Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Направление подготовки
Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль подготовки
«Дошкольная дефектология»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Пермь
ПГПУ
Рецензент: _____________ (желательно внешний, назначается на заседании кафедры)
Автор-составитель: ____
Название дисциплины: учебно-методический комплекс дисциплины для профиля «__________» / авт.-сост. _________, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2012. – с.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «____________________» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «_________________________.
Дисциплина входит в ______________цикл,
относится к ___________________части учебного плана ООП.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано с деканом обучающего факультета.
Декан: И.Ю.Ильина
Согласовано с Учебно-методической комиссией факультета «___»_____ 2012 г. | Рекомендовано кафедрой. Протокол № ___ «__» _______ 2012 г. Зав. кафедрой ___________ |
Содержание
1. | Цель и задачи изучения дисциплины | |
2. | Место дисциплины в структуре ООП | |
3. | Требования к результатам освоения дисциплины | |
3.1. Принятая структура компетенций | ||
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций | ||
4. | Объем дисциплины | |
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы | ||
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы | ||
5. | Содержание дисциплины | |
5.1. Программа дисциплины | ||
5.2. Аннотация лекционного курса дисциплины | ||
5.3. Содержание семинарских и практических занятий | ||
5.4. Содержание лабораторных работ | ||
6. | Образовательные технологии | |
7. | Структура и график выполнения самостоятельной работы студентов | |
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов | ||
7.2. План-график самостоятельной работы студентов | ||
7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению | ||
8. | Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8.1. Базовые учебники | ||
8.2. Учебно-методическая литература | ||
8.3. Учебно-методические материалы | ||
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы | ||
8.5. Материально-техническое обеспечение | ||
9. | Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного, текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине | |
9.1. Форма и требования к проведению входного контроля | ||
9.2. Формы и содержание текущего и рубежного контроля | ||
9.2.1. Формы текущего и рубежного контроля | ||
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций | ||
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов | ||
9.3 Форма и содержание итогового контроля (промежуточной аттестации) по дисциплине |
1. Цель дисциплины:сформировать профессиональную направленность личности будущего педагога-дефектолога в вопросах психолого-педагогического изучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии, лиц с ОВЗ
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б3.Б.6).
Для освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Психология», «Специальная психология», «Специальная детская психология».
Освоение дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Психокоррекционная работа с детьми», «Готовность ребенка с ОВЗ к обучению в школе».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии
(ОП-3)
– способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1)
– способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5) !
– способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6) !
– способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7) !
– способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12) !
– способность к подбору и применению адекватных методов и средств психолого-педагогической диагностики отклонений в развитии детей младенческого, раннего, дошкольного возраста, к построению и проведению диагностической процедуры (СК-3) !
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
концептуальные основы психолого-педагогического изучения,
задачи и принципы диагностики аномального развития,
методы изучения структуры нарушений и методы изучения психики;
специфику планирования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми на основе проведенного обследования;
уметь:
определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ
работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья
на основе использования методов психолого-педагогической диагностики проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения
содействовать формированию умений психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста, применять методики диагностики познавательной сферы, типичных видов деятельности, характерных для детей дошкольного возраста
составлять и вести протокол обследования ребенка,
составлять психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ;
осуществлять динамическую диагностику с целью определения эффективности коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
владеть:
приемами и методами медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития
Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во час./ зач. ед. | Коды формируемых компетенций | ||||||
ОП-3 | ПК-1 | ПК-5 | ПК-6 | ПК-7 | ПК-12 | СК-3 | |||
Раздел 1. | Психолого-педагогическая диагностика | 72/2 | |||||||
1.1. | Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики | ПК-5 | |||||||
1.2. | История диагностики отклонений в развитии | ПК-1 | |||||||
1.3. | Задачи и принципы диагностики аномального развития | ПК-5 | |||||||
1.4. | Методы медицинского обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в развитии | Оп-3 | ПК-6 | ПК-12 | |||||
1.5. | Педагогическое изучение детей с нарушениями развития | ПК-5 | |||||||
1.6. | Нейропсихологический подход в диагностике | ПК-12 | |||||||
1.7. | Патопсихологический эксперимент как диагностический метод | ПК-12 | |||||||
1.8. | Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей | ПК-5 | |||||||
1.9. | Психолого-педагогическая диагностика, общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка | ПК-5 | ПК-7 | ||||||
1.10. | Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики | ПК-5 | |||||||
1.11. | Психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение | ПК-5 | ПК-7 | ||||||
1.12. | Психопрофилактика и ее методы | ПК-5 | ПК-12 | ||||||
1.13. | Психолого-педагогическое консультирование детей с ОВЗ и их семей | ПК-7 | |||||||
1.14. | Психокоррекция и ее методы | ПК-1 | |||||||
1.15. | Психолого-педагогическая поддержка семьи, психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями развития | ПК-5 | ПК-7 | ||||||
Раздел 2. | Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта | 36/1 | |||||||
2.1. | Теории интеллекта в психологии и их влияние на формирование представлений о нарушениях психического развития | ОП-3 | |||||||
2.2. | Особенности онтогенеза мышления при атипиях развития | ПК-6 | |||||||
2.3. | Исследование высших психических функций | Ск-3 | |||||||
2.4. | Отечественные методы диагностики развития детей младенческого и раннего возраста | Ск-3 | |||||||
2.5. | Психолого-педагогическое обследование детей дошкольного возраста | Ск-3 | |||||||
2.6. | Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития | ПК-1 | ПК-6 | ПК-12 | |||||
2.7. | Планирование на основе проведенного обследования коррекционно-педагогической и коррекционно-психологической работы с детьми | ПК-1 | ПК-7 | ||||||
2.8. | Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению | ПК-1 | ПК-5 | ПК-7 | |||||
Объем дисциплины