Устойчивость и трансформация свойств личности
Жизнь человека в обществе все время изменяется. Он стакливается с новыми людьми, изменяет характер деятель-ности, у него появляются новые права в обязанности, его со-циальный статус повышается или понижается. Все это опре-деленным образом влияет на человека, на психические свой-ства его личности.
Возникает вопрос о том в какой мере личность может быть подвержена изменениям и что в ней остается постоянным? Если личность будет постоянно изменяться и быть все время неус-тойчивой, то с такой личностью трудно будет иметь дело, так как невозможно будет предвидеть ее поведение. Поэтому воп-рос об устойчивости личности и ее трансформации приобре-тает большое значение.
Устойчивость личности имеет важнейшее значение как для общества, так и для самого человека. От устойчивости личнос-ти зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Бла-годаря устойчивости личности люди могут устанавливать нор-мальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нуж-ных результатов в процессе совместной деятельности.
Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обус-ловленные врожденными особенностями строения нервной сис-темы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как активность и реактивность (импуль-сивность), пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированноть, эмоциональная возбудимость и др. От-носительно устойчивыми являются также познавательные спо-собности личности и некоторые особенности ее интеллекта.
Наряду с устойчивостью одних свойств может происходить транс-формация других свойств личности. Проблема трансформации свойств личности всегда привлекала внимание психологов и психиатров, так как развитие личности, а также ее деградация представляет собой ряд транс-формаций как положительного, так и отрицательного характера. Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних пси-хических свойств личности другими, часто противоположными, в след-ствие изменения социальных условий существования или под влиянием новых требований при выполнении деятельности. Трансформация, как и устойчивость психических свойств, является необходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся соци-альным условиям существования.
Трансформация психических свойств может происходить стихийно и сознательно, быстро или постепенно. Процесс транс-формации имеет свои закономерности, которые связаны с про-хождением определенных фаз. К. Левин выделил три основных
фазы трансформации де яте л ьности: “размораживания”, “ действия”, “за-мораживания”. На первой фазе под влиянием чувства неудовлетво-ренности происходит расшатывание и разру0шение сложившихся сте-реотипных структур. На второй фазе применяется новая модель, на базе которой, в результате практических действий, формируются новые структуры. На третьей фазе посредством упражнений сло-жившиеся новые структуры закрепляются и “замораживаются”.
В зависимости от источников, вызывающих трансформацию лич-ности, возможны, как отмечает С.П. Иванова, два вида трансформа-ции: вторгающаяся и развивающаяся. В первом случае решающее зна-чение имеет внешний источник воздействия на психику, который тре-бует внести в ее структуру такие качества, которые кажутся неприем-лемыми, но привлекательными для личности. Во втором случае транс-формация происходит по инициативе самой личности, неудовлетворен-ной результатами деятельности и психическими свойствами ей прису-щими.
Вторгающаяся трансформация происходит под влиянием воспитания и перевоспитания развивающейся личности. Разви-вающаяся трансформация имеет место при самовоспитании. Воз-можно и одновременное слияние обеих видов трансформации. Это происходит в том случае, если личность осознает благотворное воз-действие воспитательного процесса и сама прилагает усилия для фор-мирования психических свойств, требуемых жизнью.
Какие же свойства личности в наибольшей степени под-вергаются трансформации? Больше всего подвержены транс-формации социально обусловленные свойства личности, свя-занные с мотивационной сферой и характером человека. Трансформация, как уже отмечалось, может иметь как поло-жительный, так и отрицательный характер. Так, положитель-ная трансформация необходима в том случае, когда выраба-тывается новый стиль деятельности или поведения, так как свойства и качества личности, ранее сформированные, не мо-гут обеспечить более успешное выполнение деятельности в новых условиях. Отрицательная трансформация происходит чаще всего, когда личность, имея завышенный уровень при-тязаний, не может добиться успеха и под влиянием фрустра-ции начинает проявлять нервозность, обидчивость, нетерпи-мость, мнительность, враждебность, мстительность и т.п.
Трансформация личности может периодически происходить в те-чение всей жизни человека, так как его положение в обществе все время изменяется. Это прежде всего связано с возрастными периода-ми жизни индивида. В детском возрасте ребенок находится в полной зависимости от взрослых. В связи с этим у него начинают проявлять-ся такие черты личности как беспомощность, привязанность, довер-чивость, внушаемость и др.
В подростковом и юношеском возрасте, хотя материальная зависимость от взрослых сохраняется, но постепенно увеличи-вается поведенческая и психологическая самостоятельность. Те-перь на личность наибольшее влияние оказывает не общество взрослых, а общество сверстников, где индивид становится рав-ноправным членом сообщества таких же как и он сам субъек-тов. В результате этого нормальная связь подростка с обществом взрослых нарушается, их требования, установки моральные нор-мы и взгляды отвергаются и становятся неприемлемыми. Все это приводят к трансформации личности ребенка, который превра-щаясь в подростка, приобретает новые качества, противополож-ные предыдущему возрасту, такие как самостоятельность, не-зависимость, своеволие, беззаботность, безответственность и др.
С наступлением зрелости субъект включается в общество взрослых. Он начинает занимать определенное положение в обще-стве, овладевает профессией, становится отцом или матерью, вос-питывает детей, общается с разными людьми, занимается творче-ством, участвует в общественной жизни. Все это приводит к транс-формации личности подростка и юноши и к появлению психических свойств, присущих взрослому. Теперь начинают преобладать такие качества как ответственность, заботливость, общительность, рас-судительность, требовательность, терпеливость, выдержка, само-обладание, настойчивость и др.
В зрелом возрасте трансформация личности может происходить или под влиянием сложившихся обстоятельств, заставивших изменить привычный образ жизни, или по инициативе самой личности, не уд о в -летворенной собой, своим общественным положением и своей профес-сией. Иногда под влиянием трагических событий в личной жизни мо-жет происходить трансформация личности как в лучшую, так и в худ-шую сторону. Часто под влиянием пережитого несчастья человек ста-новится добрее, сильнее, способным противостоять обстоятельствам,
противопоставить им свою волю и не согнуться под уд а р а м и судьбы. В другом случае человек чувствует себя раздавленным, сломленным, уничтоженным, разуверившимся в жизни и павшим духом.
Все это свидетельствует о том, что хотя формирование лич-ности происходит под влиянием социальных условий существо-вания, но этот процесс осуществляется не механически, а пред-полагает сложную внутреннюю работу самой личности. Эта ра-бота направлена как на оценку воздействия внешних факторов, так и на принятие решения как вести себя по отношению к ним -принять или не принять их влияние, сопротивляться или подчи-ниться им, а так же на то, чтобы осознать свои желания и стрем-ления, понять каким бы я хотел быть как личность, выработать свою линию поведением.
Такая внутренняя работа личности часто предшествует ее трансформации. Иногда желание изменять свою личность воз-никает после долгих раздумий, а иногда - мгновенно. Сиюми-нутное желание стать другим человеком часто существует не-долго и после некоторых размышлений оценивается как несбы-точное и быстро исчезает. Примером этому является встреча Алек-сандра Македонского с философом Диогеном.
Возвращаясь из индийского похода Македонский остановил-ся вместе со своим огромным караваном на площади одного из городов Греции. Как обычно он обратился к своему учителю Аристотелю с вопросом, что примечательного есть в этом горо-де. Аристотель ответил, что здесь живет известный философ Ди-оген. Македонский выразил желание встретиться с Диогеном и спросил, где он живет. Аристотель показал на глиняную бочку, которая лежала на углу площади. Изумленный Александр вме-сте со свитой подошел к бочке. Там он увидел лежащего на со-ломе человека, который о чем-то сосредоточенно думал, греясь под лучами солнца. Македонский обратился к Диогену со сло-вами, что он может удовлетворить любое его желание. Диоген не обратил никакого внимания на его слова. Придворные, ду-мая, что он не знает, что просить, стали подсказывать ему, что-бы он просил дворец, золото и рабов. Но и на их слова Диоген не реагировал. Тогда Македонский, наклонившись над бочкой, ска-зал Диогену, что ждет его просьбу. Диоген посмотрел на него и сказал: “Отойди в сторону. Ты мне закрыл солнце”. Македонс-
кий выпрямился и стал ждать просьбу Диогена. Но тот молчал. Тогда Македонский вдруг понял, что он высказал свою просьбу. Он попросил его не заслонять солнце.
Потрясенный бескорыстием Диогена Македонский восклик-нул: “Хотел бы я быть Диогеном!”. Но потом постоял, пораз-мыслил и задумчиво добавил: “Если бы я не был Александром Македонским”. Македонский понял, что стать такой личностью как Диоген он никогда не смог бы, так как все, что он ценил презирал Диоген: власть, богатство, роскошь, славу. Что побу-дило Александра Македонского стать, хотя бы на время, бескорыстным человеком и отказаться от всех благ, которыми он пользовался? Какой груз лежал на его совести? Ведь извест-но, например, как жестоко он расправился, по поручению своего отца Филиппа, с восставшими Афинами.
Очень часто трансформация личности происходит под вли-янием душевных потрясений, пережитых человеком. Так, в про-изведении Л. Толстого “Отец Сергий” блестящий гвардейский офицер, князь, флигель-адъютант императора вдруг накануне свадьбы с фрейлиной двора бросил светскую жизнь и ушел в монас-тырь, где стал монахом-отшельником под именем отца Сергия. За бла-гочестивый и суровый образ жизни он был почитаем не только мона-хами и священнослужителями, но и мирянами, приходившими к нему поклониться и получить благословение и исцеление от болезни.
Гл уб о ка я трансформация его личности произошла после того как он понял, что светское общество, к которому он принадлежал, являет-ся лживым, лицемерным и развратным, в том числе и его невеста, которая, как он узнал, была любовницей императора. Суровый и бла-гочестивый образ жизни закрепил новый духовный облик его личности и помог ему преодолеть желания и привычки, оставшиеся от прежней жизни.
Трансформация личности может происходить также и под влиянием новой роли, которую индивид начинает играть, воль-но или невольно, попав в новую обстановку и подчиняясь сло-жившимся обстоятельствам. Так, в послевоенном итальянском фильме “Генерал Делла Ровера”, посвященном участникам со-противления, показано как в 1944 г. в Генуе был арестован гес-тапо жулик и мошенник Бертоне. Немецкий полковник Мюллер уговорил его, пообещав миллион золотом, сыграть в тюрьме роль
одного из руководителей сопротивления, генерала Делла Ровера, кото-рый погиб накануне. Эту роль он должен сыграть для того, чтобы по-мочь установить личность попавшего в тюрьму другого руководителя сопротивления, которого гестаповцы не знали ни по имени ни в лицо.
Бертоне соглашается и начинает играть навязанную ему роль. Гестаповцы распространяют слух, что в их руки попал генерал Делла Ривера. Все заключенные и надзиратели начинают относиться к Бер-тоне как к герою сопротивления. Впервые в жизни почувствовав себя уважаемым человеком, таким же бойцом сопротивления, как и другие заключенные, Бертоне, видя как героически погибают заключенные, начинает перерождаться. Бывший преступник восемь раз осужденный за обман, мошенничество, вымогательство и торговлю наркотиками Бертоне начинает вести себя как подобает бойцу сопротивления. По-знакомившись с руководителем сопротивления и узнав его имя Берто-не не выдает его гестаповцам, за что и сам погибает. Так, в про-цессе трансформации личности бывший мошенник и жулик превра-щается в честного человека и отдает свою жизнь как истинный борец за свободу и справедливое дело.
Таким образом, хотя решающее влияние на формирова-ние и развитие психических свойств оказывают социальные условия существования и те конкретные жизненные обстоя-тельства, в которые попадает человек, но то в каком направ-лении они будут изменяться, в положительном или отрицатель-ном, зависит от самой личности.
Литература Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе ан-тиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1989. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура пе-дагога. Псков, 1999.
Немов P.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М., 1998.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических раз-личий. М., 1979. Слободчиков В.И. Исаев С.Л. Психология человека. М., 1998.