Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии и ее задачи
Место психологии в системе общественных, естественных и технических наук. Связь психологии с философией, социологией, историей, педагогикой, естествознанием, техническими науками.
Отрасли психологии. Общая психология, социальная психология, возрастная психология, педагогическая психология, дифференциальная психология, психология труда, инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, военная психология, медицинская психология, зоопсихология, психофизиология, психогенетика.
Теоретические и прикладные задачи психологии и их взаимосвязь. Практическая психология: психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия. Роль психологии в решении задач общего и профессионального образования и нравственного воспитания личности.
Методы психологии
Интроспекция как метод исследования психики, ее ограниченность. Изучение внешних проявлений психики в деятельности и поведении – основа ее объективного познания (С.Л. Рубинштейн). Виды внешних проявлений психики. Многозначный характер между психическими явлениями и их проявлениями.
Характеристика методов психологии. Наблюдение и его виды. Изучение продуктов деятельности. Анамнез. Метод экспертных оценок. Лабораторный и естественный эксперимент; формирующий эксперимент. Опросные методы. Тесты. Моделирование в психологии.
Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании.
Раздел 2 . Психические процессы
Общая характеристика психических процессов
Познавательные и регулирующие процессы и их функции. Связь психических процессов с особенностями субъекта. Индивидуальное и социальное в психических процессах.
Уровни психического отражения: сенсорно-перцептивный уровень, уровень представлений и речемыслительный уровень (Б.Ф. Ломов). Представленность познавательных процессов в уровнях психического отражения. Ступени чувственного и рационального познания. Взаимосвязь уровней психического отражения. Образная и понятийная (знаковая) формы отражения и их соотношение с уровнями отражения.
Ощущения
Понятие об ощущениях. Роль ощущений в познавательной деятельности человека. Тонизирующее значение ощущений. Роль ощущений в психическом развитии человека. Подходы к рассмотрению роли ощущений в обеспечении связи человека с внешним миром. Ощущения – связующее звено между организмом и внешними воздействиями. Теории, отрицающие возможность правильного отражения воздействий внешнего мира с помощью органов чувств (И.Мюллер, Г. Гельмгольц). Теория специфической энергии органов чувств.
Физиологические основы ощущений. Анализатор и его строение. Специфическая и неспецифическая сенсорные системы. Вторая сигнальная система и ощущения.
Классификация ощущений на основе выделения рецептивных полей (Ч. Шеррингтон): экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Проявление в разных видах ощущений протопатической и эпикритической чувствительности (Х. Хэд.).
Общие свойства ощущений. Закономерности ощущений. Психофизика ощущений. Абсолютные пороги ощущений и абсолютная чувствительность. Зависимость между нижним абсолютным порогом и абсолютной чувствительностью Разностный порог и разностная чувствительность, зависимость между ними. Основной психофизический закон (закон Вебера - Фехнера). Адаптация и ее виды. Контраст ощущений и его виды. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, интерференция, синестезия.
Компенсаторные возможности ощущений. Условия развития чувствительности. Практическое значение развития чувствительности.
Восприятие
Понятие о восприятии. Ощущения и перцептивные образы. Активный характер восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии (В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломов, А.Л.Ярбус). Врождённое и приобретённое восприятие. Восприятие и деятельность. Опыт и восприятие. Научение в восприятии. Связь восприятия с мышлением.
Характеристика восприятия в гештальтпсихологии и когнитивной психологии. Характеристика восприятия в отечественной психологии.
Физиологические основы восприятия. Анализ и синтез комплексных раздражителей, осуществляемый анализаторами. Внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи. Ориентировочный рефлекс и рефлекс на отношение. Вторая сигнальная система. Роль второго и третьего блоков головного мозга в восприятии.
Классификация восприятий по преобладающей роли анализатора, по степени произвольности, в зависимости от воспринимаемого объекта, по формам существования материи и по степени развернутости во времени.
Свойства восприятия. Предметность, целостность, структурность восприятия. Выделение предмета из фона. Осмысленность, избирательность и константность восприятия. Апперцепция. Факторы, способствующие объединению элементов в целое и выделению предмета из фона (М.Вертгеймер). Иллюзии восприятия.
Характеристика видов восприятия. Осязательное, зрительное и слуховое восприятие. Восприятие пространства, времени и движения.
Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия в восприятии.
Память
Понятие о памяти. Процессы памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Роль памяти в познавательной деятельности и жизни человека. Память и психическое развитие субъекта. Память – условие единства психической жизни человека, единства его личности. Память как условие накопления и сохранения опыта. Память и научение. Тренировка и развитие памяти. Расстройства памяти.
История исследования процессов памяти. Принципы «сцепления» представлений (Аристотель) и выделение трех типов ассоциаций. Объяснение процессов памяти в ассоциативной психологии. Проблемы памяти в гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии. Изучение высших форм памяти в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Смирнов).
Физиологические и биохимические основы памяти. Временные связи в нервной системе – физиологическая основа ассоциаций (И.П.Павлов). Способность нервной ткани сохранять следы возбуждения. Консолидация следов возбуждения. Реверберирующие круги возбуждения (Лоренте-де–Но, Мак Келлок). Биохимические основы памяти (Хиден, Мак Коннел). Влияние глии на процессы памяти.
Классификация видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по степени осмысленности материала, по продолжительности сохранения материала и обслуживанию памятью актуальных действий, по степени сложности и соотношению образных и обобщенных компонентов. Представления памяти.
Процессы памяти. Запоминание и его виды. Условия эффективного запоминания. Зависимость запоминания от характера деятельности (П.И.Зинченко, А.А.Смирнов). Организация работы памяти с учетом условий эффективного запоминания. Воспроизведение и его виды: узнавание, ассоциативное воспроизведение, персеверация, припоминание, воспоминание. Сохранение и забывание. Факторы, влияющие на забывание. Кривая забывания Г.Эббингауза. Ретроактивное и проактивное торможение. Реминисценция.
Индивидуальные различия памяти.
Мышление
Предмет психологии мышления. Мышление как высшая ступень познавательной деятельности. Основные признаки мышления. Связь и отличие мышления и процессов чувственного познания. Связь мышления с практической деятельностью. Социальная природа человеческого мышления.
Язык, сознание и мышление. Роль мышления в когнитивной стороне сознания. Мышление - сторона осознанной, целенаправленной деятельности. Взаимосвязь мышления и речи. Общение и освоение социального опыта - факторы онтогенетического развития мышления. Интеллектуальное поведение и мышление животных.
Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления. Представления о мышлении в ассоциативной психологии, Вюрцбургской школе, гештальтпсихологии, бихевиоризме, психоанализе. Изучение мышления в отечественной психологии в рамках психологической теории деятельности. Методы изучения мышления. Экспериментальное изучение мышления. Наблюдение. Изучение продуктов деятельности. Метод беседы. Моделирование мышления
Физиологические основы мышления. Опора на имеющиеся нервные связи и формирование новых связей. Роль второй сигнальной системы и ее взаимосвязи с первой сигнальной системой. Ориентировочный рефлекс. Экстраполяционный рефлекс (Л.В. Крушинский). Доминанта (А.А. Ухтомский). Функциональная система (П.К. Анохин).
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Логические формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (силлогизмы). Развитие понятийного мышления. Виды умозаключений: индукция и дедукция. Понимание и его характеристики.
Мышление и интеллект. Трактовка интеллекта как общей способности, обеспечивающей успешность адаптации к условиям жизни и как обобщенной характеристики умственных способностей, обеспечивающих успешность познавательной деятельности. Структура интеллекта. Вербальный и невербальный интеллект. Модель интеллекта Д.Ж.. Гилфорда. Использование тестирования для оценки интеллекта. Искусственный интеллект.
Виды мышления по степени творчества, по степени развернутости и осознанности процесса мышления, по характеру решаемых задач, по уровню развития и характеру деятельности. Наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление.
Решение задач. Проблемная ситуация и задача. Этапы решения задач. Место и роль вопроса в решении задач. Нахождение способа решения задачи. Проявление алгоритмического, эвристического, интуитивного и дискурсивного мышления в решении разных задач. Роль гипотез в решении задач. Влияние подсказки на решение задач. Роль опыта в решении задач. Влияние на решение задач особенностей мотивации и других личностных характеристик субъекта.
Творческое мышление и его особенности (Д.Ж.. Гилфорд).
Индивидуальность и мышление.
Воображение
Понятие о воображении. Воображение и действительность; особенности психического отражения, характеризующие воображение; опережающее отражение в процессах воображения (Р.Г. Натадзе, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн). Опыт и воображение. Связь воображения с другими познавательными процессами. Особенности представлений воображения. Воображение и мышление. Творчество в мышлении и воображении. Роль воображения в жизни и деятельности человека
Физиологические основы воображения. Диссоциация систем нервных связей и образование новых систем связей. Соотношение первой и второй сигнальных систем и воображение. Воображение и органические процессы.
Виды воображения по степени активности, по степени творчества, по степени волевых усилий, по характеру связи с действительностью. Мечта, грезы, галлюцинации, сновидения.
Способы создания образов воображения. Агглютинация. Гиперболизация. Заострение. Аналогия. Схематизация. Типизация.
Воображение и индивидуальность.
Внимание
Понятие о внимании. Его роль в жизни и деятельности человека. Связь внимания с другими психическими процессами. Внимание как регулирующий процесс. Внимание и ясность сознания. Внимание - характеристика степени интенсивности сознания (С.Л.. Рубинштейн).
Подходы к трактовке внимания. Теории внимания (Н.Н. Ланге). Теория внимания Т.Рибо. Объяснение внимания законами восприятия, эмоций и психомоторики. Подходы к вниманию в отечественной психологии (Н.Ф.Добрынин, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Д.Н.Узнадзе). Исследование внимания в когнитивной психологии (Д.Е.Бродбент, У.Найссер).
Физиологические основы внимания. Очаг оптимальной возбудимости. Доминанта. Ориентировочный рефлекс. Связь внимания с функцонированием ретикулярной формации. Вторая сигнальная система и внимание.
Виды внимания по выраженности целевой направленности, по характеру психической активности, по расположению объекта внимания по отношению к субъекту, по широте охвата субъектов.
Свойства (характеристики) внимания. Концентрация, устойчивость, объем, переключение, распределение внимания. Отвлекаемость внимания. Рассеянность внимания и ее виды.
Внимание и индивидуальность. Развитие внимания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(ЧАСТЬ 2)