Задание № 3.Психотехническая игра «Взгляд»
Один из членов группы выходит из аудитории, остальные выбирают, кто будет устанавливать с ним контакт с помощью взгляда. Цель первого участника в определении человека, готового к контакту, и установок других членов группы. Поочередно участвуют 7-10 членов группы.
При обсуждении игры анализируются:
1) что помогало и мешало установить контакт;
2) на что в первую очередь ориентировались при анализе установок члены группы;
3) что чувствовали участник и другие члены группы во время выполнения упражнений.
Психотехническая игра «Улыбка»
Один из членов группы выходит из аудитории. Группа задумывает ему несложное задание. Когда участник вновь приглашается в аудиторию, группа помогает ему, используя улыбку. Чем ближе действия «водящего» к задуманному, тем шире должны быть улыбки членов группы, подкрепляющие правильные действия.
При групповом обсуждении анализируется:
1) что помогало и мешало выполнению задачи;
2) какую можно предложить оптимальную стратегию;
3) что чувствовали участники группы в ходе совместной работы;
4) расширились ли представления членов группы о возможностях невербальных средств коммуникации.
Тренинги коммуникативных навыков
«Секреты хорошего слушания»
Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их.
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
«Упражнение мы будем выполнять в парах».
Преподаватель сам разбивает на пары, стараясь свести студентов не находящихся радом друг с другом ....
«Распределите между собой роли: один из вас будет – «говорящим», другой – «слушающим».
Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо будет следить за временем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий».
Итак, «говорящий» в течение пяти минут рассказывает «слушающему» о своих трудностях, проблемах в эффективном общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождаю эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает «говорящему» рассказывать о себе.
Через 5 минут преподаватель останавливает беседу.
«Сейчас у «говорящего» будет одна минута, в течение которой ему надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало ему открыто высказываться, рассказывать о себе, а что затрудняло этот рассказ. Отнеситесь, пожалуйста, к этому заданию очень серьезно, потому что именно от вас ваш собеседник может узнать, что в его поведении побуждает других людей высказываться открыто, говорить о себе, а что затрудняет такой рассказ, а знать это каждому очень важно».
После того, как 1 минута прошла, преподаватель дает следующее задание.
«Теперь «говорящий» в течение пяти минут будет рассказывать «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения с людьми. «Слушающий», не забывая соблюдать правила хорошего слушания, должен учесть эту информацию, которую он получил от «говорящего» в течение предыдущей минуты».
Через 5 минут преподаватель останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.
«Слушающий» за три минуты должен повторить «говорящему», что он понял из дух его рассказов о себе, т.е. о трудностях и проблемах в общении и его сильных сторонах в общении. На протяжении этих трех минут «говорящий» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «слушающий». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что неправильно поняли, то «слушающий» должен поправляться до тех пор, пока не получит подтверждения правильности своих слов. После того, как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено, что искажено».
Если позволяет время – пары меняются, в противном случае – на следующем занятии доделывается это упражнение;
«Испорченный телефон» («Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии…)
Текст для воспроизведения:
«Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично и просил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет в облздраве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все молодые специалисты должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20 комнате с 10 часов утра ежедневно до 6 марта»
Три типа ошибок характерных для передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение;
Тема 11. Биопсихосоциальный подход к изучению здоровья человека. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса. Внутренний конфликт и психологическая защита. Отношение человека к болезни и забота о здоровье.
Вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Здоровье как комплексное понятие. Основные особенности исследования физического, психического и нравственного здоровья.
2. Определение понятия здоровья, основных его категорий. Актуальные для психологов социально-гигиенические
3. проблемы охраны здоровья.
4. Общие для психологии, гигиены, медицины проблемы жизни человека. Уровень, стиль, качество жизни. Их значение в формировании здоровья.
5. Здоровый образ жизни в формировании, сохранении и укреплении здоровья. Значение психологии, сознания, культуры в мотивации здорового образа жизни.
6. Психология и культура как источник сохранения и становления здоровья через осознание человека.
7. Роль семьи, общества в формировании мотиваций, потребностей, ценностных установок на здоровье. Воспитание отношения к своему здоровью как главной человеческой ценности.
8. проблемы охраны здоровья.
9. Общие для психологии, гигиены, медицины проблемы жизни человека. Уровень, стиль, качество жизни. Их значение в формировании здоровья.
10. Здоровый образ жизни в формировании, сохранении и укреплении здоровья. Значение психологии, сознания, культуры в мотивации здорового образа жизни.
11. Психология и культура как источник сохранения и становления здоровья через осознание человека.
12. Роль семьи, общества в формировании мотиваций, потребностей, ценностных установок на здоровье. Воспитание отношения к своему здоровью как главной человеческой ценности.