Todos Santos — День мертвых

Сила влияния культуры на скорбь и смерть отчетливо проявляется в мексиканских традициях. Во время празднования Todos Santos(дня Всех святых) мексиканцы различных профессий, занимающие разное общественное положение, богатые и бедные, образованные и неграмотные, жители городов и сельской местности, отвлекаются от обычных дел, чтобы вспомнить умерших, почтить их память. Эта традиция резко контрастирует с практикой скорби, принятой в Соединенных Штатах, где она связана скорее с беспокойством и дискомфортом, нежели с празднованием и поминовением.

Todos Santosоснован на вере в то, что смерть является естественным элементом жизненного цикла, который следует праздновать всей общиной (Cohen, 1992). Празднование сочетает в себе обычаи и верования индейской культуры, существовавшие еще до Колумба, и традиции католической Испании.

Праздник сосредоточивается вокруг алтарей общины, призывающих предков вернуться на землю. У каждой семьи есть свой собственный алтарь (или ofrenda),созданный для того, чтобы почтить память усопших родственников. На алтарь приносится любимая еда и напитки умерших, предметы их одежды и личные вещи. Специальные подношения предназначены для душ умерших детей. Эти подношения миниатюрны, среди них много конфет и сластей. После того как души усопших дадут знать о своем присутствии, в праздновании принимают участие живые. Члены семьи съедают немного еды и выпивают часть напитков, часть трапезы они разделяют с соседями и друзьями, а остаток в качестве последнего подношения приносят на могилы умерших. Что может означать этот обычай? По словам наблюдателя, «такое радостное разделение пищи и напитков создает определенный взаимный обмен в общине: оно помогает живым поддерживать связь с умершими и, в свою очередь, создает ощущение их символического присутствия» (Cohen, 1998, р. 108).

Вместо того чтобы защищать детей от реальности смерти, взрослые мексиканцы отводят им центральное место в праздновании Todos Santos.Малыши помогают родителям готовить ofrendaи принимают участие в празднике на могилах родственников. Они вместе со взрослыми украшают могилы яркими цветами и зажигают свечи в память об умерших. Принимая участие в этих действиях, дети узнают, что смерть - естественная часть жизни и ее не следует бояться. Таким образом, «во многих культурах смерть... рассматривают не как окончание жизни, а как переход на новый уровень существования» (Carmichael, Sayer, 1991).

В Мексике данный обычай имеет статус национальной традиции.

ков ушедшего из жизни человека. Они подвергли сомнению широко распространенное представление о том, что после смерти любимого человека неизбежны страдания и депрессия, а неспособность испытывать острое горе утраты в этой ситуации патологична. Согласно их мнению, не столь важна и «проработка» потери, а люди, потерявшие близких, должны надеяться, что со временем они оправятся от утраты. Так, например, они приводят следующие данные: считается, что люди, переживающие депрессию после смерти любимого, успешнее приспосабливаются к жизненным изменениям, нежели те, кто подобных чувств не испытывает. Тем не менее показано, что вдовы и вдовцы, страдающие наиболее тяжелой формой депрессии, с большой долей вероятности будут пребывать в этом состоянии еще в течение 1-2 лет. Они испытывают так называемое хроническое гореи не способны оправиться от потери. Такой патологический процесс скорби часто встречается у многих людей, испытавших горе утраты.

814 Часть IV. Взрослость

Интересным представляется исследование реакций на утрату любимых (Cleiren, 1993), проводимое в течение ряда лет. В Лейденском исследовании утрат (Leiden Bereavement Study), названном так в честь датского городка, в котором оно проводилось, рассматривалось поведение, состояние здоровья и социальные взаимодействия 309 людей, потерявших близких в результате самоубийства, дорожно-транспортного происшествия или длительной болезни. Было показано, что существует большой спектр реакций, связанных с утратой. Данные реакции определяются значимостью отношений, характером смерти человека, наличием возможности предвидеть эту смерть, практической поддержкой, которую родственники умершего получают после его смерти.

Таким образом, горе утраты может иметь свои отличительные черты у разных людей, в различных культурах. Не существует универсального или «правильного» выражения горя, хотя социальные ожидания оказывают достаточно сильное влияние на человека, заставляя его вести себя определенным образом.

Ритуалы и обычаи

Обычаи и ритуалы, связанные со смертью, претерпевали серьезные изменения на протяжении истории Соединенных Штатов. Так, например, ранее было принято, чтобы вдова носила черное и воздерживалась от участия в социальной жизни в течение года после смерти мужа. Эта традиция была призвана отразить ожидаемое эмоциональное страдание женщины, оставшейся без мужа. Черные одежды призывали других людей оказать вдове поддержку и дать ей утешение, а культурные нормы предусматривали длительный период адаптации (Aries, 1981). Сегодня ситуация в большинстве западных стран полностью изменилась. Как правило, общество ожидает, что оставшийся в живы» партнер вернется к нормальной жизни

в течение нескольких дней.__J

Похороны и церемонии поминовения могут придать событию ощущение порядка, соблюдения внешних приличий и преемственности. Они могут стать еще одним подтверждением значения ценностей и убеждений каждого человека и всей общины в целом, а также продемонстрировать поддержку со стороны семьи и друзей. Появляется возможность всем вместе, общиной вспомнить и торжественно помянуть жизнь умершего человека. Тем не менее иногда публичные церемонии вступают в противоречие с ценностями и опытом родственников умершего,

Todos Santos — День мертвых - student2.ru

Похороны могут помочь родственникам и друзьям умершего обрести, помимо всего прочего, чувство близости и преемственности

Глава 19. Смерть и умирание 81 5

что приводит к еще большей их изоляции. В некоторых случаях ритуалы и обычаи настолько не соответствуют реалиям жизни их участников, что теряют смысл. Тем не менее большинству из нас после смерти любимого человека трудно отказаться от соблюдения ряда ритуалов, поскольку они придают окончанию жизни «официальный статус».

Когда умирает ребенок

Многие аспекты горя могут проявляться значительно сильнее, если из жизни уходит ребенок. Однако, как указывают некоторые исследователи, и в этих случаях существует большое множество вариантов скорби (Dijkstra, Stroebe, 1998). Родственники умершего ребенка также могут пребывать в замешательстве, испытывать чувство вины, пытаться обвинить кого-либо в постигшей их утрате (Miles, 1984). Братья и сестры умирающего ребенка могут быть растеряны и дезориентированы. Смерть очень часто рассматривают как некую форму наказания для умершего ребенка, его родителей, оставшихся сестер и братьев или пытаются смириться с потерей, прибегая к помощи банальных утверждений вроде «неисповедимы пути Господни». Очень часто родители, стремясь справиться со своим горем, не способны помочь в этой ситуации остальным своим детям и ответить на их вопросы в доступной для них форме. Нередко братья и сестры умершего ребенка никому не говорят о своих потаенных страхах, чувстве вины или о неправильном представлении, которое у них в результате сложилось. В то же время многие мысли и чувства, возникающие у ребенка в подобные кризисные моменты, могут остаться у него на всю жизнь (Coleman, Coleman, 1984).

Если ребенок медленно умирает от неизлечимого заболевания, возникают несколько другие проблемы и вопросы. Что следует сказать умирающему ребенку? Как можно помочь ему, когда он лицом к лицу встретится со смертью? Как родители справляются с чувством поражения, беспомощности и вины? Очень часто медики, ухаживающие за умирающим ребенком, лично сталкиваются с его надеждой на выздоровление. Эти люди также осознают собственное поражение и испытывают антиципаторное горе. И, как правило, все люди, вовлеченные в эту ситуацию, стараются отрицать эти неприятные чувства.

Контрольные вопросы к теме

«Горе утраты и культурные особенности»

• После смерти любимого человека оставшимся в живых нужно принять реальность потери и сопровождающую ее боль.

• Существует множество вариантов горя.

• Во многих странах, не принадлежащих к западной культуре, считается, что человек должен быстро восстановиться после утраты. |

• Похороны, церемонии поминовения и подобные им ритуалы придают событию ощущение порядка, соблюдения внешних приличий и преемственности.

• Горе утраты и скорбь особенно сильны после смерти ребенка.

Наши рекомендации