Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению
ГАОУ СПО НСО
«Новосибирский педагогический колледж №1 им. А.С. Макаренко»
Домашняя контрольная работа по дисциплине
«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»
Тема «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Тузовой Ольги Андреевны
Специальность 050144
Дошкольное образование
Курс 5 группа 51
Форма обучения: заочная
Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению
Ребенок испытывает пускай и положительный, но все же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство все равно дает о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «Справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... Как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности (как говорят еще «школьной зрелости»).
Этот вопрос не нов! Проблеме школьной готовности посвящено немало публикаций, да и книг по этой проблеме написано много. Но почему-то вопрос до сих пор остаётся открытым — нет единой точки зрения. Согласитесь, по сути, мы имеем дело с казусом: если есть образовательный стандарт, то почему нет единого подхода к изучению готовности его усвоения?
Вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Именно поэтому остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По его мнению, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
В последние годы изменения в социально-экономических и культурных условиях жизни общества привели к тому, что возросло количество детей недостаточно готовых к школьному обучению. Причины возникновения этой проблемы различны: неблагополучие семьи (отсутствие у детей чувства комфортности в семье, взрослых мало интересуют занятия и увлечения ребенка, отсутствие должного воспитания), недостаточный материальный уровень жизни семьи (дети не посещают детский сад), взаимоотношения с внешним миром.
Актуальностьпроблемы готовности ребенка к школьному обучению приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин Ребенок, поступающий в школу должен быть готов к школьному обучению, т.е. соответствовать тому уровню физического, психического и социального развития, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Но в настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учебе, затруднения в общении с одноклассниками и педагогом. И все это отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Следовательно, возникают противоречия:
- между достигнутым уровнем психологической готовности к школьному обучению отдельных категорий детей, с одной стороны, и требованиями к уровню их интеллектуального развития в современных условиях модернизации российского образования – с другой;
- между образовательным стандартом, с одной стороны, и готовностью его усвоения, - с другой;
— между готовностью ребенка к систематическому обучению в школе и уровнем его «школьной зрелости».
Цель исследования: определение уровня психологической готовности к школьному обучению детей 6,5-7лет.
психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения.
Объект исследования: функциональное и психическое развитие ребенка.
Предмет исследования: уровень интеллектуальной готовности к обучению
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что определение уровня готовности к школьному обучению позволит выделить факторы риска в развитии отдельного ребенка, и на их основе разработать оптимальную систему работы с учетом особенностей этого ребенка.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по данной проблеме;
2. Подобрать методики для исследования;
3. Определить уровень «школьной зрелости» детей 6,5-7лет;
4. Сделать выводы и сравнить результаты;
5. Разработать практические рекомендации для педагогов по использованию данных исследования в педагогической практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- метод анализа литературы;
- метод наблюдения;
- метод анкетирования;
- метод тестирования;
Методологические основы исследования по: Н.Семаго,М.Семаго
База исследования:
Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 1 г.Петровск-Забайкальского Забайкальского края.Выборка составила 20 детей, обучающихся в первом классе в возрасте 6,5-7лет. Из них мальчиков 13, девочек 7.
Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование и практические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов, работающих с детьми данного возраста.
Глава1.