Сопоставление полученных данных и выводы о направлениях предполагаемой работы с воспитанником
Цель:выбрать направления помощи, соответствующие проблемам ребенка.
Анализ изучения особенностей личности и жизненной истории воспитанника необходим и заключается в том, чтобы соотнести друг с другом отдельные факты, понять как они взаимосвязаны и обусловлены один другим.
Работа с трудным ребенком часто пугает педагогов масштабом и количеством проблем в его жизни. Однако, если эту «массу» разделить на отдельные составляющие, то становится понятно, что же конкретно нудно и можно сделать, чтобы оказать помочь воспитаннику.
Помощь и поддержка могут быть оказаны по следующим направлениям:
- Социально-правовая: необходимость в опеке, попечительстве; оформление соответствующих документов на получение пособий, выплат, льготного питания, проезда, отдыха, устройства в специальные образовательные учреждения и приют; трудоустройство; правовая защита; обеспечение необходимыми вещами; представление интересов ребенка в суде и т.п.
- Медико-социальная: организация лечения, реабилитации, комплекса мероприятий по укреплению здоровья, профилактики заболеваний (снижение физических, трудовых, учебных нагрузок) и т.п.
- Педагогическая: организация помощи и поддержки в учебной деятельности; создание ситуации успешности в учебе, повышение учебной мотивации; налаживание отношений с педагогами, сверстниками, родителями; обучение социальным и жизненным навыкам; привитие полезных привычек; обучение трудовым навыкам, вовлечение в интересные сферы досуговой деятельности; профессиональная ориентация и помощь в выборе профессии; создание воспитывающих ситуаций и т.п.
- Психологическая: развитие самосознания, т.е. своих особенностей, чувств, желаний, мыслей, способностей, действий, целей; принятие своего прошлого, настоящего, осмысление будущего; формирование чувства безопасности; самопомощь в сложных жизненных ситуациях; понимание (через развитие самосознания) мира других людей, их чувств, желаний, действий и т.п.
Педагогическая и психологические составляющие поддержки и помощи ребенку в процессе воспитания и социализации тесно переплетены и фактически неотъемлемы одна от другой.
Это можно увидеть на примере нескольких приемов, используемых в психотерапии:
1) библиотерапия – воздействие на чувства с помощью книг; их обсуждение при индивидуальном чтении или чтении вслух;
2) логотерапия – разговор с воспитанником, направленный на вербализацию чувств описанием своего состояния;
3) арттерапия – выражение себя, своих чувств, желаний, страхов и т.д. через средства искусства. Как разновидность арттерапии можно рассматривать:
- музыкотерапию – слушание, пение, игра на инструменте;
- сказкотерапию – разыгрывание сказок с использованием кукольной драматизации;
- психодраму – решение внутриличностных проблем через разыгрывание различных ролей между людьми и т.п.
- терапию живописью, лепкой – выражение себя, своих чувств, представлений через создание образов на бумаге, в глине и т.д.
4) трудотерапия – формирование полезных социальных, жизненных навыков и привычек через простую трудовую деятельность (гигиенические навыки, домашний труд и т.п.); формирование самостоятельности, профессиональные пробы и т.д.
3. Разработка плана действий по каждому направлению предполагаемой работы с воспитанником.
Психолого-педагогическая помощь и поддержка в процессе исправления недостатков воспитанника – самая сложная задача не только потому, что в каждом конкретном случае она индивидуальна, но и в том, что тоже организуется в четырех направлениях, каждое из которых имеет свою определенную цель:
1 направление– Работа с членами педагогического коллектива.
Цель: Создание оптимальных условий для исправления недостатков или перевоспитания учащегося в педагогическом коллективе.
Основные задачи | План действий специалиста | Вместе с кем |
1. Вовлечение членов педагогического коллектива в процесс через изменение их стереотипов восприятия ребенка и отрицательного отношения к нему. | 1. 2. 3. 4. и т.д. | |
2. Выбор наставника и формирование доверия воспитанника к нему | 1. 2. и т.д. | |
3. Снятие взаимной настроенности на конфликт между воспитанником и отдельными педагогами | 1. 2. и т.д. | |
4. Расширение положительных связей и отношений взрослый – воспитанник. | 1. 2. и т.д. |
Примечание: см. приложения 5, 6, 7б, 9 ,14 «методика ФДО»
2 направление– Работа с ученическим коллективом.
Цель: Преобразование воспитательной ситуации в коллективе сверстников.
Основные задачи | План действий специалиста | Вместе с кем |
1. Формирование педагогически целесообразного мнения о воспитаннике в коллективе | 1. 2. 3. и т.д. | |
2. Формирование положительного отношения воспитанника к коллективу в целом и отдельным ребятам | 1. 2. и т.д. | |
3. Вовлечение воспитанника в коллективные дела, обеспечение психологической поддержкой в межличностном общении | 1. 2. и т.д. | |
4. Формирование нравственных ценностей и традиций коллектива | 1. 2. и т.д. | |
5. Анализ трудностей, корректировка педагогический действий | 1. 2. и т.д. |
3 направление – Работа непосредственно с ребенком.
Цель: Формирование собственного образа воспитанника как положительного ученика.
Основные задачи | План действий специалиста | Вместе с кем |
1. Формирование учебной мотивации через организацию помощи в преодолении трудностей учения | 1. 2. 3. 4. и т.д. | учителя-предметники, одноклассники, шефы-старш. репетиторство родители |
2. Создание ситуаций успешности в учебной деятельности | 1. 2. и т.д. | |
3. Вовлечение в общеполезные дела, организация ситуаций успешности | 1. 2. и т.д. | |
4. Вовлечение в сферы положительного досуга (секции, кружки, соревнования, концерт, спектакль и т.д.) | 1. 2. и т.д. | |
5. Анализ трудностей, корректировка деятельности | 1. 2. и т.д. | Классный руководитель, психолог, учитель – предметник, педагог - организатор, тренер и т.д. |
Примечание: см. приложение 5 «Алгоритм действий в преодолении неуспеваемости».
4 направление – работа с близкими ребенка.
Цель:армонизация отношений воспитанника с родителями (или лицами, их заменяющими).
Основные задачи | План действий специалиста | Вместе с кем |
1. Установление доверительных отношений наставника (кл. руководитель, соц. педагог, и т.п.) с родителями | 1. 2. 3. 4. и т.д. | |
2. Оздоровление родительско-детских отношений в семье | 1. 2. и т.д. | |
3. Совместная постановка целей семейного воспитания | 1. 2. и т.д. | |
4. Совместная корректировка ошибок семейного воспитания | 1. 2. и т.д. | |
5. Анализ трудностей, коррекция действий | 1. 2. и т.д. |
Примечание см. приложение 2, 3, 4, 7, 6, 8.
4. Реализация пунктов плана по выбранным направлениям.
В работе с воспитанником важно соблюдать следующие принципы:
доброжелательного отношения к воспитаннику;
параллельного действия пунктов плана;
согласованного взаимодействия взрослых.
Основные задачи практической деятельности:
1. Реализовывать цель и содержание поставленных задач, используя разнообразные методы и приемы воспитания.
2. Создавать условия для успешной переориентации школьника в процессе исправления или перевоспитания.
3. Оценивать эффективность применяемых методов и приемов, сравнивая ожидаемый результат с реальным.
4. Сохранять педагогический оптимизм в случае отдельных срывов у воспитанника (если не «опускать руки», срывы будут все реже и пройдут).
Основные методы, используемые в процессе исправления недостатков или перевоспитания школьника.
Совокупность методов взаимно подкрепляющих и дополняющих друг друга удобно рассмотреть на схеме «Как добиться успеха в любом деле», которую целесообразно изучить вместе с воспитанником (см. комментарии).
|
|
Доброжелательное и конструктивное общение наставника и подростка снимает напряжение и его настроенность на конфликт – КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД.
Часто ребята из группы риска не видят, не задумываются. не могут осознать целей совершения того или иного действия, поступка. Необходимо помочь им ставить перед собой жизненно важные цели и определять возможные пути достижения, адекватные поставленной цели – МЕТОД ВЫДВИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Комментарий:
1. Любое дело или действие совершается потому, что «хочу» или «не хочу, но должен».
2. Важно помочь разобраться с целью: хочу => зачем? не хочу, а должен=> почему? Подросткам трудно понять мотивы и целевые установки, их общественно и личностно значимый смысл.
Пример 1.: «Хочу научиться играть в теннис» Зачем мне это надо?
В ответе кроется мотив: «ребята умеют играть, а я нет, а за мотивом кроется проблема (поэтому я одинок, надо мной смеются и не хотят брать в игру)»
Значит цель – стать равноправным членом среди игроков или обрести уверенность, найти свое место среди значимых людей.
Тогда «научиться играть в теннис» - средство для достижения цели.
Пример 2.: «не хочу учиться в школе, но должен» Почему должен? (наработка целей)
· для себя:
- так положено в обществе; надо соответствовать его ожиданиям;
- чтобы на фоне других не выглядеть дураком;
- повысить свой статус;
- обрести уверенность;
- наладить отношения с родителями;
- быть полезным человеком в будущем;
- обрести знания для жизни и труда;
- заработать большие деньги.
· для других:
- родители будут жить спокойно;
- учителя будут хорошо относиться, уважать;
- милиция отстанет;
- Женька перестанет обзывать и насмехаться и т.д.
3. «Да, неплохо, но могу ли я?» - сомневается воспитанник.
Отсутствие успешности в учебной деятельности для ребят из группы риска вполне типичное явление.
Здесь должен быть использован ведущий метод – ОРИЕНТАЦИОННО-ТРУДОВОЙ.
Прошлый опыт неудач тяготеет над воспитанником, он трудно включается в деятельность, поэтому ему необходимо понять следующее:
а) при каких условиях цель может быть достигнута:
если ты | если я (взрослый) |
- перестанешь бояться | - буду тебе помогать, не брошу |
- перестанешь лениться | - буду тебя подстегивать, контролировать (не обижайся) |
- наберешься терпения | - я тоже |
- выделишь время | - я тоже |
- примешь помощь окружающих | - договорюсь с кем надо будет |
б) каким должен быть план наших действий и порядок совершаемых операций. Порядок действий может быть следующий:
- понять с какого момента возник «тупик» и в чем он состоит;
- преодолеть «тупик»: понять, освоить, усвоить, выучить, закрепить и т.д.
- сдать работу, задание, ответить и т.д.
- понять как двигаться дальше.
в) что может помешать реализации плана действий?
Вместе с воспитанником нужно набрать как можно больше причин, которые могут препятствовать реализации плана и подумать, как можно нейтрализовать эти причины: «Кто хочет, тот ищет возможность, а кто не хочет – ищет причины».
Причины могут быть внешние и внутренние.
Внешние причины | Пути преодоления |
1. Нет нужной информации | Найти учебник в библиотеке, интернете |
2. Нет учебника (или теннисной ракетки и т.д.) 3. Никто не дает 4. Нет денег (на приобретение учебника или теннисной ракетки, или оплату секции) | Одолжить, купить взять под залог; убедить, что тебе можно доверять и т.д. искать способы заработать (- взять «подряд» у родителей или соседей на работы по дому, в огороде и т.п. на приобретение необходимой вещи или оплату услуг; - попросить нужную вещь в счет праздника, дня рождения и т.п.) Найти выход! |
5. Не пошел автобус 6. Не зазвонил будильник 7. Нет будильника | идти пешком, ехать на другом транспорте сменить батарейки попросить разбудить по телефону, стуком в дверь и т.д. |
На самом деле абсолютно безвыходных ситуаций не так уж много, но в этом случае нужно принять ситуацию такой как есть (например: болезнь и временная нетрудоспособность)
Внутренние причины | Пути преодоления |
- собственная неуверенность - страх неудачи | «Не ошибается тот, кто ничего не делает» то же, понять, почему конкретно боишься. Представить эту ситуацию, прожить ее, понять как себя в ней вести достойно (например: при неудачи боюсь, что будут смеяться, оскорблять, заклеймят позором и т.д.) «Делай, что должно и будь, что будет» |
- собственная лень | Сложнее всего преодолеть самого себя. Человек ленится зачастую от того, что не видит в деле выгоды для себя и пользы для других. Преодоление лени даже в мелочах воспитывает и укрепляет силу воли. Крепкая воля – предмет уважения и восхищения окружающих (см. «о том, как научиться делать уроки») |
- болезнь, недомогание | Если недомогание и болезнь – повод уйти от проблем, то надо решить проблему. Если болезнь настоящая, надо терпеливо лечиться. |
- нетерпение, торопливость и т.д. | «Лучше меньше, но лучше» |
г) а что может помочь достичь цель?
Прежде всего – информация о рациональных путях распределения времени, сил и технологической последовательности совершаемых операций – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МЕТОД. Этот метод используется и для расширения кругозора, обогащения мотивационно-потребностной сферы личности (например: см. приложение 10 «Информация о том, как научиться делать уроки»).
4. Делаю.
Когда понятия цель, ее личная и общественная значимость, условия достижения, возможные препятствия, получена необходимая информация, разработан план действий и порядок операций, нужно переходить к делу.
Воспитаннику, испытавшему неоднократные неудачи, но решившему сделать дело и получить результат, просто необходимо, чтобы взрослый наставник был рядом, помог и подбодрил в нужный момент – ОРИЕНТАЦИОННО-ТРУДОВОЙ МЕТОД.
5. При получении положительного результата сделанного дела любой человек испытывает удовлетворение, причем, чем труднее дело, тем сильнее радость.
А у ребенка, привыкшего к неудачам, это не просто радость, а настоящее счастье, победы над своими страхами, ленью.
Мудрый наставник обязательно должен разделить это счастье с ребенком, а, возможно, обрадоваться даже больше него.
Нельзя останавливаться на достигнутом и побуждать к новым преодолениям. Сопровождать воспитанника, поощряя самостоятельность, необходимо до поры, пока не преобретутся навыки преодоления трудностей в достижении цели – КОММУНИКАТИВНЫЙ МЕТОД.
6. Отрицательный результат возможен даже тогда, когда человек был старателен и ответственен по отношению к делу.
Нет таких людей, которые всегда все делают сразу хорошо.
Воспитанника надо психологически готовить к возможным неудачам: «на ошибках учатся». Важно учить анализировать ошибки, учить оценивать действия, факты, события, поступки свои и окружающих (иначе подросток сосредоточен только на своих переживаниях и для него закрыт нравственный смысл окружающей жизни) – МЕТОД ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ.
При получении отрицательного результата всегда возникают негативные чувства: стыд, досада, обида, гнев, раздражение и т.п.
Есть только два пути выхода из положения. Самый простой, но неэффективный – бросить одно дело, взяться за другое. Но, если человек не осознал, почему не получилось, то и дальше будет совершать те же ошибки, которые не дадут возможность добиться желаемого результата.
Поэтому самый верный путь – осознать, что было ошибкой, и переделать заново. В этом случае, радость при достижении положительного результата будет еще сильнее, а значит, возрастет уверенность в себе и самоуважение.
Признаками положительных изменений личности воспитанника из группы риска могут быть следующие:
- появляются уважение, доверие и расположение к наставнику; он идет на встречу усилиям наставника;
- неустойчивое настроение, беспокойство, подозрительность, тревожность сменяются хорошим настроением;
- появляется стремление исправиться, стать более успешным в учебе и других делах;
- уменьшается количество и качество нарушений дисциплины;
- начинает увлекаться полезной деятельностью в школе или вне школы и т.д.;
На первых порах достаточно уловить 2 – 3 признака. Впоследствии проявятся и другие, т.к. они взаимосвязаны.