Математический аппарат

f = Математический аппарат - student2.ru ; (1)

f = Математический аппарат - student2.ru = d; (2)

f = Математический аппарат - student2.ru ; (3)

f1 = Математический аппарат - student2.ru ; (4)

где f - коэффициент надежности; r - коэффициент корреляции между двумя частями теста (Пирсона или ранговый); S1, S2 - среднеквадратичные отклонения 1-й и 2-й половин теста, соответственно; S1 = Математический аппарат - student2.ru , S2 = Математический аппарат - student2.ru - дисперсии 1-й и 2-й половин теста, соответственно; п - количество заданий теста; d - символ для сокращения записи; f1 - коэффициент консистенции; S - дисперсия всех задач теста; р - индекс трудности задачи в десятичной дроби (1/100); q = 1- р.

Значение коэффициента надежности теста редко превышает на практике 8.

Тест считается надежным при f > 6.

- Формула Спирмена-Брауна (1). Применяется, если дисперсии обеих частей теста равны. Это предположение проверяется с помощью критерия Фишера: F = S1/S2 если эмпирическая статистика F превышает табличное значение Ft,то гипотезу о равенстве дисперсий следует отклонить. В данном случае при 21 степени свободы, для уровня значимости 0,05 Ft = 2,1.

- Формула Флангана (2). Применяется в случае неравенства дисперсий.

- Формула Кристофа (3). Применяется в случае малого количества заданий теста (п<50).

- Формула Кьюдера - Ричардсона (4). Частный случай формулы Кронбаха для дихотомических интерпретаций ответов «правильно-неправильно».

Порядок работы. Студентам предлагается тест «Домино», с которым они работали на прошлом занятии.

Обработка данных

1.Составляется таблица (табл. 10.3.1), где Х1i - количество правильно решенных задач i-м испытуемым - показатель успешности работы i-го испытуемого в 1-м тестировании; Х2i-показатель успешности работы i-го испытуемого во 2-м; N - объем выборки испытуемых.

Таблица 10.3.1

Определение надежности методом «тест-ретест»

i X1 X2
   
   
N    

Вычисляется коэффициент корреляции r (Х1, X2).

2. Задания теста (после повторного тестирования) разбиваются на четные и нечетные. Составляется таблица (табл. 10.3.2), где У1i, У2i - количество испытуемых, правильно решивших соответствующую задачу; п - количество задач.

Таблица 10.3.2

Определение надежности методом расщепления



i Y1 Y2
   
   
п/2    

Для каждого столбца вычисляются средние, дисперсии и корреляция между столбцами.

- Проверяется условие применения формулы (1). Вычисляется f.

- Вычисляется f по формуле (2).

- Вычисляется f по формуле (3).

3. Составляется таблица (табл. 10.3.3), где р=Хi/N; q=l-p; N –количество испытуемых.

Таблица 10.3.3

Таблица результатов

i Х р q
     
     
N      

- Вычисляется f1.

Анализ результатов. Сравнивая значения f, полученные различными способами, студенты проверяют, насколько способ вычисления влияет на результат, насколько существенно требование равенства дисперсий, насколько оценка коэффициента надежности чувствительна к количеству заданий теста.

Выводы. Делается вывод о ретестовой надежности теста, надежности расщепления, плотности; насколько эти показатели отличаются друг от друга.

Занятие 10.4 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕСТА

Цель работы. Построение шкал теста на основе полученных «сырых» оценок.

Определение основных понятий. Стандартизация - приведение оценок теста к виду, сопоставимому с результатами других методик, измеряющих данный признак. Чаще всего это достигается или построением шкал процентилей, или шкал, основанных на z-оценках.

Шкала процентилей - разбиение выборки испытуемых на заданное число частей. Опираясь на кумулятивную кривую, процентильное шкальное значение показывает, какая часть выборки испытуемых обладает значением признака, не превосходящим заданное, т. е. с какой вероятностью можно ожидать такие значения признака.

Алгоритм построения шкалы. Проверяется гипотеза о нормальном распределении.

Если гипотеза не отклонена, то следовательно область изменения вероятности [0,1] разбивается на заданное число частей (4 части - шкала квартилей, 10 частей - шкала децилей, 100 частей - шкала собственно процентилей).

По таблице нормального распределения для границ разбиения находится соответствующий квантиль. Этот квантиль является искомым шкальным значением.

Z-оценки - выражение шкальных значений в единицах стандартного отклонения (среднеквадратичного отклонения).

При выполнении условия нормального распределения оценок, шкалы, основанные на z-оценках, являются шкалами интервалами. Линейное преобразование, допустимое для шкал интервалов, позволяет привести их к удобному виду:

S = А + В ´ Z,

здесь А - позволяет сдвинуть начало отсчета и освободиться от отрицательных шкальных значений, множитель В изменяет масштаб, что позволяет перейти от дробных к целым шкальным значениям.

Z-оценка может быть получена линейным преобразованием:

где х - непреобразованная тестовая оценка; М - оценка математического ожидания (среднее арифметическое); s - оценка среднеквадратичного отклонения; т. е. z-оценка путем центрирования (сдвига точки отсчета в 0) и нормирования (переход к единицам среднеквадратичного отклонения).

Если известна вероятность того, что величина признака не превосходит некоторое значение, то 2-оценка будет равна квантилю этой вероятности и может быть найдена из таблицы нормального распределения.

Математический аппарат. Критерии проверки гипотезы о нормальном распределении.

При выборках объемом больше 50 рекомендуется применять критерий c2.

Порядок работы. Даны результаты обследования группы испытуемых (N = 63) с помощью теста Айзенка (см. прил. 10.4.1). Для каждого из показателей (экстраверсии и нейротизма) следует:

1. Построить гистограмму распределения частот. Проверить гипотезу о нормальном распределении с помощью критерия c2.

2. Построить кривую накопленных частот (кумуляту).

3. Построить процентильную шкалу децилей.

4. Построить z-шкалу.

5. С помощью коэффициента корреляции Пирсона проверить гипотезу о статистической независимости показателей нейротизма и интроверсии.

Анализ результатов. Из свойств нормального распределения следует, что для показателей теста Айзенка

Математический аппарат - student2.ru Математический аппарат - student2.ru

где М - математическое ожидание, l - размах, s - среднеквадратичное отклонение.

Сравните полученные вами оценки с теоретическими.

Приложение 10.4.1

Показатель экстраверсии:

4;12;10; 9;14;10; 8; 7; 12; 7;13;17;13; 12;14; 15;18;17; 5; 7;15;12;16; 8;15; 10; 11; 8; 14; 13; 12; 8; 13; 14; 8; 4; 13; 4; 10; 12; 6; 12; 14; 10; 11; 9; 9; 16; 17; 19;10;20;16;11;11;20; 9;11;13; 8;11;11; 6.

Показатель нейротизма:

10; 11; 19; 14; 9:20; 7; 20; 20; 19; 9; 7; 10; 14; 18; 13; 11; 15; 9; 11; 13; 19: 17; 19; 16; 8;21;17;16; 5; 16; 15; 13; 21; 14; 10; 4; 19; 12; 20; 21; 16: 21; 7;12;11; 4;13; 13; 6;12;16;23;19;15;17;11; 4;13;22;20;15;15.

Занятие 10.5 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ-ИНТРОВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМА (ОПРОСНИК АЙЗЕНКА)

Вводные замечания. Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм*. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

* Позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности.

Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) находятся так называемые нейротики, которые отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Другой полюс нейротизма (низкие оценки) - это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка» (рис. 10.5.1): по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.

Математический аппарат - student2.ru

Рис. 10.5.1. «Круг Айзенка».

Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы - А и В которые могут применяться как одновременно - для большей достоверности результатов, так и раздельно, с интервалом во времени - для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.

Цель занятия. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

Оснащение. Бланк опросника Айзенка (форма А) (см. прил. 10.5.1), ответный лист (форма 38).

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 38

Фамилия, имя, отчество ......................................................…………………………………. Дата .......………………

Возраст...................…………………………………. Образование .....................................................…………………

Ответный лист

Номер Ответы Номер Ответы Номер Ответы
п/п да нет п/п да нет п/п да нет
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
å: Э = Н = Л =
                       

Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемыминструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только "да" или "нет" знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ (см. прил. 10.5.2), подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты списываются в протокол.

С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых, к примеру по половому признаку.

Прианализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12 - среднее значение, ³15 - экстраверт, ³19 – яркий экстраверт, £9 - интроверт, £5 - глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 - среднее значение нейротизма, ³15-высокий уровень нейротизма, ³19 - очень высокий уровень нейротизма, £7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь: £4 - норма, >4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.

Контрольные вопросы

1. Каково основное содержание экстраверсии и интроверсии?

2. Что понимается под нейротизмом?

3. На основе «круга Айзенка» опишите, чем отличается холерик-экстраверт от сангвиника-экстраверта?

4. Каковы особенности интровертов-флегматиков по сравнению с интровертами-меланхоликами?

Приложение 10.5.1

Личностный опросник

ФОРМА А

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «нет»?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?

11. Возникают ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь ли?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге нежели спросить?

33. Бывают ли у вас сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Приложение 10.5.2

Ключ

Экстраверсия - вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 - ответы «Да»; вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 – ответы «Нет».

Нейротизм - вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 - ответы «Да».

Ложь - вопросы: 6, 24, 36-ответы «Да»; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 - ответы «Нет».

Занятие 10.6 ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только или личностную тревожность, или состояние тревожности либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Цель занятия. Оценка уровней личностной и ситуативной тревожности.

Оснащение. Бланк шкал самооценки Спилбергера, включающий инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ) (см. прил. 10.6.1).

Приложение 10.6.1

Наши рекомендации