Инструмент № 9: контроль громкости
В естественных ситуациях нам свойственно говорить громко, тихо или со средней громкостью. Актеру требуются чуткость и голосовой контроль для того, чтобы по желанию менять громкость голоса. Основная причина самоочевидна: зрители, сидящие высоко на галерке, должны слышать каждое произнесенное вами слово так же четко, как и зрители в первых рядах партера.
Стр. 121
Давайте для начала рассмотрим аспект громкости голоса в контексте повседневной жизни. Громкость голоса в реальной жизни способна отражать важные психологические аспекты личности. Начнем с клише: уверенный в себе человек всегда говорит громко, стеснительный и робкий — тихо. Как и в большинстве клише, в этом содержится большая доля истины. Уверенность — реальная и не наигранная — вполне может частично проявляться в громком, четком голосе. Говорящий уверен в правильности своего мнения и хочет, чтобы все об этом узнали. Человек застенчивый лишен уверенности в собственной способности ясно излагать свои мысли и идеи. Он может сомневаться в уместности своего мнения. В попытке свести к минимуму удар по своему самолюбию такой человек, как правило, говорит негромким голосом.
Пока что все соответствует логике. Но, как и в случае с невербальным общением, ситуация становится более интересной, когда говорящий старается замаскировать свои чувства. Человек, который привык считать себя застенчивым, может оказаться в ситуации, где ему необходимо выглядеть уверенным: например, произнося торжественную речь во время бракосочетания. В таких обстоятельствах человек старается говорить громче. Если он достаточно владеет собой, то способен успешно скрыть собственную робость и добиться уверенного звучания голоса. Если же ситуация окажется стрессовой и человек не сумеет возобладать над ней, он может говорить даже слишком громким голосом. Представьте себе также ситуацию, в которой очень уверенный мужчина на вечеринке почувствовал, что его тянет к застенчивой женщине. Боясь напугать ее излишней напористостью,
Стр. 122
мужчина заговаривает с понравившейся дамой более тихим и мягким голосом, чем ему обычно свойственно.
Как же тогда мы, люди, сохраняем контроль над собственной «громкостью звучания»? Все происходит, как и со многими другими вещами — вы осваиваете теорию, анализируете процессы и затем практикуетесь, практикуетесь и еще раз практикуетесь. И, так же как и со многими другими аспектами исполнения, основой успешного контроля громкости голоса является релаксация — способность расслабляться физически и умственно (психологически).
Процесс образования звука происходит так: вы делаете вдох; вы делаете выдох; во время выдыхания некоторая часть воздуха проходит над голосовыми связками в вашем горле; вы позволяете воздуху вызвать колебание голосовых связок; издаваемый при этом звук — это ваш голос.
Пока что все достаточно просто. Что же делают актеры, чтобы обрести больший контроль над громкостью звучания своего голоса?
Прежде всего, они учатся расслабляться в стрессовых ситуациях. Расслабленное тело — это тело, свободное от мышечного напряжения. Не случайно вокальные упражнения часто проделываются в лежачем положении: это положение практически не требует напряжения мышц.
Способность сохранять состояние физической релаксации на сцене обеспечивает реальные преимущества. Вы можете сделать более глубокий вдох. Вы можете позволить себе больший контроль над направленным наружу потоком дыхания. Резонанс, помогающий усилить ваш голос, повышается. Что такое резонанс?
Стр. 123
Резонанс происходит, когда звук усиливается благодаря эффективному использованию резонаторов. Что такое резонаторы? Резонаторы — это полые пространства: своеобразные камеры различного размера, расположенные в верхней части человеческого тела. Рот человека — это резонатор; нос, а также горло и легкие тоже являются резонаторами. Такую же роль выполняют и синусы, которые покрывают череп человека. Каждый из указанных резонаторов потенциально способствует усилению голоса.
Представьте себе две гитары: одна из них — сплошная электрогитара, а вторая — полая акустическая гитара. Если натянуть струны на электрогитару, то без подсоединения ее к усилителю вы с трудом сможете расслышать звук в другом конце комнаты. Если натянуть струны на акустическую гитару и заиграть на ней, звук будет резонировать в ее полом корпусе и значительно усиливаться. Полый корпус гитары исполняет роль ее резонатора.
Как проверить, действительно ли полое пространство способствует усилению звучания гитары? Если вы заполните полое пространство ватой или кусками ткани, уменьшение пустого пространства вызовет значительное снижение резонанса, что, в свою очередь, сильно скажется на громкости звучания.
То же самое верно для человеческого тела. Если человек сильно напряжен, он начинает ограничивать свои резонаторы, что приводит к снижению усиления звука посредством резонанса. Если у вас простуда и ваш нос и синусы забиты, вы сами заметите, что ваш голос звучит не так громко. Такой эффект объясняется тем, что заблокированные резонаторы не функционируют.
Стр. 124
Существует немало книг, предлагающих множество полезных советов актерам, желающим повысить способность владения своим голосом (см. раздел «Дополнительная литература»), поэтому, с вашего позволения, будем двигаться дальше.
Полезные советы
Я не вижу особого смысла в обсуждении психологических аспектов, которые обусловливают различные уровни громкости голоса, по той простой причине, что актер на сцене всегда должен говорить достаточно громко, независимо от характера своего персонажа или обстоятельств, в которые тот попадает. Потребность в том, чтобы вас хорошо слышала аудитория, перевешивает любые соображения «реализма»; это простое золотое правило, которое следует принимать как данность. Зрители могут простить не самое блестящее исполнение, но если вы будете говорить слишком тихо и не дадите им возможности в полной мере понять сюжет, они вам этого не простят.
Во время киносъемки, если режиссер не сумеет расслышать все, что вы говорите, он остановит вас и начнет переснимать эпизод заново. Звукорежиссер попытается отрегулировать громкость звучания вашего голоса, однако вас могут попросить говорить громче, а может, даже тише. Если вы участвуете в эмоциональной сцене, это бывает труднее сделать, чем кажется. Тем не менее, всегда помните о том, что вы работаете в коммерческой индустрии. Старайтесь делать все от вас зависящее; вряд ли люди заметят ваше внутреннее замешательство.
Стр. 125