Вычленим основные моменты в процессе восприятия цвета, которые будут нам важны как специалистам, работающим с цветом в целях гармонизации внешнего вида
ДИСЦИПЛИНА
«ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПЕРСОНЫ»»
тема 2:
«Основы колористики.
Цвет как важная составляющая визуального имиджа»
Москва,
Введение
Что такое цвет
Каждый человек уникален и неповторим. Каждый человек – это шедевр природы. А единственная достойная рамка к этому шедевру – это персональный стиль человека, включающий в себя одежду, прическу, аксессуары, макияж, маникюр. Великая Коко Шанель говорила: «Посмотрите, как входит в комнату женщина, притягивающая все взгляды. Как она идет, как она садится, какие жесты в разговоре она делает. В ее фигуре, ее поведении, ее жестах есть что-то, что составляет стиль, и что очень важно именно потому, что все это не какие-то внешние украшения, а принадлежит самому ее существу…»
Стиль, как и любое произведение искусства, строится на трех основных элементах: цвет, форма и фактура. Поэтому важным элементом при создании стильного образа является подбор персональной цветовой палитры. Правильно подобранные цвета представляют внешность с самой лучшей стороны, подчеркивают свежий цвет лица, молодость и ухоженность, нивелируют дефекты. Неправильно подобранные цвета и цветовые сочетания выявляют каждый недостаток – результат усталости или недосыпания, мелкие морщинки или припухлости - словно под увеличительным стеклом. Поэтому, верно определить персональный природный колорит – первейший этап в работе имиджмейкера. Правильно подобранный цвет должен быть фоном для внешности, а не наоборот.
Что такое цвет? Казалось бы, элементарное явление, которое знакомо каждому, а с другой стороны – величайшая загадка. В этой лекции мы приоткроем вам секреты законов работы с цветом, которые очень важны для стилиста. Как пишет Й. Иттен, «Цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым…» Цвет – это первое, что мы видим в объекте, и цвет первым обуславливает эмоциональную реакцию восприятия, поэтому важно больше знать о цвете, дабы использовать опыт и знания предыдущих поколений, а не только основываться на своей субъективной реакции (нравится – не нравится), хотя возможно, что в дальнейшем свою интуицию можно будет «поверять» полученными знаниями.
Мы будем рассматривать цвет с различных позиций: как физическое явление, психологическое и физиологическое. Оказывается, физическая природа цвета такова, что цвет бессознательно вызывает определенные ответные эмоции, которые уже сложились в определенные традиции, дресс-коды, верования и даже предрассудки. Знания эти мы почерпнули из многочисленных источников, которыми и готовы поделиться с вами, например, мы используем труды таких деятелей науки и искусства, как И. Ньютон, Й. Иттен, Савахата Леса, А. Шопенгауэр, Ф. О. Рунге, М. Шеврель, Г. Гете, Н. З. Алиева, и др.
Определение понятия цвета в Википедии звучит следующим образом:«Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом, а также цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как метамерия; особенности человеческого глаза, и психики».
Нелишним будет посмотреть и другие определения цвета и неотъемлемого от него понятия света, которые раскрывают важность изучения вопроса:
Определение Гете: Цвета — деяния света, деяния и страдания…
Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета.
Определение Шеллинга: Свет в соединении с несветом (т. е. телом) есть замутненный свет, то есть цвет.
Цветовой феномен есть раскрывающаяся почка света…
Определение Платона (самое красивое): Цвет — это пламя, струящееся от каждого отдельного тела и состоящее из частиц, соразмерных способности нашего зрения ощущать.
И наконец, современное научное определение: Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света.
Еще две классические аксиомы: Свет сам по себе невидим; он как таковой только мыслим.
Все, что мы видим — это цвет. (Аристотель)
Феномен цвета имеет двойственную природу. Объективная его составляющая — свет; субъективная — зрительное ощущение.
Свет — адекватный возбудитель зрительных нервов, которые никаких других сигналов не могут послать в кору головного мозга, кроме импульсов, возбуждаемых светом. Поэтому мы и ощущаем зрением только цвет (результат переработки света).
Субъективное восприятие цвета зависит от многих факторов, например, от яркости и скорости её изменения (увеличения или уменьшения), адаптации глаза к фоновому свету (понятие «цветовая температура», не путать с понятиями «теплый», «холодный» цвет), от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и других объективных факторов; а также от того, к какой культуре принадлежит данный человек (способности осознания имени цвета); и от других ситуативных, психологических моментов
Как пишет И. Иттен в своем курсе для школы «Баухауз» и других художественных школ и институтов, природа цвета может изучаться с разных позиций: физики, химии, физиологии, психологии.
Н. З. Алиева продолжает мысль о многогранности понятия «цвет» и пишет о том, что «Теория цвета» лежит в еще большем разнообразии современных наук: оптики, спектроскопии, колориметрии, анатомии, теории искусства, философии, эстетики, теории архитектуры, дизайна и многих других прикладных наук…
Вычленим основные моменты в процессе восприятия цвета, которые будут нам важны как специалистам, работающим с цветом в целях гармонизации внешнего вида.
Все начинается с физики: появляется свет, позволяющий видеть, далее вступает физиология: свет, поступая через глаза, дает команду мозгу видеть цвет, и в результате происходит восприятие цвета на психологическом уровне. Более всего мы и озабочены этим результатом, тем не менее, немного остановимся на предшествующих моментах физики, и дадим определения основным понятиям.