Ограничения в манипуляции

Анализ способов тайного управления человеком, являющихся по сво­ей сущности скрытым психологическим принуждением личности, попыт­ки выделения их существенных характеристик и закономерностей функци­онирования серьезным образом осложняются двумя основными ограни­чениями.

Первое из них связано с тем, что использование этих способов никогда не афишировалось, а их применение зачастую публично даже осужда-. лось. Второе ограничение, затрудняющее анализ, связано, с одной сторо­ны, с определенной универсальностью этих способов, выводящих их пользователей на уровень искусства скрытого воздействия на людей, а с другой, - многолякостью проявлений и разнообразием применения об­щих схем в различных ситуациях [Г.Грачев, И.Мельник]. В целях эффектив­ного воздействия манипулятор сообщает реальные факты, если нет ост­рой необходимости их замалчивать или видоизменять поскольку в случа­ях, когда оппонент выявляет в информации ложь или передержки, «власть»

133

коммуникатора над объектом манипулятивного воздействия существен­но ослабевает.

Использование манипулятивных приемов, включая комплексное и мас­сированное их применение, имеет значительно меньший эффект в обще­нии с человеком информированным с устойчивой системой обоснован­ных взглядов, а также знающего технику манипулят явного воздействия и обладающего некоторым опытом целенаправленной социально-психоло­гической зашиты.

Манипулятор видит лишь внешние проявления результатов собствен­ного манипулятивного воздействия, но далеко не в полной мере. Естествен­но, что чем умнее человек, тем сложнее им манипулировать, например, с помощью лести, однако, к комплиментам не равнодушен никто, даже ког­да они вроде бы отвергаются. Поэтому умный манипулятор старается со­блюдать чувство меры и тонко чувствует, с кем он имеет дело. Важно, чтобы похвала и лесть высказывалась объекту тогда, когда он испытывает в этом настоятельную потребность.

7.12. Типы манипуляций в общении

Каждый человек вырабатывает их для себя самостоятельно, с учетом своей индивидуальности, а также с учетом психологических знаний о ти­пах и цели манипуляции. А.Б. Добрович систематизировал типыманипуля-ции е общении. Суть основных из них можно свести к следующему;

• Люди бросают упрёк человеку за малейший просчёт, демонстрируя оскорблённость в лучших чувствах, словом, «хлопают дверью», всё это с целью избавиться от обоснованных обвинений собеседника.

• Люди сваливают вину «с больной головы на здоровую», чтобы оп­равдать себя в глазах окружающих и в своих собственных («Всё из-за тебя!»).

• Оказывают внимание и мелкие услуги человеку мягкому, тактично­му, чтобы создать такие взаимоотношения, на фоне которых заранее намечен­ные неблаговидные действия будут восприниматься более терпимо.

• Провоцируют обидными замечаниями, упрёками ответную резкость собеседника с целью разрушить на тот или иной период контакт с ним, (например, в предвидении того, что собеседник хочет попросить о какой-то услуге).

• Демонстрация плохого самочувствия, усталости с целью избавиться от каких-либо поручений, обязанностей.

134

7.13. Классификация преимуществ манипулятора

Классификация преимуществ манипулятора предложена Е Л Доцен-ко В качестве основания в ней используется источник, создающий пре­имущества С учетом этого им выделяются следующие четыре основные группы «Во-первых, актор уже может обладать некоторым собственным набором преимуществ а) статусные преимущества (ролевая позиция, должность, возраст) б) деловые (квалификация, аргументы, способности, знания) Во-вторых, актор может привлечь силу третьих лиц Если это кон­кретные или достаточно определенные «другие», то такой вид силы мож­но назвать (в) представительской поддержкой («лот Николая Николаеви­ча», «не за себя стараюсь - за коллектив») Если же актор опирается на обобщенных других, назовем это (г) конвенциальным преимуществом (тра­диции, мораль и т д) В-третьих, сила может извлекаться из самого процес­са взаимодействия с партнером (д) динамические силы (темп, пвузы, ини­циатива), (e) позиционные преимущества (эксплуатация эмоционального тона прежних или актуальных отношений), а также (ж) договор - результат совместных соглашений И, наконец, в-четвертых, сила добывается из сла­бостей партнера или его психических особенностей»! 1996]

Таким образом, рассматривая преимущества манипуляции уместно будет привести высказывание Аристотеля «Каждое качество имеет свой оптимум»

7.14. Методы защиты от манипуляции (Как успешно противостоятьманипуляции?)

Ключевая задача в эффективном противостоянии манипуляции - выяв­ление самого факта манипулятивного воздействия и его мощности, так как именно от этого зависят негативные последствия для адресата, и в этом заключается основная опасность для личности Мощность и эффектив­ность манипулятивного воздействия зависит от наличия определенных преимуществ у манипулятора над адресатом Скрытый для адресата ха­рактер манипулятивного воздействия сразу же создает преимущества ма­нипулятору

А также следует помнить, что если, человек манипулирует, значит у него неудачный жизненный сценарий Он хочет свое счастье построить за счет друдего Его поведенческая гибкость носит ситуативный характер Позитивное изменение ситуации посредством адекватной контраргумен­тации приводит к обесцениванию манипулирования

Можно критически рассмотреть предложенные ниже приемы проти­востояния манипуляции и сконструировать собственные

135

• Осознание того, что стал объектом манипуляции Осознание дезавто-матизирует процесс манипуляции. Нужно распознать тактику человека-манипулятора; открыто поставить о ней вопрос, подвергнуть сомнению желательность и законность такой тактики, т. е. обсудить её открыто. Если манипулятор прикрывается выражениями типа: «Да, это, конечно, очень интересно», в то время как никакого, даже незначительного интереса не испытывает, то отсюда вытекает следующий приём: хотите отрезвить зав­равшегося манипулятора? Поставьте его в неловкое положение: скажите, например: «Я тебе не верю».

• Освободиться от идеи «долженствования» (по А.Эллису): разрешить себе быть самим собой и сообщить об этом своему собеседнику: «Боюсь, Вы переоцениваете мое бескорыстие, увы, я не патов выполнять эту рабо­ту бесплатно».

• Обратная связь в виде описания своих чувств. Разрешите себе быть настолько плохим, насколько Вам хочется, и сообщите об этом своему собеседнику: «Мне жаль разочаровывать тебя, но мне совсем не хочется целоваться».

• Обозначение причин, которые лежат в основе манипулирования. Важ­но определить намерения, цели и средства манипулятора. Возможно, ма­нипулятор желает переложить на Вас свою ответственность.

• Целесообразно выяснить: на какой крючок он хочет Вас поймать. Очень часто наши достоинства оказывают нам «медвежью услугу». На­пример, когда Вам говорят, что Вы же добрый человек, то поэтому Вьг можете согласиться выполнить просьбу. Крючок, на который хочет пой­мать манипулятор может быть разнообразным (алчность, доверчивость, отзывчивость).

• Уметь сказать «Нет» твердо и уверенно, аргументируя при этом свою позицию. Стараться быть внутренне направляемой личностью, т. е. само­достаточным человеком, способным самостоятельно решать собствен­ные проблемы. Внутренне направляемая личность - это личность со встро­енным в детстве психическим компасом (его устанавливают и запускают родители или близкие ребенку люди). Такой компас постоянно претерпе­вает изменения под влиянием различных авторитетов.

• Творческий подход (нестандартное, неожиданное реагирование, что­бы не вешали лапшу....). Очень часто творческий подход реализуется в форме юмора (басня, притча, анекдот, намек, «метод кавычек»).

• Открытость высказывания «Когда мной манипулируют, я чувствую себя огорченным, хочу чтобы наши отношения честными и открытыми».

• Вскрыть сценарий манипулирования с целью ломки замысла мани­пуляции. Отсрочка реализации принятого решения. Пауза, молчание -

136

основа для ломки сценария. Следует помнить при этом, манипулятор не дает своей «жертве» ни минуты на раздумья.

• Невербальные ответы (мимикав ответ на манипуляцию: презритель­ный взгляд, тогда манипуляция не проходит).

• Иметь свой набор манипулятивных действий, и знать возможные ма-нипулятивные действия другого.

• Манипуляторы (например, некоторые цыгане-гадалки) умеют цеп­лять за интимные чувства (обращение к беременной женщине: У тебя есть

король__Спасибо за доброту душевную.....Дай, сколько не жалко__Эти

деньги помогут твоему чреву), поэтому целесообразно использовать опе­режающие действия: не вступать с такими людьми в контакт.

• Ориентация на компромиссное решение проблемы.

• Активное приспособление к той ситуации, которая есть и постепен­ное её переструктурирование.

• Отделение проблемы от личности.

• Точно знать, чего хочешь ты сам. Манипулирование рассчитано на то, что скажут окружающие. Например, пожилая женщина собрала с клум­бы цветы и продает их молодому человеку, который сидит с девушкой в вечернем кафе и не хочет выглядеть жадным в её глазах.

• Вежливость. Играть роль «славного парня».

• Многоплановость поведения помогает оперативно «поймать» мани­пулятора на его неблаговидных действиях.

• Опираться на конкретные факты в процессе противостояния аргу­ментам, выражаемым в виде полуправды, полулжи.

• Попросите оппонента изложить то же самое, но позитивно: «Пока­жите, объясните мне, почему это справедливо».

» Пропустите некоторые враждебные замечания мимо ушей.

• Своевременное обнаружение факта манипулятивного воздействия и его направленности. В случаях, когда оппонент прибегает к использова­нию уловок, это может быть открыто обсуждено с ним, как недопустимая тактика ведения споров. Нейтрализация конкретной манипуляции может осуществляться путем раскрытия сути уловки, с соответствующими пояс­нениями.

• Прогноз вероятной цели и последствий воздействия (изменение по­ведения, взглядов, оценок, возможный ущерб адресату, мишени и т.п.);

• Формирование адекватной ответной реакции, собственного поведе­ния в ситуации манипулятивного воздействия.

Таким образом, успешная контраргументация включает в себя следу­ющие алгоритмы, реализуемые в виде следующих вопросов, задаваемых самому себе: 1. Имеются ли противоречия у оппонентов? 2. Можно ли

137

оспорить приводимые факты и положения? 3. Есть ли неудачные примеры и сравнения? 4. Есть ли у оппонентов ошибочные или неудачные заключе­ния? 5. Не слишком ли оппоненты упростили проблему, и можно ли пока­зав ее дру( ие стороны усилить доказательность собственного тезиса? 6. Есть ли у оппонентов неверные оценки? 7. Если сразу нельзя оспорить контраргументацию в целом, возможно ли поставить вопросы к отдель­ным частям (элементам)? 8. Можно ли показать противоречия в контрар­гументации оппонентов уточнениями и вопросами? 9. Не пользуются ли оппоненты спекулятивными (непозволительными) приемами и уловками и каким образом это можно использовать для усиления собственной аргу­ментации?

С учетом выделенных алгоритмов нами разработан видеотренинг, до­минантой которого служит моделирование развивающих конфликтов. Тре­нинг насыщен ситуациями, в которых проявляется манипулирование со стороны участников коммуникативного процесса. Поиск приемов проти­востояния манипулированию является коммуникативным творчеством, т.е. поиском и нахождением тренером новых задач и способов взаимодей­ствия с обучаемыми. Для этого требуются следующие коммуникативные умения: 1. Умение быстро и правильно ориентироваться в условиях обще­ния. 2. Уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать со­держание акта общения. 3. Найти адекватные средства для передачи этого содержания. 4. Уметь обеспечить обратную связь. В случае нарушения звеньев общения труднее будет добиться ожидаемых результатов. Следо­вательно, объяснение станет неэффективным.

Структурирование ситуации означает умение изменить ситуацию в соответствии со своими потребностями и целями. Это - активное вмеша­тельство тренера в ситуацию, её преобразование в соответствии с постав­ленными педагогическими целями.

Управление педагогическое предполагает превращение объекта вос­питания - участника учебных занятий - в субъект самовоспитания. С этой целью тренер постоянно включает в процесс решения коммуника­тивных задач самих участников. При этом позиция тренера может быть «скрытой», а действия его опосредованными, идущими через тренинго-вую группу.

Условия, способствующие немаиипулятивному общению: 1. Человек должен отдавать себе отчет в том, чем он может быть интересен людям, что он для них делает. 2. Никогда не подходить к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. 3. Общение, взаимоотношения людей дол­жны быть активны, должны проявляться не только в словах, в созерцатель­ном отношении к действительности, а в реальной деятельности. 4. Умение

138

человека правильно раскрыть подтекст поведения другого, т.е. то, что этот другой хотел сказать своим поведением.

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что для успешною противостояния манипулированию необходима реализа­ции надситуативного профессионального мышления. Отмеченная реали­зация возможна при соблюдении следующих условий: во-первых, реали­зация мета-позиции, умение тренера подняться над ситуацией. Данный подход позволяет участникам научиться «сердиться, не сердясь», «пере­живая происходящее, ие пригашать остроту конфликтной ситуации близ­ко к сердцу»: во-вторых, актуализация творческого потенциала участни­ков, умение гибко реагировать на происходящее и находить оригинальные способы разрешения конфликтной ситуации; в-третьих, осуществление решения от конца. Участник формулирует для себя конкретную цель, к достижению которой он стремится в процессе разрешения конфликтной ситуации. Затем он выстраивает, уже более целенаправленно, свои интел­лектуальные и практические действия.

САМОПРОВЕРКА

1. Справедливо ли высказывание типа: «Успех в общении невозможен без определенной доли лицемерия»?

2. Может ли обострение конфликта привести к чему-то хорошему?

3. Выразите своё отношение к следующему высказыванию: «Хитрость - это мягкая манипуляция. Человек делает дело и думает, что он делает то дело, которое выгодно ему, а на самом деле он делает то, что требуется в мягкой форме другим человеком».

4. Относится ли к манипулятивным действиям следующая коммуника­тивная закономерность: «Чем выше педагог оценивает ученика, тем выше ученик оценивает самого себя».

5. Всегда ли трудноразрешимый конфликт ведёт к драматической раз­вязке?

6. Можно ли находиться во враждебных отношениях, но не проявлять агрессии?

7. Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Доверие, оказываемое веро­ломному, дает ему возможность вредить»? Обоснуйте свой ответ.

139

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ КОНТРМАНИПУШГГОРУ (КАК ЭФФЕКТИВНО МАНИПУЛИРОВАТЬ МАНИПУЛЯТОРОМ?)»

• Формировать и укрепить доверие и привязанность к коммуникатору (источнику информации). Доверие к коммуникатору заключается в ук­реплении его авторитета, популярности и может создаваться передачей достоверных сведений, точность которых заранее известна собеседнику и может быть легко им проверена.

• Запугать (страх смерти, разоблачения, потери): «Если ты не сделаешь это, то потеряешь то-то и то-то...»

• «Взять на жалость» (как проявление сострадания): использовать жа­лость другого в своих целях. Жалость - это вывернутый на изнанку эгоизм, поэтому манипулятор «давит на жалость» («жертва» представляет, что будет другому плохо, если не будет выполнена его просьба).

• Заведомо «обвиноватить»: «Ты всю группу подведешь», «Ты предал любовь» и т.д. Стоит помнить, что виноватый человек легко управляем.

• Обращение к «мужественности»: «Ты же настоящий мужчина, ты можешь это сделать» - к «женственности»: «Порядочные женщины так не поступают».

• «Пробуждение» жадности (интерес к деньгам): обещание получить выгоду от содеянного.

• «Обещание» мести: «Тебе будет себе дороже, если этого не сдела­ешь. Пожалеешь, но будет поздно».

• Усиление зависти: «Все мы одинаковые, но почему у кого- то больше......

• «Купить на «слабо»: «Тебе слабо это сделать, потому что мама не велит»,

• Порождение ревности: усиление сомнения, подозрительности в от­ношениях между людьми.

• В случаях «злостного» использования оппонентом манипулятивных уловок возможен ответ на его уловку ответной уловкой, парализующей первую. Это нежелательный прием, который можно оправдать только тог­да, когда see другие способы нейтрализации уловок, применяемых оппо­нентом, были использованы и не дали результата. На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насилием есть своя прелесть, но оно на руку подлецам (А. Моруа. Надежды и воспоминания. М. «Про­гресс» 1983. С. 302).

• Прием экспликации мышления - манипулирующий как бы размыш­ляет вслух, проговаривая то, что чувствует, о чем думает, переживает. На самом деле, адресат манипуляции может быть просто не назван, но само его присутствие и вызывает к жизни манипулирующее высказывание. Манипулирующий рассчитывает на то, что его слова будут услышаны и слушающий воспримет их как стимул собственной определенной психи­ческой активности.

• Эгоцентрические качества личности, такие как амбиции, тщеславие, завышенная самооценка также становятся мишенями манипулятивного воздействия в ходе межличностного взаимодействия, ставящего своими целями скрытое получение информации.

• В общении с оппонентом с низкой самооценкой полезна демонстра­ция собственной слабости и апелляция к чувству жалости и вины у оппо­нента (демонстрация тяжелых переживаний, ухудшения здоровья, якобы вызванных конфликтом). Чем не адекватнее самооценка оппонента, тем труднее ему конструктивно перерабатывать опыт, полученный в конфлик­те. Главное препятствие - неспособность отделить свои ошибки от чужих.

• Учитывать нормы и ценности человека, его отношения с окружаю­щими, а также присущие ему черты (интеллект, честность, стиль поведе­ния и общения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бессонов Б.Н- Идеология духовного управления. М, J 971.295 с.

2. Волкогонов Д. А. Психологическая война. М., 1983.352 с.

3. Добрович А.Б. Анатомия диалога //Психология влияния. СПб., 2000. С.138-Ш.

4. Доценко Е.Л. Манипуляция; психологическое определение понятия/ /Психологический журнал, 1993.T.14.N4.

5. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. №4.

6. Доценко ЕЛ. Психология манипуляции. - М., 1996.

7. Доценко Е. Л. Манипуляция: феномены, механизмы и защита. М., 1997.344 с.

8. Доценко Е.Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита//Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. М., Минск: Хар-вестАСТ,2001. С.166-261.

9. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.

10. ЗнаковВ.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.

141

11. Ермаков ГО.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, послед­ствия. Екатеринбург, 1995.

12. Кашапов ММ. Психологически основы творческого противостоя­ния манипулированию в конфликтной ситуации // Ярославский психоло­гический вестник. Выпуск 9. М. -Ярославль, «Российское психологическое общество», 2003. С. 26 - 30.

13. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психоло­гического воздействия //Вопросы психологии, 1987.N 3, с.41-49.

14. Мельник И.К. Уловки споров. М., 1992.

15.Моруа А.Надежды и воспоминания. М. «Прогресс» 1983., с. 302.

16. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлия Р. Практикум по гештапьт - терапии. СПб., «Петербург-ХХ!» век, 1995.448 с.

17. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., Технологическая школа бизнеса, 1993.

18. Поварния С. Спор. О теории и практике спора. Петроград, 1918.

19. Политология: Энциклопедический словарь / Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч.ун-та, 1993. С. 163.

20. Реклама; внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный под­ход. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. Самара: Иадат. Дом «Бахрзх-М», 2001.752 с.

21. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории) / / Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980. С.83-89.

22. СекацкийА.К. Онтология лжи. СПб., 2000.120 с.

23. Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор мишени. СПб.: Питер, 2002.224 с.

24. Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор слабых мест. СПб.: Питер, 2002.256 с.

25. Словарь иностранных слов. М, 1989.624с.

26. Словарь иностранных слов. М., 1980. С.ЗОО;

27. Словарь русского языка. Т.2.- М., 1981. С.227.

28. Социальные технологии: Толковый словарь/Отв.ред. В.Н.Иванов. М.-Белтород: Луч-Центр социальных технологий, 1995.

29. Степанов В.Н. Провокационная природа манипулирования//Про­блемы социальной психологии XXI столетия. Под ред. В.В.Козлова. Ярос­лавль, 2001. Т.З. С. 83-95.

30. Степанов В.Н. Провокативный дискурс социально-культурной ком­муникации. СПБ.: Изд-во «Роза Мира», 2003.263 с.

142

31. Тарамов П.С. Интриги, мошенничество, трюки. Симферополь: «Тав­рида», 1996.

32. Техника дезинформации и обмана. / Под ред. Я.Н. Засурсного. М.: «Мысль», 1978.

33. Хохель СО. Уроки процветания. Книга развития Качеств Творца Успеха. СПб., 2000.192 с.

34. ЧалдиниР. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.

35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М: Мысль, 1980.326 с.

36. Шопенгауэр А. Эристика, или искусство спорить. Спб., 1900.

37. Шостром Э. Человек-манипулятор. М., 1992.128 с.

38. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб: Азбука - Терра. 1997.

39. Goodin R.E. Manipulatory politics. YaleU. Pγ. New Haven, L., 1980,25Op.

40. Key W.B. The age of manipulation: The con in confidence, the sin in sincere. N.Y.: Holt, Cop. 1989.296p.

41. Riker W.H. The art of Political Manipulation. Yale U. Pγ. New Haven, L., 1986.156 р.

42. Robinson P.W. Manipulating parents; tactics used by children of all ages and ways parents can turn the tables. Prentice-Hall. 1981.276 p.

43. Rudinov J. Manipulation. I Ethics, Vol. 88, July 1978,4. P. 338-347.

44. Yokoyama O.T. Disbelief, Lies and Manipulations in of Transactional Discourse Model. /Argumentation, 1988,2. P. 133451.

143

ГЛАВА VIII.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

На данном этапе занятий студенты выполняют задания по психологи­ческой диагностике. Полученные результаты позволяют студентам опре­делить направления самовоспитания некоторых умений, значимых для разрешения конфликтных ситуаций.

Диагностикаи исследование конфликта- группа понятий, описываю­щих деятельность по определению сущности и особенностей конфликта на основе его изучения, а также систему принципов, методов и методик исследования конфликтов. Учет пяти принципов повышает результатив­ность работы конфликтолога: междисциплинарный, системный, (систем­но-информационный); личностно-социалшо-деятельностный (Барабанщи­ков В.А., Федекко Н.В. 1984);эмпирический; ситуационный. В интересах диагностики конфликтов используют наблюдение, опрос, беседу, модуль­ную методику комплексной оценки взаимоотношений и выявления конф­ликтов в группе (Анцупов А.Я., 1993), опросники К. Томаса, Т. Лири, Бас-са-Дарки, Q-сортировку и др. При исследовании межличностных конф­ликтов хорошо зарекомендовал себя системно-ситуационный метод рет­роспективного анализа реальных конфликтов (Анцупов А.Я., 1993).

Методика диагностики ведущего типа реагирования (Кашапов М.М., Шалаева Т.Г)

Методика содержит 42 утверждения, каждое из которых является ответ­ной реакцией на предложенную ситуацию. Ситуации предполагают взаи­модействие партнеров. Испытуемых просят оценить по 4-х бальной шкале то, насколько характерным для них является каждый из предлагаемых спо­собов поведения:

«0»-«Я так никогда не поступаю, это для меня не характерно».

«1»- «Я редко так поступаю».

«2»-«Я часто действую подобным образом».

«3»- «Это наиболее характерный для меня способ поведения».

1. При обсуждении какого-либо вопроса с партнёром я:

а) стараюсь склонить его на свою сторону, даже если не уверен в правильности своего решения;

б) предоставляю полное право принимать решение партнёру;

в) стараюсь понять, что предлагает партнёр,

2. Если в процессе решения какого-либо вопроса партнёр переходит на грубость, я:

а) отвечаю ему тем же;

б) замолкаю, испытывая при этом чувство обиды;

в) стараюсь этого не замечать.

3. Если я вижу, что партнёр не прав, но продолжает отстаивать свою позицию, я:

а) теряюсь, бываю не в состоянии ему возразить;

б) называю его упрямым, глупым, невеждой и т.п.;

в) пытаюсь объяснить ему, в чём он ошибается.

4. Главным в решении проблемы я считаю:

а) сильный характер, умение отстоять своё мнение;

б) принятие компромиссных решений;

в) возможность найти более компетентного в данной области человека.

5. Если партнёр при обсуждении важной проблемы затрудняется пред­ложить своё решение, я:

а) предлагаю отложить обсуждение до следующего раза;

б) выношу на обсуждение свою точку зрения;

в) меня это раздражает.

6. Принимая участие в обсуждении общего вопроса и заметив, что кто-то из занятых в деле пассивен, я:

а) выясняю причину такого поведения партнёра;

б) упрекаю его, видя в нём причину неудач;

в) считаю, что положение исправится само собой.

7. Если меня незаслуженно обвиняют в том, что я не совершал, я:

а) уверен, что рано или поздно все само собой прояснится;

б) возмущаюсь, повышаю голос на обидчика, обвиняю его в плохой осведомлённости;

в) даю свои объяснения, предлагаю во всём спокойно разобраться.

8. В процессе решения проблемы к нам с другом присоединился тре тий. Внезапно между нами разгорелась ссора. Вы:

а) пытаетесь разобраться в причине конфликта;

б) сразу же встаёте на позицию друга и любыми средствами стараетесь отстоять её;

в) ждёте, пока они разберутся сами.

9. Если впоследствии оказывается, что принятое вами совместно с дру­гом решение неверно, Вы:

а) уверены, что вашей ошибки здесь нет;

145

б) пытаетесь найти допущенную в обсуждегши ошибку и пути её исправления;

в) стараетесь не возвращаться к этому вопросу

10. Вы договорились с другом встретиться, чтобы вместе обсудить важ­ную проблему. В силу непредвиденных обстоятельств он вынужден уйти. Вы:

а) находите себе другие дела, откладывая решение проблемы;

б) возмущаетесь, требуете, чтобы он остался, ругаетесь;

в) пробуете самостоятельно найти решение.

11. Если Вы излагаете свою точку зрения, а Вас не слушают, Вы:

а) замолкаете и больше об этом не говорите;

б) спрашиваете мнение партнёра по данному вопросу;

в) Вас это выводит из себя и Вы повышаете голос на партнёра, заставляя его тем самым прислушаться.

12 Еслив ситуации принятия решения партнёр категорически настаи­вает на своём предложении. Вы:

а) ни за что ему не уступаете;

б) делаете уступку, считая, что в данном случае это наиболее приемлемый вариант;

в) полагаетесь на его решение.

13. В решении какого-либо вопроса с партнёром Вы:

а) допускаете возможность проявления некоторой жестокости в поведении в целях утверждения своей точки зрения;

б) не рассчитываете на возможность подчинения партнёра, склонения его на свою сторону;

в) считаете, что плавление партнёра не может привести к принятию верного решения.

14. Обсуждая проблему с другом, Вы:

а) предлагаете своё решение, допуская при этом поправки с его стороны;

б) уверены в том, что ваше мнение правильно;

в) Вам легче обдумывать готовое решение, чем предложить своё.

146

ключ

    1 ип реагирования  
№ вопроса Агрессия Уход Решение  
I А Б В  
А Б В  
Б А В  
А Б В  
А В Б  
Б В А  
Б А В  
Б В А  
А В Б  
Б А В  
В А Б  
А В Б  
А Б В  
Н Б В А  
    Всего  
а) А А У А А Р У Р А У У А А Р А У Р
б) У У А У Р А А А Р А Р Р У А А У Р
в) Р Р Р Р У У Р У У Р А У Р У А У Р
              Общий ИТОГ         А У Р
                                         

ОПРЕДЕЯЕНИЕ НОРМ ВЫРАЖЕННОСТИ ТИПОВ РЕАГИРОВАНИЯ.

  Агрессия Укод Разрешение
низкий 0-3 0-7 0-14
ниже среднего 4-8 15-19
средний 9-19 13-22 20-29
выше среднего 20-25 23-28 30-34
высокий 26 и выше 29 и выше 34 и выше

Методика К.Н.Томаса

1. а) иногда я представляю возможность другим взять на себя ответ­ственность за решение спорного вопроса,

б) чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить вни­мание на то, в чём мы оба согласны.

2 а) я стараюсь найти компромиссное решение,

б) я пытаюсь уладить его с учётом всех интересов другого человека и моих собственных.

147

З.а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

6) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интере­сов другого человека.

4.а) я стараюсь найти компромиссное решение,

б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.а) улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддерж­ку у другого,

б) я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

6.а) я пытаюсь избежать неприятности для себя,

б) я стараюсь добиться своего.

7.а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно,

б) я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого,

8.а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затрону­тые интересы и спорные вопросы.

9.а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий,

б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.а) я твердо стремлюсь добиться своего,

б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

11 .а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы,

б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,

б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет на встречу.

13. а) я предлагаю среднюю позицию,

б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения, б) я стараюсь делать все необходимое, чтобы избежать напряжения

16. а) я стараюсь не задеть чувств другого,

б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем,

б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне на встречу.

19. а) первым делом я пытаюсь определить то, а чём состоят все затро­нутые интересы и спорные вопросы,

б) я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,

б) я стараюсь найти наилучшие сочетания выгод и потерь для вас обоих. 2 L а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому, б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека,

б) я отстаиваю свою позицию.

23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворять желание каж­дого из нас,

б) иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за реше­ние спорного вопроса.

24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу,

б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте,

б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам дру­гого.

26. а) я обычно предлагаю среднюю позицию,

б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) зачастую стремлюсь избежать спора,

б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своём.

28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) я предлагаю среднюю позицию,

б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разно-гоасий.

30. а) я стараюсь не задеть чувств другого человека,

б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно мог­ли добиться успеха.

149

КЛЮЧ ДЛЯ ОПРОСНИКА

Наши рекомендации