использовать ее. Вот возможный сценарий для сменного фасилитатора группы.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Практика

Сценарий сменного ведущего группы:

Вспомните происшествие. Может быть, в прошлом году, может быть, пять лет назад, может, десять лет назад. Позвольте эмоции по имени злость войти в ваше осознание. Наблюдая место действия и себя в нем, осмотритесь вокруг и заметьте других людей и звуки. Заметьте, какое у вас чувство или какие ощущения в теле. Ваше осознание могут немного отвлекать звуки вокруг, но вы сосредоточивайтесь снова на фильме, на сюжете. Позвольте начать возникать эмоции или ощущениям злости, дайте им всплыть по мере того как вы наблюдаете воспоминание. Заметьте, где в вашем теле находится злость: в груди, или где-то в другом месте. Заметьте её форму и размер. Теперь отвлеките внимание от сюжета и сосредоточьтесь на самой злости как состоящей из энергии.

Начните сосредоточивать сознание на этой злости, а не на сюжете и причинах злости. Сосредоточьтесь на самой злости. По мере того как вы наблюдаете злость, вы заметите, что начинаете видеть её как энергию в уплотненном виде. Заметьте её размер, движется она или нет. Сначала она может усилиться, но заметьте, что происходит, когда вы продолжаете наблюдать её как энергию в сжатом виде. Если всплывают мысли или сюжет—рассмотрите их как энергию. Теперь слейтесь со злостью и будьте ей как энергией, а не тем, кто злится. Сосредоточьтесь на этой энергии как на себе.

Когда вы готовы, очень мягко позвольте себе вернуться в комнату.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Одна участница сказала: “Моя злость была прямоугольной, и в ней было по две дырки с каждой стороны”. Я ответил: “Если у твоей злости есть конкретная форма или цвет, сосредоточься на этом, и будь злостью как энергией; заметь, что происходит.” Карл Юнг использовал эмоциональные состояния как пути для работы,

“Вся эта процедура—способ обогащения и прояснения аффекта,* при котором аффект и его содержание приводятся ближе к сознанию... С эмоциональным расстройством можно работать и по-другому, не проясняя его интеллектуально, а придавая ему видимую форму.” (Росси, 1986:85-96)

Квантовое упражнение 12

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Работа с ревностью.

Шаг I: Вспомните случай или происшествие, когда вы почувствовали ревность.

Шаг II: Позвольте этой энергии проявиться.

Шаг III: Заметьте, где в вашем теле происходит ревность.

Шаг IV: Заметьте размер и очертания ревности.

Шаг V: Отвлеките внимание от сюжета, почему вы ревнуете.

Шаг VI: Снимите ярлык с ревности и рассмотрите её как энергию. Если всплывают какие-то мысли, впечатления, ассоциации или сюжет—рассмотрите их как энергию.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Здесь работа все такая же. Продолжайте сосредоточивать внимание на эмоции как на энергии, а не на сюжете, почему есть эта эмоция. Мы опять предполагаем, что все мысли и эмоции—это энергия в другом виде. Сначала мы вызываем происшествие ревности. Затем мы уходим от фильма и переносим внимание на чувство ревности. Если у вас нет никакого сознательного чувства ревности, используйте другую эмоцию.

Мы сеем семена, чтобы когда вы почувствуете ревность через неделю или через два года, чтобы вы смогли переключить внимание на переживание самой эмоции. Когда это произойдет с вами хоть раз, начнется целая цепь событий.

Я был очень огорчен насчет нескольких людей полтора месяца назад. Друг сказал мне: “Зачем сосредоточиваться на людях? Почему бы не сосредоточиться на чувствах?” Я так и сделал, пройдя эти шаги; еще раз энергия преобразовалась (переместилась).

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Практика

Возможный сценарий для сменного фасилитатора группы:

Вспомните происшествие, в котором вы считали, что совершенно справедливо ревнуете. Заметьте, кто участвует в происшествии, которое вы наблюдаете. Заметьте температуру в месте действия, и если можете любые голоса и звуки. Пусть фильм прокручивается. Заметьте чувства, которые появляются во время просмотра фильма. Смотрите фильм и сюжет под названием ревность. Замечайте любые ощущения.

Очень мягко отвлеките внимание от фильма. Посмотрите, можете ли вы найти, где в вашем теле вы испытываете чувство под названием ревность. Заметьте размер и форму этой эмоции. Начните наблюдать ревность как энергию в другом виде, затем стул, или вашу руку. Если всплывают какие-то мысли, впечатления—рассмотрите их как энергию. Посмотрите, есть ли цвет и температура у этой энергии. Рассмотрите её как энергию, слушайте её звук, наблюдайте ее. Продолжайте следить за любыми чувствами, происходящими внутри вас, и старайтесь наблюдать их как энергию. Заметьте её размеры и форму. Слейтесь с эмоцией и будьте эмоцией как энергией.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Я обнаружил, что иногда удивительно сложно отвлечь внимание от сюжета и перенести его на чувства, потому что считаешь чувства совершенно оправданными. Иногда обучающиеся замечали, что “застревают” в какой-то момент этого процесса. Если такое происходит, я советую продолжать сосредоточиваться на “застревании” как состоящем из энергии.

Участники семинаров часто спрашивали меня насчет вытеснения эмоций как противоположности их выражению. Есть вытеснение, что значит подавлять вашу ревность или злость. Есть выражение—это две противоположные стороны одного и того же. И есть позволение энергии быть. Квантовый подход дает нам третью возможность—осознать то, что вы переживаете, как именно энергию.

Один участник семинара сказал: “Когда я очень злой, я не думаю. Я знаю, что я злой, но мне в голову не приходит сделать что-то насчет этого, а не прокручивать часами этот фильм в уме.” Я сказал: “Это тренировка.” Сейчас фильм идет снова и снова и снова и снова. Будем надеяться, что через две недели он будет идти снова и снова. А потом он будет идти снова. Другими словами, желательно распознать ваш шаблон, и улавливать шаблон все раньше и раньше.

Скажем, вы всегда попадаете в неудачные взаимоотношения. Вдруг через десять лет вы говорите: “Вот так-так, я опять попался.” И вы заводите другую связь, замечаете шаблон через пять лет. В следующий раз вы замечаете это через два года, а потом через один год. Будем надеяться, что вы за свою жизнь успеете с этим разобраться! То же относится и к работе с эмоциями, чем больше вы практикуете их внутреннее преобразование, тем легче оно становится, и тем раньше вы перемещаете ваше внимание.

Один обучающийся рассказал о своем опыте изучения школы Г. И. Гурджиева, суфийского мастера, стараться быть бодрствующим и постоянно наблюдать свои действия. Он сказал: “Когда всплывало чувство злости или чего-то еще, мы давали ему имя, например Джон. Когда оно всплывало позже, мы говорили: “А вот опять Джон.””

Я заметил: “В психосинтезе это называется использованием субличностей. О, вот Джон. Джон выходит на сцену. Вот Фред.” Есть даже терапия под названием “терапия имен”, и терапия “диалог голосов”. Вы можете давать имена всем разнообразным частям вашей личности, а затем следить, как они исполняют свои номера, или даже поговорить с каждой частью. Применение этой техники помогает немного отстраниться от частей. Однако есть еще один уровень, потому что вы находитесь за рамками этих субличностей. Как будет показано в следующей главе, вы к тому же создатель этих субличностей.

Использование имен—это метод психосинтеза по работе с чувствами. Вы можете нарисовать их картинки и повесить на стену, чтобы улучшить контакт с ними и знать, когда они овладевают вами. А здесь в квантовой психологи мы не сосредоточиваемся на части, субличности, роли, на ложном “я”, а работаем с основной сутью: энергией. Мы сосредоточиваемся на том, из чего состоит эмоция, на энергии, её составе. Вот здесь квантовая психология объединяется с психологией, восточными традициями и квантовой физикой. В этом подходе мы синтезируем Восток, Средний Восток, и Запад в нашем путешествии раскрытия того, кто мы такие.

Квантовое упражнение 13

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

Работа с сексуальностью.

Шаг I: Вспомните случай или фантазию, которые вызвали у вас сексуальные чувства.

Шаг II: Позвольте этой энергии проявиться.

Шаг III: Заметьте, где в вашем теле происходит сексуальность.

Шаг IV: Заметьте размер и очертания сексуальной энергии.

Шаг V: Отвлеките внимание от сюжета, почему вы испытываете сексуальные чувства.

Шаг VI: Снимите ярлык с сексуальной энергии—и рассмотрите её как энергию. Если всплывают какие-то мысли, впечатления, ассоциации или фантазии—рассмотрите их как энергию.

· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

В этом упражнении мы рассматриваем одну из наших излюбленных тем, секс. Чтобы исследовать ее, пора добавить еще одну составляющую в наш квантовый подход. На этом этапе мы собираемся начать осознавать, что из энергии состоят не только эмоция или ощущение, но и сюжет или фантазия в нашем уме.

“Это первый сознательный шок и его обычно описывают как вспоминание себя. Это состояние сознания ведет к преобразованию впечатлений. Каждый управляется своим собственным набором реакций на впечатления.” (Николл, 1984:52-54)

Гурджиев и Успенский говорят именно о том, что мы сосредоточиваемся на наших впечатлениях от жизни и так и не видим самой жизни. Мы видим только наши впечатления. В этом упражнении мы увидим, что наш сюжет (впечатления) состоит из энергии, и это станет преобразующим фактором.

Но чтобы пойти еще глубже, мы собираемся исследовать нашу кожную границу как состоящую из энергии, так же как и стул, и расширить это, охватив всю нашу вселенную.

Прежде чем мы заберемся в эту тему, которая проводит нас через столько чувств и воспоминаний, давайте сначала посмотрим на нее с другой точки зрения.

Наши рекомендации