Тема 2. Боевая готовность и бдительностьсотрудника
Тема 1. Проблема психологического обеспечения профессионально-юридических действий
Понятие о психологическом обеспечении. Структра психологического обеспечения.
Психологическое обеспечение - это комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у сотрудников и военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять профессиональную или боевую задачу в любых условиях обстановки.
Целью психологического обеспечения является достижение готовности к активным профессиональным действиям, устойчивости психики к воздействию отрицательных факторов профессиональной деятельности, обеспечение высокой профессиональной надежности личного состава.
Психологическая готовность и устойчивость состоят из следующих компонентов:
· мотивационного, отражающего устремленность на выполнение поставленной задачи;
· эмоционального, проявляющегося в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения поставленной задачей;
· волевого, выраженного в самообладании, самоконтроле и саморегуляции;
· познавательного, характеризующего степень осознания и понимания поставленной задачи;
· интеллектуального, отражающего умственную работоспособность, тип мышления;
· операционального (моторного), объединяющего применяемые способы и приемы деятельности.
Уровень развития этих компонентов отражает функциональную надежность психики в сложных условиях профессиональной деятельности и боевой обстановки и адекватно обеспечивает выполнение поставленных профессиональных и боевых задач. Поэтому очень важно в ходе повседневной деятельности, заблаговременно сформировать психологическую устойчивость в виде системы психологических качеств (знаний, навыков, умений), которые определяют потенциальную возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленные задачи.
Одновременно с заблаговременной устойчивостью формируется и длительная готовность, основанная на ранее приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте и других профессионально-важных качествах.
Структура коллективной психологической готовности и устойчивости включает в себя следующие компоненты:
мотивационный, включающий в себя единое общественное мнение, единство взглядов, убеждений и стремлений во что бы то ни стало выполнить поставленную задачу; устремленность каждого действовать наилучшим образом, добиваться успеха и показать себя с лучшей стороны, чувство долга и ответственности за выполнение боевой задачи;
познавательный - коллективное восприятие и представление о поставленной задаче; осознание и понимание способов ее выполнения; необходимые знания по использованию оружия и техники;
эмоциональный - групповые настроения, боевое возбуждение, и боевая настроенность; уверенность в успехе, в своих товарищах;
волевой - коллективная воля, стойкость, выдержка; слаженность действий и нацеленность на решительные действия, дисциплина взаимодействия;
моторный - согласованность действий и движений членов группы по управлению боевой техникой и оружием, их координация; высокая работоспособность и др.
коллективный боевой опыт - традиции, привычки, обычаи, опыт совместного выполнения профессиональных действий и ведения боевых действий.
Профессионально-юридические действия как объекты психологического обеспечения
В большей или меньшей степени в психологическом обеспечении нуждаются все профессиональные действия людей, занятых в сфере првооохранительной и правоприменительной деятельности. Однако среди этих действий есть такие, которые особенно нуждаются в психологическом обеспечении. К ним относятся действия, которые предъявляют повышенные требования к различным сферам психики человека и выполнение которых сопряжено с возможными тяжелыми последствиями для психического состояния и здоровья сотрудников правоохранительных органов. В список подобных действий можно включить: 1) боевые действия военнослужащих, 2) действия, сопряженные с угорозой для жизни и здоровья со стороны криминальных элементов, 3) действия по задержанию правонарушителей, 4) действия по ведению переговоров с преступниками, 5) действия сотрудников при чрезвычайных обстоятельствах.
В боевых действиях, как правило, участвуют военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при участии в территориальной обороне страны и участии совместно с войсками, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти в борьбе с терроризмом на территории страны.
Содержание и организация работы по психологическому обеспечению профессиональных и боевых действий
С получением боевой задачи процесс психологического обеспечения ее выполнения по своей сущности представляет собой комплекс мероприятий по достижению высокой боевой активности личного состава, способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки и сохранить боеспособность в обстановке действия психотравмирущих факторов современного боя.
По содержанию психологическое обеспечение боевых действий составляет совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий по решению конкретных задач на различных этапах подготовки и ведения боя. Процесс психологического обеспечения представляет собой ряд последовательных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи В соответствии с ними подбирается содержание форм, способов и методов психологического воздействия.
Первый этап - аналитико-прогностический. Он имеет своей целью выявление психологических особенностей предстоящей задачи, отношения к ней личного состава, прогнозирование и организация психологически целесообразных управляющих воздействий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
· осуществление психологической оценки условий предполагаемой боевой обстановки, осмысление действия предстоящих психогенных факторов, трудностей и требований, которые будут предъявлены к психологическим качествам воинов в ходе боя;
· выявление психологических особенностей выполнения предстоящей боевой задачи на каждом из ее этапов, уровня их психологической сложности;
· изучение и анализ морально-психологического состояния личного состава подразделения (полка) и каждого воина в отдельности, их отношения к предстоящей боевой задаче, к приказам и распоряжениям старших начальников, характера преобладающих психических состояний и эмоциональных настроений;
· определение уровня психологической готовности личного состава к выполнению боевой задачи и формулировка прогностических гипотез эффективности предстоящей деятельности с целью организации психологически целесообразных управляющих воздействий.
В качестве критериев, на которых обращается особое внимание, можно считать уровень развития:
· мотивационного компонента (наличие потребности вступить в бой, стремления победить, проявление чувства ответственности за результативность боя и др.);
· познавательного (знание своего места в бою, условий обстановки, особенностей предстоящей деятельности, опасных факторов, способов уничтожения противника и др.);
· эмоционального (доминирующие чувства, состояния тревоги, отчаяния, беспокойства, сомнения, боевого возбуждения и др.);
· волевого (наличие решительности у воина, способности преодолевать любые трудности, умения управлять собой и др.);
· моторного (сформированность навыков и умений управлять боевой техникой, вести ориентировку при сильных помехах, отказах вооружения, координация движений и их согласованность при боевом применении и др.).
В этих целях могут быть использованы: метод наблюдения, в том числе включенного, обобщения независимых характеристик, экспериментально-психологическое обследование некоторых психических процессов. Кроме того, для исследования эмоционального компонента следует использовать, например, опросник Л.Рабиновича; оценку познавательного компонента - Р.Гордона; волевого свойства личности В.Васильева.
Полученные результаты используются при принятии решения на организацию психологического обеспечения, планирование мероприятий, согласованных по целям, месту и времени, при расстановке сил и средств.
Второй этап- целевой психологической подготовки. Его цель сформировать необходимый для успешного вступления в бой уровень психологичекой готовности и необходимый уровень эмоционально волевой устойчивости в ходе его осуществления.
В последнее время, с активным вводом в обиход термина морально-психологическое обеспечения, отдельные исследователи ставят знак тождества между психологическим обеспечением и психологической подготовкой. Что касается сущности и содержания психологической подготовки, то данный вопрос рассматривается в отдельной главе. Здесь же только важно отметить очень важное методологическое положение. Оно состоит в том, что психологическое обеспечение гораздо шире, чем психологическая подготовка. В процессе психологического обеспечения решаются в большей мере задачи условной психологической подготовки, в частности: формирование доверия к командирам и отдаваемым приказам и указаниям; активизация и закрепление мотивационных установок на решительное ведение конкретного боя; накопление предстоящего об условиях представляющего боя, психологической модели ситуаций и др. то есть, обобщенно говоря, формирования специальных качеств: функциональной надежности психики воина, готовности бороться с любыми трудностями, мотивационной установки на успех в конкретном бою.
Третий этап- психологического сопровождения, охватывающий работу с момента получения боевой задачи и ее выполнения. Психологическое сопровождение - это комплекс оперативных мероприятий по отслеживанию и поддержанию способности сотрудников и военнослужащих противостоять устрашающим факторам боя и решительно действовать в боевой обстановке. На этом этапе решаются следующие задачи:
· анализ поведения военнослужащих в бою, оценка степени усталости, подверженности слухам и панике;
· формирование установки на успешное эффективное продолжение боевых действий;
· оперативное управление психическими состояниями, коррекция настроений, поддержка потерпевших неудачу в первых боях, потерявших друзей, технику, оружие и т.д.;
· определение преобладающих эмоциональных состояний, усталости и запаса психических сил, необходимых для выполнения последующих боев, снятия остаточных явлений, недопущение психологического перенапряжения. противодействие психологическому воздействию противника.
На этапе психологического сопровождения используются оперативные формы и методы работы: включенное наблюдение, беседы, митинги, призывы, личный пример в бою, применение приемов саморегуляции, измерение психофизиологических показателей и др.
Четвертый этап - реабилитация и восстановление сотрудников и военнослужащих, получивших психические травмы. Опыт ведения боевых действий показывает, что уже после первых 2-4 боев в мероприятиях по психологической реабилитации нуждается до 20-30% воинов. В зависимости от интенсивности ведении боевых действий эти цифры порой возрастают до 80-85 % .
Работа по психологической реабилитации начинается на этапе сопровождения и включает:
· психологическую диагностику, выявления отклонений и нарушений;
· организацию своевременного отдыха, психотерапевтической помощи, психологической разгрузки;
· проведение медикаменторных воздействий, а при необходимости нетрадиционных методов психокоординации (иглотерапии).
Тема 2. Боевая готовность и бдительностьсотрудника