Инструмент № 9: контроль громкости

В естественных ситуациях нам свойственно говорить громко, тихо или со средней громкостью. Актеру требу­ются чуткость и голосовой контроль для того, чтобы по желанию менять громкость голоса. Основная причина са­моочевидна: зрители, сидящие высоко на галерке, долж­ны слышать каждое произнесенное вами слово так же четко, как и зрители в первых рядах партера.

Стр. 121

Давайте для начала рассмотрим аспект громкости го­лоса в контексте повседневной жизни. Громкость голоса в реальной жизни способна отражать важные психологи­ческие аспекты личности. Начнем с клише: уверенный в себе человек всегда говорит громко, стеснительный и робкий — тихо. Как и в большинстве клише, в этом со­держится большая доля истины. Уверенность — реальная и не наигранная — вполне может частично проявляться в громком, четком голосе. Говорящий уверен в правильно­сти своего мнения и хочет, чтобы все об этом узнали. Че­ловек застенчивый лишен уверенности в собственной способности ясно излагать свои мысли и идеи. Он может сомневаться в уместности своего мнения. В попытке све­сти к минимуму удар по своему самолюбию такой чело­век, как правило, говорит негромким голосом.

Пока что все соответствует логике. Но, как и в слу­чае с невербальным общением, ситуация становится более интересной, когда говорящий старается замаски­ровать свои чувства. Человек, который привык считать себя застенчивым, может оказаться в ситуации, где ему необходимо выглядеть уверенным: например, произно­ся торжественную речь во время бракосочетания. В та­ких обстоятельствах человек старается говорить громче. Если он достаточно владеет собой, то способен успеш­но скрыть собственную робость и добиться уверенного звучания голоса. Если же ситуация окажется стрессовой и человек не сумеет возобладать над ней, он может гово­рить даже слишком громким голосом. Представьте себе также ситуацию, в которой очень уверенный мужчина на вечеринке почувствовал, что его тянет к застенчивой женщине. Боясь напугать ее излишней напористостью,

Стр. 122

мужчина заговаривает с понравившейся дамой более тихим и мягким голосом, чем ему обычно свойственно.

Как же тогда мы, люди, сохраняем контроль над соб­ственной «громкостью звучания»? Все происходит, как и со многими другими вещами — вы осваиваете теорию, анализируете процессы и затем практикуетесь, практику­етесь и еще раз практикуетесь. И, так же как и со многи­ми другими аспектами исполнения, основой успешного контроля громкости голоса является релаксация — спо­собность расслабляться физически и умственно (психо­логически).

Процесс образования звука происходит так: вы дела­ете вдох; вы делаете выдох; во время выдыхания некото­рая часть воздуха проходит над голосовыми связками в вашем горле; вы позволяете воздуху вызвать колебание голосовых связок; издаваемый при этом звук — это ваш голос.

Пока что все достаточно просто. Что же делают акте­ры, чтобы обрести больший контроль над громкостью звучания своего голоса?

Прежде всего, они учатся расслабляться в стрессовых ситуациях. Расслабленное тело — это тело, свободное от мышечного напряжения. Не случайно вокальные упраж­нения часто проделываются в лежачем положении: это положение практически не требует напряжения мышц.

Способность сохранять состояние физической ре­лаксации на сцене обеспечивает реальные преимуще­ства. Вы можете сделать более глубокий вдох. Вы може­те позволить себе больший контроль над направленным наружу потоком дыхания. Резонанс, помогающий уси­лить ваш голос, повышается. Что такое резонанс?

Стр. 123

Резонанс происходит, когда звук усиливается благо­даря эффективному использованию резонаторов. Что такое резонаторы? Резонаторы — это полые простран­ства: своеобразные камеры различного размера, распо­ложенные в верхней части человеческого тела. Рот чело­века — это резонатор; нос, а также горло и легкие тоже являются резонаторами. Такую же роль выполняют и синусы, которые покрывают череп человека. Каждый из указанных резонаторов потенциально способствует уси­лению голоса.

Представьте себе две гитары: одна из них — сплошная электрогитара, а вторая — полая акустическая гитара. Если натянуть струны на электрогитару, то без подсоеди­нения ее к усилителю вы с трудом сможете расслышать звук в другом конце комнаты. Если натянуть струны на акустическую гитару и заиграть на ней, звук будет резо­нировать в ее полом корпусе и значительно усиливаться. Полый корпус гитары исполняет роль ее резонатора.

Как проверить, действительно ли полое простран­ство способствует усилению звучания гитары? Если вы заполните полое пространство ватой или кусками ткани, уменьшение пустого пространства вызовет значительное снижение резонанса, что, в свою очередь, сильно ска­жется на громкости звучания.

То же самое верно для человеческого тела. Если че­ловек сильно напряжен, он начинает ограничивать свои резонаторы, что приводит к снижению усиления звука посредством резонанса. Если у вас простуда и ваш нос и синусы забиты, вы сами заметите, что ваш голос звучит не так громко. Такой эффект объясняется тем, что заб­локированные резонаторы не функционируют.

Стр. 124

Существует немало книг, предлагающих множество полезных советов актерам, желающим повысить способ­ность владения своим голосом (см. раздел «Дополни­тельная литература»), поэтому, с вашего позволения, будем двигаться дальше.

Полезные советы

Я не вижу особого смысла в обсуждении психологи­ческих аспектов, которые обусловливают различные уровни громкости голоса, по той простой причине, что актер на сцене всегда должен говорить достаточно гром­ко, независимо от характера своего персонажа или об­стоятельств, в которые тот попадает. Потребность в том, чтобы вас хорошо слышала аудитория, перевешивает любые соображения «реализма»; это простое золотое правило, которое следует принимать как данность. Зри­тели могут простить не самое блестящее исполнение, но если вы будете говорить слишком тихо и не дадите им возможности в полной мере понять сюжет, они вам это­го не простят.

Во время киносъемки, если режиссер не сумеет рас­слышать все, что вы говорите, он остановит вас и начнет переснимать эпизод заново. Звукорежиссер попытается отрегулировать громкость звучания вашего голоса, одна­ко вас могут попросить говорить громче, а может, даже тише. Если вы участвуете в эмоциональной сцене, это бывает труднее сделать, чем кажется. Тем не менее, все­гда помните о том, что вы работаете в коммерческой ин­дустрии. Старайтесь делать все от вас зависящее; вряд ли люди заметят ваше внутреннее замешательство.

Стр. 125

Наши рекомендации