Стадии профессионального становления

Психофизиология профессиональной деятельности.

6.09.2012 Лекция 1.

Становление психологии профессии.

Становление и институциональное оформление психологии и профессии (ПП), как самостоятельной отрасли знаний, обусловлено политически, экономически и научно-исследовательскими предпосылками.

Психология – это наука о законах отражения объективной реальности в процессе деятельности человека.

Проф психология – это отрасль прикладной психологии, изучающее закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладение ею, становление и оценка специалистов, профессионалов, а так же профессиональной деструкции личности.

Объект изучение – взаимодействие личности и профессии.

Важное значение придается профессиональному поведению специалиста в различных социокультурных и социоэкономических условиях. Исследуются индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, и ее влияние на структуру личности. Главное внимание – на профессиональные достижение, обусловлено когнитивными, мотивационными и психомоторными признаками личности. Исследуются профессиональное восприятие различных профессиональных ролей.

Когнитивный – главная роль отводится сознанию, познавательной способности и мышлению. Особоезначение отводится воображению, понятийному аппарату, суждениями и умозаключениями.

Психомоторика – это совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Сеченов большое внимание уделил влиянию двигательных действий (мышечных) познания мира.

ПП исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности. Детерминанты профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы ПП, удовлетворенность и влияние на биографию человека.

Задачи науки:

1. Обоснование методологии профессионального становления.

2. Исследовательские методики и проектирование собственных методов.

3. Психоанализ, классификация и характеристика профессии, проектирование профессии.

4. Исследование психологических механизмов и определение факторов детерминирующих динамику профессионального становления.

5. Изучение профессиональной деструкции специалиста, стагнация и деформация личности, снижение работоспособности.

6. Разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестация специалиста.

7. Психологическое сопровождения профессионального становления, проф консультирования личностно развивающих технологии, профессиональный рост, коррекция, реабилитация, поддержка по уходу из профессии.

Детерминизм – принцип психической науки, подход к изучению психических явлений, находящихся в причинных и закономерных связях между собой и условиями внешней среды. Детерминация – это получение качественных отличий, составных частей развивающегося организма(получение дефиринцированных закладок будущих тканей организма).

Профессиональное становление личности. Концепция и понятие личности.

В психологии существуют различные определения ключевого понятия личности:

1. Гуманистическая концепция утверждает, личность – это ценность, ради которой осуществляется развитие всего общества.

2. Биогенетическая концепция. Личность – это индивид, обладающий определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип сложения, нейродинамические свойства мозга), которые проходя различные стадии созревания.

3. Социогенетическая концепция трактует личность сквозь призму социализации человека, освоение им социальных ролей, норм, приобретение социальных обстановок, ценностных ориентаций, формирования социального и национального характера.

13.09.2012

Говоря о социальной занятости, становление личности нельзя отрицать важность биологической заданности, то есть наследственности. На ранних стадиях онтогинезиса, биологическая заданность, выступает в качестве внутренних условий развития, но по мере становления личности, усиливается влияние внешних социальных факторов. Они действуют опосредованно, через внутренние условия. Внешние условия преломляются в жизненном опыте, индивидуальных психических особенностях и психическом складе, то есть начинают меняться внутренние условия, способствуя появлению своеобразия психики личности.

Детерминация профессионального становления может подчиняться следующим сценариям развития:

1. Плавное бесконфликтное, бескризисное, в рамках одной профессии.

2. Ускоренная на начальных стадиях, но с последующей стагнацией и спадом.

3. Ступенчатая, скачкообразная, личностная, приводящая к вершинам, сопровождающаяся кризисами, конфликтами, часто в рамках нескольких профессиях.

Изменение темпа и вектора развития, чаще всего происходит при переходе с одной стадии на другую. Большое значение имеет социальная ведущая деятельность и собственная активность, биологические факторы выполняют функцию предпосылок и влияют на темп профессиональной пригодности и результативность.

К внутренним факторам относятся:

1. Физиологические особенности.

2. Социально-профессиональная активность.

3. Мотивы и смыслы профессиональной деятельности.

4. Потребности в реализации профессионально психологического потенциала.

5. Кризисы профессионального становления.

6. Иррациональный фактор.

Можно выделить следующую динамику сценариев развития человека:

1. Индивидуальное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. То есть слабо развиты личности и работники - отсутствуют интересы, в первую очередь социальные, склонности, не выявлены способности, проф не подготовлен, низкий уровень трудоспособности.

2. Личностное опережает индивидуальное и профессиональное. Такой человек бережно относится к среде, людям, материальным и духовным ценностям, привязан к семье, но физическое здоровье и профессиональное достижение стоят на втором плане.

3. Профессиональное опережает, это трудаголики, тотально погруженные в работу.

4. В соответствии темпов, которое обуславливает гармоничное развитие и реализацию.

На индивидуальное развитие, решающее влияние оказывают: биологические факторы, на личностное – психическое (отношение, мотивы, эмоции, интеллект, воля), на профессиональное – социально-экономические факторы. Все эти факторы взаимосвязаны, и равномерное длительное развитие, крайне редко можно обеспечить. Каждая траектория развития уникальна. Большое влияние на сценарий развития оказывает содержание трудовой деятельности, достижения, удовлетворение потребностей, ведут к перестройке сознания и влияют на мотивы и отношение, что инициирует перестройку личности.

Стадии профессионального становления.

Профессиональное становление продолжается 35-40 лет, меняются жизненные планы, социальные ситуации, ведущая деятельность, личность. Для периодизации всегда встает вопрос о критериях, которые позволяют выделить стадии.

20.09.2012

I.Отношение личности профессий и уровню ее выполнения.

1. Возникновение и формирование профессиональных намерений.

2. Профессиональное обучение и подготовка к деятельности.

3. Вхождение в профессию, активное освоение и позиционирование себя в производственном коллективе.

4. Полная реализация личностей.

II.Профессиональное ориентирование периодизации

1. Стадия оптации (12-17 лет).

2. Стадия профессиональной подготовки (15-23 года).

3. Стадия развития профессионалов (нижняя грань 16-23 года, верхняя - до пенсии). Вхождение в систему межличностных отношений, профессиональных общностей и дальнейшее развитие.

III.Периодизация жизненного пути.

1. Оптация – выбор профессии в учебно-профессиональном учреждении.

2. Адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней.

3. Фаза интернала (приобретение опыта).

4. Мастерство, определяется квалифицированным выполнением работы.

5. Фаза авторитета.

6. Наставничество.

IV.Уровни профессионализма личности.

1. Допрофессионализма – первичное ознакомление с профессией.

2. Профессионализм: а) адаптация к профессии б) самоактуализация в ней.

3. Свободное владение профессией на уровне мастерства.

V.Периодизация Сьюпера.

1. Рост – развитие интересов и способностей. Аморфная оптация (от 0 до 14 лет).

2. Исследование – проба сил. Оптация (с 14 до 25 лет).

3. Утверждение – профессиональное образование и упрочнение позиций в обществе (25-44 года).

4. Поддерживание и создание устойчивого профессионального положения (45-64 года).

5. Спад профессиональное активности (после 65 лет).

В принятых классификациях, вывод критериев и оснований, связан с существующей социальной ситуацией. Появление этапов развития, связано с физическим состоянием личности и различиями в требованиях предъявляемых личности. Переход от одного уровня к другому, сопровождается перестройкой личности.

Факторы, влияющие на профессиональное становление личности:

1. Влияние родственников, учителей, набора учебных предметов, сюжетно-ролевые игры (0-12 лет).

2. Оптация – это формирование профессиональных намерений, которые заканчиваются осознанным, желанным или вынужденным выбором профессии. Завершающий этап, на который влияют все факторы становление самостоятельной личности. Ведущая деятельность на этом этапе – учебно-профессиональная. Складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы и личность ищет сове место в социальной среде.

27.09.2012

Формирование профессионально важных качеств.

Которые влияют на эффективность деятельности и успешность, то есть качество, производительство, результативность.

Проверяются такие качества, как:

1. Наблюдательность

2. Образное, двигательное и другие виды памяти

3. Техническое мышление

4. Пространственное воображение

5. Эмоциональная устойчивость

6. Выносливость

7. Решительность

8. Пластичность

9. Настойчивость

10. Целеустремленность

11. Дисциплинированность и самоконтроль.

Профессионально значимые психофизиологические свойства, в течении освоении деятельности эти свойства развиваются.

К нам относятся:

1. Зрительно-двигательная координация.

2. Глазомер.

3. Нейротизм.

4. Экстраверсия.

5. Реактивность.

6. Энергетизм.

В процессе профессионализации, личность образует интегративные ансамбли, которые называются симптомо комплексы. Компонентный состав ансамблей постоянно меняются, и одновременно усиливаются коалиционные связи.

Часть из них, то есть из этих компонентов, для каждой профессии имеет устойчивый характер, а сами ансамбли называются ключевой квалификацией.

К ключевым квалификациям, относятся:

1. Абстрактно-теоретическое мышление.

2. Способность к планированию.

3. Креативность.

4. Прогностические способности, способность к самостоятельному принятию решения.

5. Коммуникативная способность.

6. Способность к совместному труду и сотрудничеству.

7. Надежность.

8. Работоспособность.

9. Ответственность.

Профессиональные деформации личности.

Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к деформации личности. Эти изменения носят деструктивный характер и проводят к снижению продуктивности выполняемых трудовых функций и качеству социальных связей.

Этот процесс определяется следующими факторами:

1. Разнонаправленностью онтогенетических изменений.

2. Возрастной динамикой.

3. Содержание профессии.

4. Социальная среда.

5. Жизненно важные события.

6. Случайность.

Основными психологическими детерминантами профессиональных деформаций, являются:

1. Стереотипы профессиональной деятельности.

2. Механизмы психологической защиты.

3. Стагнация профессионального развития.

4. Психофизиологические изменения.

5. Пределы профессионального развития и акцентуация характера.

Каждая профессия обладает своим ансамблем деформации. Например: у преподавателя – авторитарность. Педагогический прагматизм, индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансферт. Преодоление деформации предполагает использование личностных ориентированных технологий, коррекции и профилактики деформации.

Которые в последствии используются в консультировании, коррекции и стимулирования развития человека. Эти методы называются прикладными или прагматическими.

Методы основываются на принципы:

1. Субъективизм – это метод ориентированных на самопознание профессионального развития.

2. Объективизм связан с изучением признаков внешнего, стороннего познания психических процессов.

Формы используемых методов исследований:

1. Лонгитюрное (продольное) исследование предполагает, длительное и регулярное изучение психологических образований. Проводится на определенной группе людей или определенном человеке по одним и тем же параметрам.

2. Проведение поперечных средств, сравнение данных, относительно разных групп испытуемых. Достоинства – возможность предотвратить большое число преступлений в короткие сроки.

Лонгитюд позволяет изучить индивидуальный опыт групп становления, выявить нюансы и особенности профессиональной биографии, выявить критические моменты карьеры и принять решение.

Существует несколько классификаций методов исследования:

I. Классификация Ананьева.

1. Организационная: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Основой метода является планирование и организация исследования. В результате использования этих методов, появляется концепция, новые средства обучения, управление и диагностика.

2. Эмпирическая, основана на получение и накопление данных.

а) Обсервационный метод – наблюдение и самонаблюдение.

б) Экспериментальный – лабораторный, полевой (естественный), формирующий и экспериментный.

в) Психодиагностический – тесты, анкеты, интервью и беседы.

г) Таксиметрическая, основана на изучении продуктов деятельности, хранометрии, профессиография и оценка работы.

д) Методы моделирования: математический и кибернетический.

е) Биографическая – это анализ фактов, событий жизненного пути, документация и свидетельство.

3. Обработка данных – это количественные методы, математические и статистические, и качественные методы (дефиринциация материалов по группам, типам и вариантам).

4. Методы интерпретации – генетические и структурные (психография, психологические профили и классификация).

II. Классификация Карпенко.

1. Субъективные методы – самонаблюдение (интроспекция и ретроспекция).

2. Объективные методы – наблюдение, экперементы, лабораторный метод, лонгитюдное исследование, экспериментально патологические, метод синдромного анализа, тестирование.

Генетические методы – направлены на исследование изменений профессионального развития, происходящей в течение длительного срока.

1) Лонгитюдный метод – это многократное, систематическое изучение одних и тех же людей или групп, в процессе их развития. Цель – установление факта изменения. Например. Генезис психики: адаптации к условиям работы, условия, приводящие к выбору профессии, особенности и изменения уровня удовлетворенности. Полученные материалы исследований будут зависеть от стажа работы, профессиональной принадлежности и социально-экономических условии. Однородность изучаемой выборки позволит обеспечить предсказательную валидность, а следовательно, надежность результатов. Лонгитюд позволяет проводить индивидуальный анализ и увязывать все результаты во времени. Результатом является не усредненное значение, а монографическое описание индивидуальных траекторий. Основная сложность связана с отбором испытуемых, именно это обеспечит репрезентативность данных. Насколько выборная совокупность, может представлять генеральную совокупность. Здесь важен размер выборки, способ и качество исполнения. Другая проблема – оптимальные интервалы времени для проведения измерений. Обычно выбирают один год. Третей проблемой является выбор длительности исследования, обычно лонгитюд от 5 до 50 лет. Знаменитый калифорнийский лонгитюд начали в 1928 году. В лонгитюде необходимо учитывать, что личные и профессиональные изменения могут быть следствием случайностей или трагедии. В лонгитюде меняется состав выборки и численность, но не путем замера состава группы, а за счет естественного выбытия. В процессе исследования можно расширять состав параметров и методики.

2) Биографические методы – это методы жизненного пути личности. Ведется реконструкция жизненных программ, профессиональных планов и сценариев развития. Метод включает: контент-анализ, автобиографию мемуаров, построение траектории жизненного пути, диаграмму удовлетворенности, каузометрию и психабиографию. Каузометрия проводится в форме интервью, в следующей последовательности: 1) биографическая разминка 2) составление перечня значимых событий, с датами 3) анализ причин, породивших эти события 4) определение значимости этих событий 5) эмоциональная оценка. Результаты изображаются в виде графика событий и связи между ними. События локализуются как в календарном, так и в психологическом времени, появляется каузограмма. Каузометрия позволяет определить критические точки профессионального становления, а так же время и способы преодоления неблагоприятных событий и профессиональных инцидентов. Каузометрия применяется в консультировании психотерапии, психокоррекции, преодолении стагнации и кризисов.

3) Метод Анамнеза – это сбор данных об истории развития человека как субъекта труда. Применяется для исследования мотивов, выявления профессионально значимых качеств, обнаружения профессионально важных и даже критических событий, построение прогноза карьеры. В методе анализируются высказывания испытуемого о прошлом, проводится серия бесед, собираются аттестационные документы, знаки отличия, анализируется личная библиотека, собираются факты, сопутствующий социально-экономических ситуаций, высказывания сторонних лиц (преподавателей, руководителей, коллег). Метод относится к ретроспективному анализу ситуаций, принятых решений, анализируется профессиональная судьба и способы преодоления конфликтов.

Праксиметрические методы – это способы анализа процессов и продуктов деятельности.

I. Анализ задания. Метод изучения скрытого или наблюдаемого поведения человека. Впервые, метод разработай Тейлором, и применялся для описания анализа и стимулирования трудовой деятельности. Впоследствии, метод анализа задания стали использовать для разработки методов отбора и обучения персонала. Задание – это совокупность действий, обеспечивающих реализацию конкретного процесса и достижения конечной цели. Выполняется одним работником и состоит из одной или нескольких операций. В качестве операций, в психофизиологии, выделяют: восприятие, распознавание, решение, управление и коммуникация. Эти процессы рассматриваются в качестве комбинации входящих в познавательную и физиологическую активность. Метод относится к направлению инженерной психологии.

10.10.2012

Метод анализа работ.

Мак-кормик, разработал по заказу ВМС США, перечень видов деятельности, которые позволяют анализировать 250 видов работ в металлургической промышленности. Затем, был проведен факторный анализ, который позволил выделить 14 факторов, которые стали основой проектирования «опросника позиционного анализа» (PAQ). PAQ состоит из 187 элементов (пунктов), которые являются типами основных форм поведения, в труде. Эти элементы были сгрупированны в 6 разделов:

1. Ввод информации (35 пунктов) – это визуальные и не визуальные источники информации о работе + типы различения и восприятия, сопровождающие трудовые действия.

2. Процессы опосредования (принятия решений, обоснования, обработки информации и использование резервной информации). Всего 14 пунктов.

3. Работа: использование средств (ручные, стационарные, контрольные средства перемещения); ручные действия; перемещения тела; манипулятивные способности. 50 пунктов.

4. Межличностные взаимодействия: коммуникация; личные контакты (объем, типы); руководство, координация, контроль (заблаговременный, оперативный). 36 пунктов.

5. Рабочая обстановка: физические условия, психологические и социальные факторы. 18 пунктов.

6. Прочее: рабочий график, размер оплаты, экипировка, требования и обязанности. 36 пунктов.

Например: применение письменных инструкций, использование осязания, кодирование, декодирование, использование клавиатуры, консультации, необычный трудовой ритм, количество подчиненных. При анализе, используются следующие типовые критерии: а) степень использование б) количество времени в) важность для работы г) возможность происшествий д) применимость. Иногда в PAQ используют специальные критерии, например, при отборе персонала, повышении квалификации, продвижения по службе.

III. Анализ профессии направлен на результаты анализа работ и описывает труд в рамках профессии (PAQ направлен на характер деятельности и условия труда). То есть, включает организационные признаки рабочего места, перечень заданий, физических, умственных и волевых требований. В данном методе используются эмпирические методы, такие как: исследование документов, анкетирование, интервью, наблюдение, изучение продуктов деятельности и трудовой метод. Используются: упорядочивание управленческих решений, учет человеческого фактора при проектировании, как технических систем, так органов управления, учет надежности, моделирование умственной деятельности, постановка проблем и ее решений, профессиография.

IV. Метод изучения документация – это сбор объективной информации о процессе труда, травматизме в составе работающих, профподготовки и квалификации. Источники информации:

1. Технологические

2. Технические характеристики оборудования, которые определяют психическую и физиологическую нагрузку.

3. Возраст, стаж, образование, профподготовка, квалификация, текучесть кадров.

4. Аварии, травматизм, состояние здоровья.

V. Трудовой метод – это метод исследования на рабочем месте. В основе метода самонаблюдение, когда психолог одновременно исследуемый. Понять профессию изнутри. Исследуются:

1. Условия работы.

2. Выделяются физические и умственные действия.

3. Исследуется психическая напряженность.

4. Взаимоотношение с другими работниками.

Исследования проводятся по, заранее подготовленной, жесткой программе. После каждого исследования (дня), заполняются стандартный протокол. Применяются при стандартном обучении и несложных работ.

VI. Методы исследования на рабочем месте. Используя доверительные отношения, исследователь, по стандартной схеме, изучает деятельность работ.

VII. Анализ продуктов деятельности. Продукты деятельности позволяют судить о уровне развития профессионально важных качеств: аккуратность, ответственность, точность, количество и качество изделий, за определенный промежуток времени, продолжительность вырабатывания, период наивысшей производительности, период наступления утомления. На основе этих данных, разрабатывается режим дня. Метод хорош для исследования обучаемости, так как позволяет оценить количество, качество, новизну и индивидуальность испытуемого. Статистическая обработка затруднена, но возможно и используется психологическая интерпретация результатов.

11.10.2012

VIII. Наблюдение – очень серьезный метод получения информации о неком объекте. Эта прямая и непосредственная регистрация, психических явлений, на основе преднамеренного и систематического анализа восприятия. В силу высокого разнообразия, наблюдение проводится по жесткой программе (формализовано) или по плану (свободное интервью). Свободное, на начальных этапах, исследование позволяет скорректировать программу. В формализованном наблюдении события разбиты на отдельные элементы, эти элементы фиксируются в протоколе. Регистрируется: чистота, психическая напряженность и поведенческие реакции. В исследовании используются все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осезание), так как профессиональная деятельность сопровождается шумом, запахами и так далее. В результате исследования должны быть получены показатели продуктивности и удовлетворенности трудом. В зависимости от степени участи, различают:

1. Включенное наблюдение, когда исследователь сам входит в состав группы исследуемых.

2. Стороннее наблюдение, когда исследователь находится за приделами наблюдаемого действия или анализирует кино или фотопленку.

Наблюдение применяется при оценке организации рабочих мест, производственной ситуации, характера коммуникации, профессионального поведения, обучаемости, квалификации, разработки профессиограмм, исследования профессиональной адаптации и обучение на рабочем месте. Недостатки: низкая репрезентативность и высокая вероятность субъективного восприятия, наличие у испытуемых информации о целях исследования, у руководителей и работников появляются опасения, что результаты будут направлены против них.

IX. Наблюдаемый опрос. В стандартном варианте содержит 194 вопроса. Американцы и немцы используют наблюдаемый опрос, для определения профессиональных требований, квалификаций, установления профессиональных интересов, удовлетворенности, анализа организации рабочих мест и так далее. Программа опросов блочная. Первый блок – сбор информации и обработка. Второй блок – выполнение трудовых действий. Третий блок – межличностные и профессиональные отношения. Четвертый блок – помехи и особые условия труда.

Длительность опроса зависит от уровня знаний исследователя и степени доверия испытуемого. В среднем, наблюдаемый порос длится от 1 до 4 лет.

Психометрические методы.

Важнейшим признаком применения психометрии, является: стандартизация, технологии измерения, параметров, динамики индивидуальных различий и лимитов психического процесса.

I. Тестирование – это метод психической диагностики, в котором используются стандартные вопросы и задания. Этапы:

1. Выбор теста.

2. Проведение тестирования.

3. Обработка. Бывают:

а) Тесты диагностики специальных способностей и профессиональных достижений. Достижения:

· Академические способности. Их проверяют, так называемые, интеллектуальные тесты. Направленные на абстрактные функции интеллекта.

· Диагностика специальных способностей.

· Выраженность, профессионально значимых, психофизиологических свойств и умений.

б) Тесты профессиональных достижений. Измеряют степень овладения определенным типом деятельности.

Тест специальных способностей применяется в США для оценки промышленного персонала (тест Вандерлика). Эта диагностика умственных способностей, выявляющих образовательный и профессиональный уровень.

В психологии выделяют следующие способности: сенсорные, двигательные, технические, профессионализированные (художественные, управленческие, предпринимательские и так далее).

в) Тесты диагностики сенсорных способностей. Например: зрение и слух. Выявляется частота зрения, цветовое разлечение, восприятие глубины, мышечный баланс.

г) Диагностика двигательных способностей. Выявляют скорость и координацию. Но эти вижения тесно связана со зрением. Поэтому тесты часто называют сенсомоторные.

д)

е)

ж) Тесты достижений обычно проводятся после окончания обучения, затем, через год берет срез остаточных знаний и через 3 года.

18.10.2012

Анализируется аккуратность, скорость восприятия, знание деловой терминологии, осведомленность, грамматность и хорошая речь.

II. Методы опроса. Это опосредованное интервью или опосредованное через опросников.

1. Опросники интересов. Выбираются образовательные или профессиональные.

2. Диагностика профессиональной обучаемости. Это система качеств и способностей, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности. К этим качествам относятся: наличие исходных знаний, умений и навыков; положительная мотивация; физического здоровья и развития.

Экспериментальные методы.

Экспериментальные методы, направлена на получение нового знания в контролируемых и управляемых условиях. В этих методах ставится задача установить причинно-следственные связи и объяснить психические процессы и явления. Существует двойное правило различия и согласия: Если за группой событий А и Б следует события а, но за событиями Б и В не следует а, то А есть причина а, где А и Б рассматриваются как экспериментальные события. Б и В – контрольные события. а - единственное отличающее их событие, оно называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента подвергается изменению.

Специфика экспериментальных исследований предполагает:

1. Организацию специальных условий, которые будут влиять на психику испытуемых.

2. Возможность менять эти условия.

Виды эксперимента:

А) Естественный эксперимент, то есть проводится в обычных, естественных условиях. На уроке, в производственном коллективе, при выполнении трудового задания. Достоинства: относительная замаскированность целей, неформальная обстановка, органическая включенность в условия жизни и деятельности.

Б) Моделирующий эксперимент применяется при высокой сложности и динамичности трудового процесса. Эти процессы стараются упростить, выделяя основные составляющие, которые влияют на успех работника, после чего задают искусственные условия и повторно изучают процесс.

В) Лабораторный эксперимент проводится в лаборатории психологии, оснащенные специальными приборами и приспособлениями, которые позволят измерять сенсорную и моторную реакцию, реакцию процесса выбора и рабочего движения.

Наши рекомендации