Индивидуальные упражнения. 1. Составьте список своих сильных качеств, способных оказывать влияние на других
1. Составьте список своих сильных качеств, способных оказывать влияние на других. Даже если вы безработный, у вас все же есть допустимая власть потребовать выплаты вам социального пособия в течение определенного периода времени. Приведите хотя бы один случай по каждому из типов власти, когда вы использовали ее по отношению к кому-либо.
2. Вспомните хорошо знакомого вам человека, который не кажется вам особенно влиятельным. Освежите в памяти шесть типов власти. Теперь постарайтесь привести хотя бы один пример власти каждого типа. (Знание человеком всех действующих лиц в «Звездных войнах» может лично на вас не производить впечатления, однако...).
3. Выберите в известной пьесе монолог, с которым вы обращаетесь к сценическому персонажу. Найдите в монологе места, где ваш персонаж использует конкретный тип власти, чтобы оказать влияние на другого героя пьесы. Определите тип власти, используемый в каждом случае.
Упражнения с партнером
1. Выберите «застывший» момент в воображаемой сцене, когда два
типа власти вступают в конфликт. Например, кто-то из родителей
собирается злоупотребить своей властью и ударить ребенка, а тот
пытается избежать наказания с помощью личностной власти,
придавая своему лицу выражение
Стр. 67
искреннего раскаяния; или директор школы пытается воспользоваться допустимой властью, чтобы отказать в приеме в школу ребенка «пробивного» родителя, который предлагает внести некую сумму денег в школьный фонд. Не нужно планировать сцену. Исходя из эпизода, дайте ему развитие и посмотрите, что получится. Постарайтесь убрать подоплеку власти (например, у родителя нет лишних денег) и посмотрите, что получится на этот раз. Затем добавьте одному из персонажей какой-нибудь новой власти.
2. Выберите диалог из известной пьесы, как и в пункте 3 в индивидуальных упражнениях. Найдите в диалоге места, где оба персонажа используют конкретный тип власти, чтобы оказать влияние на другого; определите тип власти, используемый в каждом случае.
3. Сделайте тоже, что и в предыдущем упражнении, но теперь обсудите с партнером некий сдвиг во власти — например, если А раньше находил В очень привлекательным (то есть В обладает личностной властью), то сейчас В считается менее привлекательным. Или (если взять воображаемый пример из п. 1) родитель, собирающийся применить свою власть против ребенка, прикован к инвалидному креслу. Проиграйте сцену заново и обсудите изменения в динамике действия, несмотря на неизменность текста.
Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова
А. П. Чехов наделил Наташу удивительно широким спектром типов власти, которые в сравнении с
Стр. 68
возможностями Андрея и его сестер должны показать нам, почему пьеса в меньшей степени является драмой бездействия (за что обычно критикуют «Три сестры») и в большей степени драмой людей порядочных и талантливых, страдающих от ограничений, которые накладывают на них общество и их собственные черты характера.
Будучи женой Андрея, Наташа приобретает благодаря этому значительную допустимую власть — над слугами, например, и в меньшей мере над сестрами мужа. Она считает, что имеет право злоупотреблять этой властью, когда выходит из себя, и направлять ее как на слуг, так и на сестер мужа. Ей нравится пользоваться властью вознаграждения по отношению к Андрею и детям, окружая последних заботой и вниманием. Как член семьи она, несомненно, получает ценную власть знания над окружающими, но особый опыт она приобретает в роли матери (эту роль среди четырех женщин играет только она). То, что она родственными узами связана с Андреем, а стало быть, и с его сестрами, дает ей статус в местном обществе, а ее красота — источник личностной власти сперва над Андреем, а затем над Протопоповым (среди прочих, несомненно).
Так человек, воспринимаемый нами вначале как аутсайдер и жертва, начинает вызывать все больший интерес.
Стр. 69
Раздел 3.
ТЕЛО
В этом разделе мы сконцентрируем внимание на том, как актеры, а по сути дела — все люди в жизни используют тело для передачи оттенков чувств или настроений. Мы познакомимся с пятью новыми «инструментами», которые помогут вам изменять способ самовыражения посредством языка тела.
Актеры используют свое мастерство невербальной коммуникации, чтобы быть уверенными в том, что зрители точно и правильно воспринимают направляемые ими «послания». На сцене или съемочной площадке актер должен хотя бы частично сознавать, каким образом его тело передает то или иное состояние, чтобы в случае необходимости постараться внести требующиеся коррективы. Этот раздел даст вам знания, необходимые для достижения такой осознанности. Актеры используют тонкости физического поведения и для расширения собственного амплуа, то есть чтобы уметь передавать самые разные типы человеческих характеров. Новые инструменты мастерства, представленные в этом разделе, тоже отличаются большим разнообразием.
Инструмент № 4 — контроль напряжения — каким образом мышечное напряжение отражает психологическое состояние персонажа. Инструмент № 5 — контроль высоты — почему люди в разных ситуациях стараются принять позу, в которой они кажутся ниже или выше своего роста. Инструмент № 6 — контроль
Стр. 70
открытости — как манера людей закрывать или открывать грудную клетку и область живота порой выдает их мысли и чувства. Инструмент № 7 — работа над визуальным контактом — что скрывается за разной продолжительностью и уровнем визуального контакта. Инструмент № 8 — контроль пространства — то, как люди используют физическое пространство в присутствии других.
Здесь, как и в предыдущем разделе, вам будут предложены примеры, полезные советы и упражнения для развития способности изменять свое физическое поведение на сцене.
Как бы самоочевидно это ни звучало, рискну повториться — никто не в состоянии услышать ваши мысли. Они принадлежат только вам, и если вы предпочтете держать их при себе, вы вполне в этом преуспеете. Люди могут (и будут) пытаться понять, что происходит у вас в голове, но это будут лишь догадки.
Несколько лет назад я видел объявление о наборе желающих работать в полиции, в котором самоуверенно заявлялось, что офицеров полиции обучают распознавать, когда подозреваемый лжет: якобы такой человек во время разговора потирает свой нос. Думаю, что по крайней мере парочка подозрительных лиц предстала перед судом из-за того, что у них не вовремя зачесался нос.
Несомненно, существуют определенные физические признаки, которые не в состоянии имитировать даже некоторые из наших величайших актеров. Сильное потоотделение, внезапная бледность, покрывающая лицо, или ощущение сухости во рту — для всех этих физических проявлений необходимы реальные психологические стимулы. За исключением этих «предательских» признаков,
Стр. 71
мы, люди, как вид, прекрасно умеем «заметать следы» — обычно за счет сдерживания животных инстинктов, побуждающих нас бороться или пускаться наутек.
Тем не менее, часто один человек способен ощущать, что происходит в уме или душе другого человека. Секрет состоит в том, чтобы уметь внимательно наблюдать и улавливать те физические проявления, которые нам не столь успешно удается контролировать. В общем, чем дальше от лица, тем красноречивее «сигналы». Иногда движение пальца или ноги помогает узнать нечто действительно важное о настроении человека (эксперты называют подобные признаки «утечкой»). Эти и прочие аспекты в поведении животных вида Нomo sapiens всесторонне и поразительно интересно проанализировали эксперты вроде зоолога Десмонда Морриса.
Что же необходимо знать актеру, который действительно стремится стать разноплановым, уметь передавать по возможности наибольший диапазон человеческих характеров? Каковы те ключевые телесные «переменные», которые изменяются в зависимости от личности конкретного человека? Их пять — или, по крайней мере, четыре плюс «джокер в колоде». Это напряжение, рост (высота), открытость, пространство (или, точнее, его использование) и визуальный контакт. Роль джокера выполняет пространство, в чем вы убедитесь дальше.