Ограничения в манипуляции
Анализ способов тайного управления человеком, являющихся по своей сущности скрытым психологическим принуждением личности, попытки выделения их существенных характеристик и закономерностей функционирования серьезным образом осложняются двумя основными ограничениями.
Первое из них связано с тем, что использование этих способов никогда не афишировалось, а их применение зачастую публично даже осужда-. лось. Второе ограничение, затрудняющее анализ, связано, с одной стороны, с определенной универсальностью этих способов, выводящих их пользователей на уровень искусства скрытого воздействия на людей, а с другой, - многолякостью проявлений и разнообразием применения общих схем в различных ситуациях [Г.Грачев, И.Мельник]. В целях эффективного воздействия манипулятор сообщает реальные факты, если нет острой необходимости их замалчивать или видоизменять поскольку в случаях, когда оппонент выявляет в информации ложь или передержки, «власть»
133
коммуникатора над объектом манипулятивного воздействия существенно ослабевает.
Использование манипулятивных приемов, включая комплексное и массированное их применение, имеет значительно меньший эффект в общении с человеком информированным с устойчивой системой обоснованных взглядов, а также знающего технику манипулят явного воздействия и обладающего некоторым опытом целенаправленной социально-психологической зашиты.
Манипулятор видит лишь внешние проявления результатов собственного манипулятивного воздействия, но далеко не в полной мере. Естественно, что чем умнее человек, тем сложнее им манипулировать, например, с помощью лести, однако, к комплиментам не равнодушен никто, даже когда они вроде бы отвергаются. Поэтому умный манипулятор старается соблюдать чувство меры и тонко чувствует, с кем он имеет дело. Важно, чтобы похвала и лесть высказывалась объекту тогда, когда он испытывает в этом настоятельную потребность.
7.12. Типы манипуляций в общении
Каждый человек вырабатывает их для себя самостоятельно, с учетом своей индивидуальности, а также с учетом психологических знаний о типах и цели манипуляции. А.Б. Добрович систематизировал типыманипуля-ции е общении. Суть основных из них можно свести к следующему;
• Люди бросают упрёк человеку за малейший просчёт, демонстрируя оскорблённость в лучших чувствах, словом, «хлопают дверью», всё это с целью избавиться от обоснованных обвинений собеседника.
• Люди сваливают вину «с больной головы на здоровую», чтобы оправдать себя в глазах окружающих и в своих собственных («Всё из-за тебя!»).
• Оказывают внимание и мелкие услуги человеку мягкому, тактичному, чтобы создать такие взаимоотношения, на фоне которых заранее намеченные неблаговидные действия будут восприниматься более терпимо.
• Провоцируют обидными замечаниями, упрёками ответную резкость собеседника с целью разрушить на тот или иной период контакт с ним, (например, в предвидении того, что собеседник хочет попросить о какой-то услуге).
• Демонстрация плохого самочувствия, усталости с целью избавиться от каких-либо поручений, обязанностей.
134
7.13. Классификация преимуществ манипулятора
Классификация преимуществ манипулятора предложена Е Л Доцен-ко В качестве основания в ней используется источник, создающий преимущества С учетом этого им выделяются следующие четыре основные группы «Во-первых, актор уже может обладать некоторым собственным набором преимуществ а) статусные преимущества (ролевая позиция, должность, возраст) б) деловые (квалификация, аргументы, способности, знания) Во-вторых, актор может привлечь силу третьих лиц Если это конкретные или достаточно определенные «другие», то такой вид силы можно назвать (в) представительской поддержкой («лот Николая Николаевича», «не за себя стараюсь - за коллектив») Если же актор опирается на обобщенных других, назовем это (г) конвенциальным преимуществом (традиции, мораль и т д) В-третьих, сила может извлекаться из самого процесса взаимодействия с партнером (д) динамические силы (темп, пвузы, инициатива), (e) позиционные преимущества (эксплуатация эмоционального тона прежних или актуальных отношений), а также (ж) договор - результат совместных соглашений И, наконец, в-четвертых, сила добывается из слабостей партнера или его психических особенностей»! 1996]
Таким образом, рассматривая преимущества манипуляции уместно будет привести высказывание Аристотеля «Каждое качество имеет свой оптимум»
7.14. Методы защиты от манипуляции (Как успешно противостоятьманипуляции?)
Ключевая задача в эффективном противостоянии манипуляции - выявление самого факта манипулятивного воздействия и его мощности, так как именно от этого зависят негативные последствия для адресата, и в этом заключается основная опасность для личности Мощность и эффективность манипулятивного воздействия зависит от наличия определенных преимуществ у манипулятора над адресатом Скрытый для адресата характер манипулятивного воздействия сразу же создает преимущества манипулятору
А также следует помнить, что если, человек манипулирует, значит у него неудачный жизненный сценарий Он хочет свое счастье построить за счет друдего Его поведенческая гибкость носит ситуативный характер Позитивное изменение ситуации посредством адекватной контраргументации приводит к обесцениванию манипулирования
Можно критически рассмотреть предложенные ниже приемы противостояния манипуляции и сконструировать собственные
135
• Осознание того, что стал объектом манипуляции Осознание дезавто-матизирует процесс манипуляции. Нужно распознать тактику человека-манипулятора; открыто поставить о ней вопрос, подвергнуть сомнению желательность и законность такой тактики, т. е. обсудить её открыто. Если манипулятор прикрывается выражениями типа: «Да, это, конечно, очень интересно», в то время как никакого, даже незначительного интереса не испытывает, то отсюда вытекает следующий приём: хотите отрезвить завравшегося манипулятора? Поставьте его в неловкое положение: скажите, например: «Я тебе не верю».
• Освободиться от идеи «долженствования» (по А.Эллису): разрешить себе быть самим собой и сообщить об этом своему собеседнику: «Боюсь, Вы переоцениваете мое бескорыстие, увы, я не патов выполнять эту работу бесплатно».
• Обратная связь в виде описания своих чувств. Разрешите себе быть настолько плохим, насколько Вам хочется, и сообщите об этом своему собеседнику: «Мне жаль разочаровывать тебя, но мне совсем не хочется целоваться».
• Обозначение причин, которые лежат в основе манипулирования. Важно определить намерения, цели и средства манипулятора. Возможно, манипулятор желает переложить на Вас свою ответственность.
• Целесообразно выяснить: на какой крючок он хочет Вас поймать. Очень часто наши достоинства оказывают нам «медвежью услугу». Например, когда Вам говорят, что Вы же добрый человек, то поэтому Вьг можете согласиться выполнить просьбу. Крючок, на который хочет поймать манипулятор может быть разнообразным (алчность, доверчивость, отзывчивость).
• Уметь сказать «Нет» твердо и уверенно, аргументируя при этом свою позицию. Стараться быть внутренне направляемой личностью, т. е. самодостаточным человеком, способным самостоятельно решать собственные проблемы. Внутренне направляемая личность - это личность со встроенным в детстве психическим компасом (его устанавливают и запускают родители или близкие ребенку люди). Такой компас постоянно претерпевает изменения под влиянием различных авторитетов.
• Творческий подход (нестандартное, неожиданное реагирование, чтобы не вешали лапшу....). Очень часто творческий подход реализуется в форме юмора (басня, притча, анекдот, намек, «метод кавычек»).
• Открытость высказывания «Когда мной манипулируют, я чувствую себя огорченным, хочу чтобы наши отношения честными и открытыми».
• Вскрыть сценарий манипулирования с целью ломки замысла манипуляции. Отсрочка реализации принятого решения. Пауза, молчание -
136
основа для ломки сценария. Следует помнить при этом, манипулятор не дает своей «жертве» ни минуты на раздумья.
• Невербальные ответы (мимикав ответ на манипуляцию: презрительный взгляд, тогда манипуляция не проходит).
• Иметь свой набор манипулятивных действий, и знать возможные ма-нипулятивные действия другого.
• Манипуляторы (например, некоторые цыгане-гадалки) умеют цеплять за интимные чувства (обращение к беременной женщине: У тебя есть
король__Спасибо за доброту душевную.....Дай, сколько не жалко__Эти
деньги помогут твоему чреву), поэтому целесообразно использовать опережающие действия: не вступать с такими людьми в контакт.
• Ориентация на компромиссное решение проблемы.
• Активное приспособление к той ситуации, которая есть и постепенное её переструктурирование.
• Отделение проблемы от личности.
• Точно знать, чего хочешь ты сам. Манипулирование рассчитано на то, что скажут окружающие. Например, пожилая женщина собрала с клумбы цветы и продает их молодому человеку, который сидит с девушкой в вечернем кафе и не хочет выглядеть жадным в её глазах.
• Вежливость. Играть роль «славного парня».
• Многоплановость поведения помогает оперативно «поймать» манипулятора на его неблаговидных действиях.
• Опираться на конкретные факты в процессе противостояния аргументам, выражаемым в виде полуправды, полулжи.
• Попросите оппонента изложить то же самое, но позитивно: «Покажите, объясните мне, почему это справедливо».
» Пропустите некоторые враждебные замечания мимо ушей.
• Своевременное обнаружение факта манипулятивного воздействия и его направленности. В случаях, когда оппонент прибегает к использованию уловок, это может быть открыто обсуждено с ним, как недопустимая тактика ведения споров. Нейтрализация конкретной манипуляции может осуществляться путем раскрытия сути уловки, с соответствующими пояснениями.
• Прогноз вероятной цели и последствий воздействия (изменение поведения, взглядов, оценок, возможный ущерб адресату, мишени и т.п.);
• Формирование адекватной ответной реакции, собственного поведения в ситуации манипулятивного воздействия.
Таким образом, успешная контраргументация включает в себя следующие алгоритмы, реализуемые в виде следующих вопросов, задаваемых самому себе: 1. Имеются ли противоречия у оппонентов? 2. Можно ли
137
оспорить приводимые факты и положения? 3. Есть ли неудачные примеры и сравнения? 4. Есть ли у оппонентов ошибочные или неудачные заключения? 5. Не слишком ли оппоненты упростили проблему, и можно ли показав ее дру( ие стороны усилить доказательность собственного тезиса? 6. Есть ли у оппонентов неверные оценки? 7. Если сразу нельзя оспорить контраргументацию в целом, возможно ли поставить вопросы к отдельным частям (элементам)? 8. Можно ли показать противоречия в контраргументации оппонентов уточнениями и вопросами? 9. Не пользуются ли оппоненты спекулятивными (непозволительными) приемами и уловками и каким образом это можно использовать для усиления собственной аргументации?
С учетом выделенных алгоритмов нами разработан видеотренинг, доминантой которого служит моделирование развивающих конфликтов. Тренинг насыщен ситуациями, в которых проявляется манипулирование со стороны участников коммуникативного процесса. Поиск приемов противостояния манипулированию является коммуникативным творчеством, т.е. поиском и нахождением тренером новых задач и способов взаимодействия с обучаемыми. Для этого требуются следующие коммуникативные умения: 1. Умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. 2. Уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. 3. Найти адекватные средства для передачи этого содержания. 4. Уметь обеспечить обратную связь. В случае нарушения звеньев общения труднее будет добиться ожидаемых результатов. Следовательно, объяснение станет неэффективным.
Структурирование ситуации означает умение изменить ситуацию в соответствии со своими потребностями и целями. Это - активное вмешательство тренера в ситуацию, её преобразование в соответствии с поставленными педагогическими целями.
Управление педагогическое предполагает превращение объекта воспитания - участника учебных занятий - в субъект самовоспитания. С этой целью тренер постоянно включает в процесс решения коммуникативных задач самих участников. При этом позиция тренера может быть «скрытой», а действия его опосредованными, идущими через тренинго-вую группу.
Условия, способствующие немаиипулятивному общению: 1. Человек должен отдавать себе отчет в том, чем он может быть интересен людям, что он для них делает. 2. Никогда не подходить к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. 3. Общение, взаимоотношения людей должны быть активны, должны проявляться не только в словах, в созерцательном отношении к действительности, а в реальной деятельности. 4. Умение
138
человека правильно раскрыть подтекст поведения другого, т.е. то, что этот другой хотел сказать своим поведением.
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что для успешною противостояния манипулированию необходима реализации надситуативного профессионального мышления. Отмеченная реализация возможна при соблюдении следующих условий: во-первых, реализация мета-позиции, умение тренера подняться над ситуацией. Данный подход позволяет участникам научиться «сердиться, не сердясь», «переживая происходящее, ие пригашать остроту конфликтной ситуации близко к сердцу»: во-вторых, актуализация творческого потенциала участников, умение гибко реагировать на происходящее и находить оригинальные способы разрешения конфликтной ситуации; в-третьих, осуществление решения от конца. Участник формулирует для себя конкретную цель, к достижению которой он стремится в процессе разрешения конфликтной ситуации. Затем он выстраивает, уже более целенаправленно, свои интеллектуальные и практические действия.
САМОПРОВЕРКА
1. Справедливо ли высказывание типа: «Успех в общении невозможен без определенной доли лицемерия»?
2. Может ли обострение конфликта привести к чему-то хорошему?
3. Выразите своё отношение к следующему высказыванию: «Хитрость - это мягкая манипуляция. Человек делает дело и думает, что он делает то дело, которое выгодно ему, а на самом деле он делает то, что требуется в мягкой форме другим человеком».
4. Относится ли к манипулятивным действиям следующая коммуникативная закономерность: «Чем выше педагог оценивает ученика, тем выше ученик оценивает самого себя».
5. Всегда ли трудноразрешимый конфликт ведёт к драматической развязке?
6. Можно ли находиться во враждебных отношениях, но не проявлять агрессии?
7. Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Доверие, оказываемое вероломному, дает ему возможность вредить»? Обоснуйте свой ответ.
139
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ КОНТРМАНИПУШГГОРУ (КАК ЭФФЕКТИВНО МАНИПУЛИРОВАТЬ МАНИПУЛЯТОРОМ?)»
• Формировать и укрепить доверие и привязанность к коммуникатору (источнику информации). Доверие к коммуникатору заключается в укреплении его авторитета, популярности и может создаваться передачей достоверных сведений, точность которых заранее известна собеседнику и может быть легко им проверена.
• Запугать (страх смерти, разоблачения, потери): «Если ты не сделаешь это, то потеряешь то-то и то-то...»
• «Взять на жалость» (как проявление сострадания): использовать жалость другого в своих целях. Жалость - это вывернутый на изнанку эгоизм, поэтому манипулятор «давит на жалость» («жертва» представляет, что будет другому плохо, если не будет выполнена его просьба).
• Заведомо «обвиноватить»: «Ты всю группу подведешь», «Ты предал любовь» и т.д. Стоит помнить, что виноватый человек легко управляем.
• Обращение к «мужественности»: «Ты же настоящий мужчина, ты можешь это сделать» - к «женственности»: «Порядочные женщины так не поступают».
• «Пробуждение» жадности (интерес к деньгам): обещание получить выгоду от содеянного.
• «Обещание» мести: «Тебе будет себе дороже, если этого не сделаешь. Пожалеешь, но будет поздно».
• Усиление зависти: «Все мы одинаковые, но почему у кого- то больше......
• «Купить на «слабо»: «Тебе слабо это сделать, потому что мама не велит»,
• Порождение ревности: усиление сомнения, подозрительности в отношениях между людьми.
• В случаях «злостного» использования оппонентом манипулятивных уловок возможен ответ на его уловку ответной уловкой, парализующей первую. Это нежелательный прием, который можно оправдать только тогда, когда see другие способы нейтрализации уловок, применяемых оппонентом, были использованы и не дали результата. На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насилием есть своя прелесть, но оно на руку подлецам (А. Моруа. Надежды и воспоминания. М. «Прогресс» 1983. С. 302).
• Прием экспликации мышления - манипулирующий как бы размышляет вслух, проговаривая то, что чувствует, о чем думает, переживает. На самом деле, адресат манипуляции может быть просто не назван, но само его присутствие и вызывает к жизни манипулирующее высказывание. Манипулирующий рассчитывает на то, что его слова будут услышаны и слушающий воспримет их как стимул собственной определенной психической активности.
• Эгоцентрические качества личности, такие как амбиции, тщеславие, завышенная самооценка также становятся мишенями манипулятивного воздействия в ходе межличностного взаимодействия, ставящего своими целями скрытое получение информации.
• В общении с оппонентом с низкой самооценкой полезна демонстрация собственной слабости и апелляция к чувству жалости и вины у оппонента (демонстрация тяжелых переживаний, ухудшения здоровья, якобы вызванных конфликтом). Чем не адекватнее самооценка оппонента, тем труднее ему конструктивно перерабатывать опыт, полученный в конфликте. Главное препятствие - неспособность отделить свои ошибки от чужих.
• Учитывать нормы и ценности человека, его отношения с окружающими, а также присущие ему черты (интеллект, честность, стиль поведения и общения).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессонов Б.Н- Идеология духовного управления. М, J 971.295 с.
2. Волкогонов Д. А. Психологическая война. М., 1983.352 с.
3. Добрович А.Б. Анатомия диалога //Психология влияния. СПб., 2000. С.138-Ш.
4. Доценко Е.Л. Манипуляция; психологическое определение понятия/ /Психологический журнал, 1993.T.14.N4.
5. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1993. №4.
6. Доценко ЕЛ. Психология манипуляции. - М., 1996.
7. Доценко Е. Л. Манипуляция: феномены, механизмы и защита. М., 1997.344 с.
8. Доценко Е.Л. Манипуляция: феномен, механизм, защита//Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия. М., Минск: Хар-вестАСТ,2001. С.166-261.
9. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000.
10. ЗнаковВ.В. Психология понимания правды. СПб., 1999.
141
11. Ермаков ГО.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995.
12. Кашапов ММ. Психологически основы творческого противостояния манипулированию в конфликтной ситуации // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. М. -Ярославль, «Российское психологическое общество», 2003. С. 26 - 30.
13. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии, 1987.N 3, с.41-49.
14. Мельник И.К. Уловки споров. М., 1992.
15.Моруа А.Надежды и воспоминания. М. «Прогресс» 1983., с. 302.
16. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлия Р. Практикум по гештапьт - терапии. СПб., «Петербург-ХХ!» век, 1995.448 с.
17. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., Технологическая школа бизнеса, 1993.
18. Поварния С. Спор. О теории и практике спора. Петроград, 1918.
19. Политология: Энциклопедический словарь / Общ.ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. М.: Изд-во Моск. коммерч.ун-та, 1993. С. 163.
20. Реклама; внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Учебное пособие. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. Самара: Иадат. Дом «Бахрзх-М», 2001.752 с.
21. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории) / / Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980. С.83-89.
22. СекацкийА.К. Онтология лжи. СПб., 2000.120 с.
23. Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор мишени. СПб.: Питер, 2002.224 с.
24. Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор слабых мест. СПб.: Питер, 2002.256 с.
25. Словарь иностранных слов. М, 1989.624с.
26. Словарь иностранных слов. М., 1980. С.ЗОО;
27. Словарь русского языка. Т.2.- М., 1981. С.227.
28. Социальные технологии: Толковый словарь/Отв.ред. В.Н.Иванов. М.-Белтород: Луч-Центр социальных технологий, 1995.
29. Степанов В.Н. Провокационная природа манипулирования//Проблемы социальной психологии XXI столетия. Под ред. В.В.Козлова. Ярославль, 2001. Т.З. С. 83-95.
30. Степанов В.Н. Провокативный дискурс социально-культурной коммуникации. СПБ.: Изд-во «Роза Мира», 2003.263 с.
142
31. Тарамов П.С. Интриги, мошенничество, трюки. Симферополь: «Таврида», 1996.
32. Техника дезинформации и обмана. / Под ред. Я.Н. Засурсного. М.: «Мысль», 1978.
33. Хохель СО. Уроки процветания. Книга развития Качеств Творца Успеха. СПб., 2000.192 с.
34. ЧалдиниР. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.
35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М: Мысль, 1980.326 с.
36. Шопенгауэр А. Эристика, или искусство спорить. Спб., 1900.
37. Шостром Э. Человек-манипулятор. М., 1992.128 с.
38. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб: Азбука - Терра. 1997.
39. Goodin R.E. Manipulatory politics. YaleU. Pγ. New Haven, L., 1980,25Op.
40. Key W.B. The age of manipulation: The con in confidence, the sin in sincere. N.Y.: Holt, Cop. 1989.296p.
41. Riker W.H. The art of Political Manipulation. Yale U. Pγ. New Haven, L., 1986.156 р.
42. Robinson P.W. Manipulating parents; tactics used by children of all ages and ways parents can turn the tables. Prentice-Hall. 1981.276 p.
43. Rudinov J. Manipulation. I Ethics, Vol. 88, July 1978,4. P. 338-347.
44. Yokoyama O.T. Disbelief, Lies and Manipulations in of Transactional Discourse Model. /Argumentation, 1988,2. P. 133451.
143
ГЛАВА VIII.
ПСИХОДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
На данном этапе занятий студенты выполняют задания по психологической диагностике. Полученные результаты позволяют студентам определить направления самовоспитания некоторых умений, значимых для разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностикаи исследование конфликта- группа понятий, описывающих деятельность по определению сущности и особенностей конфликта на основе его изучения, а также систему принципов, методов и методик исследования конфликтов. Учет пяти принципов повышает результативность работы конфликтолога: междисциплинарный, системный, (системно-информационный); личностно-социалшо-деятельностный (Барабанщиков В.А., Федекко Н.В. 1984);эмпирический; ситуационный. В интересах диагностики конфликтов используют наблюдение, опрос, беседу, модульную методику комплексной оценки взаимоотношений и выявления конфликтов в группе (Анцупов А.Я., 1993), опросники К. Томаса, Т. Лири, Бас-са-Дарки, Q-сортировку и др. При исследовании межличностных конфликтов хорошо зарекомендовал себя системно-ситуационный метод ретроспективного анализа реальных конфликтов (Анцупов А.Я., 1993).
Методика диагностики ведущего типа реагирования (Кашапов М.М., Шалаева Т.Г)
Методика содержит 42 утверждения, каждое из которых является ответной реакцией на предложенную ситуацию. Ситуации предполагают взаимодействие партнеров. Испытуемых просят оценить по 4-х бальной шкале то, насколько характерным для них является каждый из предлагаемых способов поведения:
«0»-«Я так никогда не поступаю, это для меня не характерно».
«1»- «Я редко так поступаю».
«2»-«Я часто действую подобным образом».
«3»- «Это наиболее характерный для меня способ поведения».
1. При обсуждении какого-либо вопроса с партнёром я:
а) стараюсь склонить его на свою сторону, даже если не уверен в правильности своего решения;
б) предоставляю полное право принимать решение партнёру;
в) стараюсь понять, что предлагает партнёр,
2. Если в процессе решения какого-либо вопроса партнёр переходит на грубость, я:
а) отвечаю ему тем же;
б) замолкаю, испытывая при этом чувство обиды;
в) стараюсь этого не замечать.
3. Если я вижу, что партнёр не прав, но продолжает отстаивать свою позицию, я:
а) теряюсь, бываю не в состоянии ему возразить;
б) называю его упрямым, глупым, невеждой и т.п.;
в) пытаюсь объяснить ему, в чём он ошибается.
4. Главным в решении проблемы я считаю:
а) сильный характер, умение отстоять своё мнение;
б) принятие компромиссных решений;
в) возможность найти более компетентного в данной области человека.
5. Если партнёр при обсуждении важной проблемы затрудняется предложить своё решение, я:
а) предлагаю отложить обсуждение до следующего раза;
б) выношу на обсуждение свою точку зрения;
в) меня это раздражает.
6. Принимая участие в обсуждении общего вопроса и заметив, что кто-то из занятых в деле пассивен, я:
а) выясняю причину такого поведения партнёра;
б) упрекаю его, видя в нём причину неудач;
в) считаю, что положение исправится само собой.
7. Если меня незаслуженно обвиняют в том, что я не совершал, я:
а) уверен, что рано или поздно все само собой прояснится;
б) возмущаюсь, повышаю голос на обидчика, обвиняю его в плохой осведомлённости;
в) даю свои объяснения, предлагаю во всём спокойно разобраться.
8. В процессе решения проблемы к нам с другом присоединился тре тий. Внезапно между нами разгорелась ссора. Вы:
а) пытаетесь разобраться в причине конфликта;
б) сразу же встаёте на позицию друга и любыми средствами стараетесь отстоять её;
в) ждёте, пока они разберутся сами.
9. Если впоследствии оказывается, что принятое вами совместно с другом решение неверно, Вы:
а) уверены, что вашей ошибки здесь нет;
145
б) пытаетесь найти допущенную в обсуждегши ошибку и пути её исправления;
в) стараетесь не возвращаться к этому вопросу
10. Вы договорились с другом встретиться, чтобы вместе обсудить важную проблему. В силу непредвиденных обстоятельств он вынужден уйти. Вы:
а) находите себе другие дела, откладывая решение проблемы;
б) возмущаетесь, требуете, чтобы он остался, ругаетесь;
в) пробуете самостоятельно найти решение.
11. Если Вы излагаете свою точку зрения, а Вас не слушают, Вы:
а) замолкаете и больше об этом не говорите;
б) спрашиваете мнение партнёра по данному вопросу;
в) Вас это выводит из себя и Вы повышаете голос на партнёра, заставляя его тем самым прислушаться.
12 Еслив ситуации принятия решения партнёр категорически настаивает на своём предложении. Вы:
а) ни за что ему не уступаете;
б) делаете уступку, считая, что в данном случае это наиболее приемлемый вариант;
в) полагаетесь на его решение.
13. В решении какого-либо вопроса с партнёром Вы:
а) допускаете возможность проявления некоторой жестокости в поведении в целях утверждения своей точки зрения;
б) не рассчитываете на возможность подчинения партнёра, склонения его на свою сторону;
в) считаете, что плавление партнёра не может привести к принятию верного решения.
14. Обсуждая проблему с другом, Вы:
а) предлагаете своё решение, допуская при этом поправки с его стороны;
б) уверены в том, что ваше мнение правильно;
в) Вам легче обдумывать готовое решение, чем предложить своё.
146
ключ
1 ип реагирования | ||||||||||||||||||||
№ вопроса | Агрессия | Уход | Решение | |||||||||||||||||
I | А | Б | В | |||||||||||||||||
А | Б | В | ||||||||||||||||||
Б | А | В | ||||||||||||||||||
А | Б | В | ||||||||||||||||||
А | В | Б | ||||||||||||||||||
Б | В | А | ||||||||||||||||||
Б | А | В | ||||||||||||||||||
Б | В | А | ||||||||||||||||||
А | В | Б | ||||||||||||||||||
Б | А | В | ||||||||||||||||||
В | А | Б | ||||||||||||||||||
А | В | Б | ||||||||||||||||||
А | Б | В | ||||||||||||||||||
Н | Б | В | А | |||||||||||||||||
Всего | ||||||||||||||||||||
а) | А | А | У | А | А | Р | У | Р | А | У | У | А | А | Р | А | У | Р | |||
б) | У | У | А | У | Р | А | А | А | Р | А | Р | Р | У | А | А | У | Р | |||
в) | Р | Р | Р | Р | У | У | Р | У | У | Р | А | У | Р | У | А | У | Р | |||
Общий ИТОГ | А | У | Р | |||||||||||||||||
ОПРЕДЕЯЕНИЕ НОРМ ВЫРАЖЕННОСТИ ТИПОВ РЕАГИРОВАНИЯ.
Агрессия | Укод | Разрешение | |
низкий | 0-3 | 0-7 | 0-14 |
ниже среднего | 4-8 | 15-19 | |
средний | 9-19 | 13-22 | 20-29 |
выше среднего | 20-25 | 23-28 | 30-34 |
высокий | 26 и выше | 29 и выше | 34 и выше |
Методика К.Н.Томаса
1. а) иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса,
б) чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чём мы оба согласны.
2 а) я стараюсь найти компромиссное решение,
б) я пытаюсь уладить его с учётом всех интересов другого человека и моих собственных.
147
З.а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,
6) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.а) я стараюсь найти компромиссное решение,
б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.а) улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого,
б) я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
6.а) я пытаюсь избежать неприятности для себя,
б) я стараюсь добиться своего.
7.а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно,
б) я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого,
8.а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.а) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий,
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.а) я твердо стремлюсь добиться своего,
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
11 .а) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы,
б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры,
б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет на встречу.
13. а) я предлагаю среднюю позицию,
б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах, б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения, б) я стараюсь делать все необходимое, чтобы избежать напряжения
16. а) я стараюсь не задеть чувств другого,
б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем,
б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне на встречу.
19. а) первым делом я пытаюсь определить то, а чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы,
б) я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия,
б) я стараюсь найти наилучшие сочетания выгод и потерь для вас обоих. 2 L а) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому, б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека,
б) я отстаиваю свою позицию.
23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворять желание каждого из нас,
б) иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу,
б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) я пытаюсь убедить другого в своей правоте,
б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) я обычно предлагаю среднюю позицию,
б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) зачастую стремлюсь избежать спора,
б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,
б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) я предлагаю среднюю позицию,
б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разно-гоасий.
30. а) я стараюсь не задеть чувств другого человека,
б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
149
КЛЮЧ ДЛЯ ОПРОСНИКА