По силе и продолжительности
Выделяют: страсть (сильное, длительное);настроение(длительное, более слабое); аффект (кратковременное и сильное).
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Аффект - это особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое внутренними изменениями в поведении человека, который его испытывает. Аффект занимает верхнюю точку по шкале эмоционального возбуждения.
В состоянии аффекта эмоции достигают такого уровня, что происходит частичное или полное затемнение сознания. Вот почему за преступление, совершенное в состоянии аффекта снижается мера наказания.
Аффект, как правило, препятствует нормальной организации поведения, его разумности. Аффекты способны оставлять устойчивые следы в долговременной памяти. Они способствуют формированию аффективных комплексов, которые выражаются в том, что при повторении ситуации, вызвавшей аффект или ее отдельных элементов, состояние аффекта может повториться.
Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, который возникает у человека, когда его нервная система получает сильную нагрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физиологическое здоровье человека. Они представляют собой главные факторы риска при появлении и обострении таких заболеваний как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Другое эмоциональное состояние - страсть.
Страсть - это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета /человека/. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.
Настроение- это сравнительно устойчивые психические состояния, умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного фона психической жизни индивида.
II. По уровню активности.
1. Аффект.
2. Стресс.
3. Высокий чувственный тон.
4. Произвольное внимание.
5. Непроизвольное внимание.
6. Состояние гипноза.
7. Быстрый сон.
8. Медленный сон.
9. Состояние комы.
III. По модальности.
Кроме перечисленных классификаций существует деление на положительные и отрицательные чувства. Положительные чувства вызывают удовольствие, а отрицательные - неудовольствие. При этом положительные чувства сопровождаются возбуждением парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а отрицательные - его симпатического отдела.
Как видим, положительные чувства с точки зрения психологии могут быть отрицательными с точки зрения морали. Например, чувство злорадства, или чувство удовлетворенной мести.
Отрицательных чувств больше, т.к. первоначально биологическая роль отрицательных чувств была важнее, она говорила об опасности.
Без контрастных переживаний даже самые приятные чувства потеряли бы свою ценность. Паустовский писал: "Способность ощущать печаль - одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знавший, что такое радость, или потерявший ощущение смешного».
Можно выделить еще состояния человека, когда он находясь в ясном сознании не испытывает ни приятных ни неприятных чувств. Обозначим такие состояния как чувственно-нейтральные, но все же заметим, что и в этих состояниях человек переживает свое отношение к миру и к себе самому. К чувственно- нейтральным состояниям можно отнести:
Безразличие, состояние спокойного созерцания, любопытство, удивление, изумление.
Потребности и мотивы.
Потребность - состояние нужды в каком-либо предмете или условии, необходимом организму для существования и развития.
Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам была предложена А. Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление 7 классов потребностей.
Более простая классификация: 1. органические потребности; 2. материальные потребности; 3. духовные потребности.
Следом за потребностями очень важно понятие мотива.
Мотив- это осознанная причина, позволяющая сделать выбор того или иного действия.
При одной и той же потребности, мотивы наблюдаемого поведения могут быть различные.
Всю систему факторов, обуславливающих поведение, называют мотивацией /потребности, мотивы/.
Потребности проявляются субъективно и неосознанно в эмоциях. Мотив же выступает как цель, на которую направлено поведение. Мотивы всегда связаны с процессами познания /восприятие, мышление, память, речь/.
Потребности и мотивы сохраняются в долговременней памяти, /пока не будут удовлетворены/.
Цель- непосредственный осознаваемый результат, на который направлено поведение.
Интерес- состояние познавательного характера, которое напрямую может быть не связано с актуальной потребностью. Его может вызвать любой раздражитель.
Желания и намерения — сиюминутно возникающие и быстро сменяющие друг друга субъективные мотивационные состояния, отвечающие изменяющимся условиям.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение эмоций.
2. Перечислите три сферы эмоциональных проявлений по С.Л. Рубинштейну.
3. Почему по уровню активности аффект занимает высшую точку, а кома низшую?
4. Положительные или отрицательные чувства сопровождаются возбуждением парасимпатического отдела вегетативной нервной системы?
5. Охарактеризуйте классификацию потребностей по Маслоу.
6. Охарактеризуйте состояние человека, находящегося в ясном сознании и не испытывающего ни приятных ни неприятных чувств.
7. Бывают ли мотивы деятельности у животных?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях:
1. Начальник ругает подчиненного неправильно выполнившего задание.
2. Студент получает отличную оценку на экзамене.
3. Смерть близкого человека.
4. Вам рассказывают хороший анекдот.
5. Человек впервые прыгает с парашютом.
Задание 2.
Опишите конкретные жизненные ситуации, в которых актуализируются основные чувства (по три ситуации на каждое чувство).
1. Нравственные.
2. Интеллектуальные.
3. Эстетические.
4. Религиозные.
5. Национальные.
Задание3.
Назовите потребности, которые сопровождаются следующими эмоциональными переживаниями: голод, жажда, страх, удивление, чувство гордости, чувство превосходства, чувство унижения.