Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка

Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка - student2.ru Многие личностные особенности определяются тем, какое Место в жизни родителей занимает ребенок, насколько велика заинтересованность в нем, сколько внимания ему уделяется. Гу­бительным для детского развития является как отсутствие, так и чрезмерность заинтересованности и внимания к ребенку. Не получая достаточного внимания, ребенок испытывает беспокой­но, так как не чувствует себя в безопасности. Он не может рассчитывать на то, что родитель в нужный момент придет ему Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка - student2.ru Эмоциональное взаимодействие и психическое развитие ребенка - student2.ru на помощь, предотвратит опасность. Такая ситуация определяет характер привязанности ребенка к матери — потребности в по­стоянном, близком общении с ней как своего рода результат неосознанного признания ребенком той важной роли, которую выполняют близкие взрослые в его жизни [189]. Наблюдаются существенные различия в степени выраженности указанной потребности у детей. Ненадежная привязанность, постоянное стрем­ление к близости с родителем, не находящее своего удовлетво­рения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверен­ности в себе. Результатом такой неуверенности может стать замк­нутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность, определяемая позицией «как бы чего не выш­ло». Такие дети встречаются с серьезными сложностями в конф­ликтной ситуации, медленнее реагируют на неожиданное раз­ворачивание ситуации. Другими словами, в результате низкой интенсивности межличностных взаимодействий наблюдается усиление тревожности ребенка и понижение его адаптивности к новым, стрессогенным ситуациям [134]. Таким образом, можно сказать, что внимательное, заинтересованное родительское от­ношение придает ребенку спокойствие и уверенность, выпол­няя роль эмоциональной поддержки. Однако нередки случаи и чрез­мерной эмоциональной концентрации на ребенке. Такие роди­тели, не знающие меры в своем стремлении оберегать ребенка, готовности в любой момент прийти на помощь и разрешить все проблемы, реально недооценивают его способности и возмож­ности практической деятельности. Результатом такой чрезмер­ной опеки становится инфантилизм и неспособность к самосто­ятельности, некритичное отношение к себе, также затрудняю­щее общение [154; 155].

Подробно обсуждается в психологической литературе вопрос влияния на детское развитие степени принятия ребенка родителя­ми. Более всего обращает на себя внимание условность родитель­ского принятия. Задолго до рождения ребенка у родителей склады­вается система ожиданий [34]. Часто реальное отношение к ребен­ку определяется тем, насколько он оправдывает эти ожидания. Ро­дители стараются «подогнать» ребенка под созданный ими обра­зец, не считаясь с его реальными индивидуальными особенностя­ми. Несоответствие же каких-то определенных черт темперамента, характера, внешности ребенка, его личности в целом вызывает у родителя целую гамму негативных чувств — недовольство, раздра­жение, гнев. Чувства, испытываемые родителем в ситуации взаи­модействия, являются индикатором безусловности эмоционального принятия. Ребенок бессознательно начинает ощущать, что его любят за «что-то» и он может в любую минуту потерять эту любовь. Эта ситуация условного принятия рождает, с одной стороны, неуверенность в ценности собственного я, низкое самоуважение, с дру­гой стороны, постоянное стремление заслужить любовь другого человека, всеми силами удержать ее, т.е. зависимость от объекта привязанности [158]. Дети сначала стараются всячески понравить­ся своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо. Неудача за­ставляет их обращать на себя внимание другими доступными сред­ствами — истерикой, грубостью, агрессией.

Существует мнение [64], что самым неблагоприятным для дет­ского развития является не рассмотренное выше негативное отно­шение к ребенку, а вообще отсутствие какого бы то ни было отно­шения к нему. Эмоциональные контакты родителей с ребенком в этом случае уплощены, поверхностны. Безразличие родителей, эмо­циональное отвержение способствует формированию у ребенка та­ких личностных черт, как сварливость, неспособность к настойчи­вости и сосредоточенности в учебе, у них нередки конфликты с родителями и школой. В то же время у детей наблюдаются пугливость, беспомощность, что затрудняет их общение со сверстника­ми и взрослыми. Эта родительская позиция тормозит эмоциональ­ное развитие ребенка. Если родители уклоняются от общения со своим ребенком, эмоционально отвергают его, то он может выра­сти человеком, не способным ориентироваться в социальной сфе­ре и устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми, прочные эмоциональные связи [92; 124]. Ребенку чрезвы­чайно трудно ориентироваться в чувствах других людей и их пере­живаниях, поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду, радость [34]. Часто формируется безразличное отно­шение к своему внешнему виду (особенно у девочек), халатность неаккуратность.

Влияние детско-родительских отношений на интеллектуаль­ное развитие ребенка определяется ролью общения со взрослым [37; 93]. Взрослый не только раскрывает ребенку содержание че­ловеческой культуры, но и способствует процессу вхождения в нее, подкрепляя усилия ребенка, направляя, поддерживая и кор­ректируя их. Особую роль здесь играет эмоциональная составляю­щая взаимодействия. «Безэмоциональный характер» общения име­ет своим последствием интеллектуальное отставание [34; 83; 124]. Особенно важными оказываются внимание, чувствительность к Ребенку, эмоциональная поддержка. Характер взаимоотношений с родителем определяет эмоциональное состояние ребенка, через Которое преломляется восприятие им окружающего мира: родите­лей, дома, самого себя. Если окружающий мир представляется ребенку отталкивающим, враждебным по отношению к нему то возникает тревожность, беспокойство, угнетающее познаватель­ную активность, коммуникативную потребность [62; 184]. Материнская «отзывчивость», определяемая как эмпатическое пони­мание матерью особенностей, потребностей ребенка в конкретной ситуации и адекватное им поведение, не только удовлетворя­ет его потребность в аффиляции и безопасности, но и является детерминантой познавательной и речевой активности [119]. Учет собственной активности ребенка и ориентация на нее во взаимодей­ствии обеспечивает успешность развития его речи, интеллекта, самосознания. Матери, учитывающие личностные и поведенче­ские особенности ребенка, оказываются более эффективными в его обучении.

Наши рекомендации