Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 295
В. А. Розанова
Приложение 1
Лидерские качества руководителя
В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи называют следующие признаки руководителя
• волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели (экстернал),
• настойчив, умеет разумно рисковать Терпелив (готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу),
• инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки, независим;
• психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями,
• хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям,
• самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и - неудачи,
• требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу;
• критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны,
• надежен, держит слово, на него можно положиться,
• вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;.
• восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами,
• стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях,
• относительно оптимистичен к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам,
• решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответственность на себя,
• способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить
Чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, лидер обязан уметь вовремя "включать" нужные качества даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатий
Трудность заключается еще и в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества Например, он должен уметь.
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть IV. Глава 2. Эффективность и конкурентоспособность
СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
♦ широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета,
♦ понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верным своим принципам;
♦ не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников,
♦ не соглашаться, сохраняя нормальные отношения с противниками,
♦ принимать новые идеи, не занимаясь при этом бесплодным прожектерством,
♦ рисковать и как можно реже ошибаться;
♦ быть вежливым и тактичным, сохраняя требовательность.
Современному лидеру совершенно необходимо быть хорошим психологом Речь идет, конечно, не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеешь дело Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его качества как
■ степень общительности, то есть способность поддерживать деловые отношения с партнерами и подчиненными,
■ манеру поведения, чтобы в определенной мере можно было бы прогнозировать поступки,
■ деловые и профессиональные качества,
■ потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852
В. А.Розанова
Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении
Зся полезная /tacfotfia сове/ииае/Яся tfieuiu, Ktfio е/це не qoafuu своею уровня некаипе>Яен>Яноа&и.
Лоуренс Дж Питер
3 1 Противоречивый характер организационной деятельности 3 2 Влияние действия человеческого фактора на внутриорганиза-
ционные процессы 3.3. Роль авторитаризма в современном управлении 3.4 Роль бюрократии в современном управлении 3.5. Трудности управления современными организациями
Краткое содержание главы
1.В основе многих противоречий и парадоксов в управлении лежат психологические причины.
2. Взаимодействие внутренних и внешних переменных организа-
ции создают противоречия в управлении
3. Развитие организаций во многом тормозится самими руководителями в силу стереотипов их мышления и поведения
4. Расхождение групповых и организационных целей тормозят развитие компаний.
Ключевые слова
Управление, успех, развитие организации, решение, организационная структура, бюрократия, обратная связь.
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть IV. Глава 3.Трудности, парадоксы и противоречия вуправлении
Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении
3.1. Противоречивый характер организационной дииткльности
Управление является одним из самых трудных, неоднозначных и противоречивых явлений в системе организации
Психология управления как часть науки управления имеет непосредственное отношение к изучению жизнедеятельности организационных структур,
Известный теоретик управления Р Уотермен считает, что "управление в высоком смысле слова — это все-таки гораздо больше искусство, чем наука" /1/ Такая трактовка процесса управления основывается на том, что оно является сложным системным явлением, содержащим различные противоречия и парадоксы.
В современных организациях разделяют деятельность руководителей и неруководителей, а количество уровней управления определяется размером самой организации
Как сложное системное образование управление, связанное со многими переменными, в том числе и психологическими, характеризуется возникновением противоречий внутри него Основное противоречие внутри управления наблюдается между объективным его характером и субъективными способами осуществления.
Противоречия в управлении зависят не только от внутренних переменных, например от действия человеческого фактора, но и внешних переменных, к которым относятся изменения макросреды организаций.
Одним из важных противоречий в управлении является стремление организации к стабильности в управлении при постоянном движении вперед Статика и динамика организации как структуры рассматриваются в определенном взаимодействии И ничего постоянного в этом явлении не наблюдается.
О стабильности в деятельности организации можно говорить только тогда, когда отсутствуют кризисные процессы При наличии кри-