I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Женская преступность
М. В. Шайкова
Женская преступность
Учебно-методический
Комплекс
Курск 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Кафедра уголовного права и процесса
Женская преступность
Учебно-методический комплекс
Юридический факультет
Очная форма обучения
Курск 2012
Печатается по решению Редакционно-издательского совета университета
УДК 67.518.7я73
ББК 343(075.8)
Ш12
Рецензенты:
И.Б. Лагутин, кандидат юридических наук, доцент;
А.В. Самойлов, кандидат юридических наук, доцент
Шайкова М.В.
Женская преступность: Учебно-методический комплекс [Текст ] сост. М.В. Шайкова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2012. – с.
Автор:
Шайкова Марина Витальевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный университет».
В состав представленного учебно-методического комплекса входят рабочая программа, а также материалы, способствующие оптимальной организации учебного процесса по курсу «Женская преступность» и усвоению студентами юридического факультета, изучающими данный курс, информации, касающейся частных вопросов криминологии.
Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по курсу «Женская преступность».
© М.В. Шайкова, 2012
© Курский государственный университет, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
I.Пояснительная записка………………………………………………………5
II. Содержание курса……………………………………………………………7
III. Содержание семинарских занятий…………………………………………10
IV. Содержание самостоятельной работы студентов…………………………16
V. Задание в тестовой форме…………………………………………………..20
VI. Перечень вопросов к зачету………………………………………………...26
VII. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…........................................................................................................27
VIII.Схема распределения учебного времени по видам работы…………….30
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Женская преступность» является дисциплиной специализации Уголовное право на специальности 030501 (02100) Юриспруденция. Для студентов заочной формы обучения (6 лет) дисциплина «Женская преступность» является дисциплиной по выбору.
Настоящая программа дисциплины «Женская преступность» составлена, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности Юриспруденция и определяет содержание и структуру дисциплины.
Таким образом, целью дисциплины «Женская преступность»является формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих им познавать и оценивать явления и процессы, связанные с преступностью женщин и мерами воздействия на нее. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
-дать новые знания по основным проблемам женской преступности;
- раскрыть сущность понятия – место женской преступности в системе научных знаний;
- пополнить знания по женской преступности, её причинах, условиях, личности женщины преступницы и механизме формирования антиобщественного поведения;
- привить умения и навыки, необходимые для организации и проведения криминологических исследований, прогнозирование женской преступности, разработки планов мероприятий по борьбе с этим негативным явлением.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
-особенности личности женщин совершающих преступления и их жертв, причины и условия преступности и индивидуального преступного поведения, механизм преступного поведения и его детерминанты;
- о закономерностях, связанных и отношениях в криминальной среде, состоянии, структуре, динамике и территориальной распространенности женской преступности, ее отдельных видах и типах в стране и за рубежом;
уметь:
- измерять женскую преступность и устанавливать ее взаимосвязи с другими явлениями и процессами, владеть приемами расчета необходимых статистических и иного рода показателей, в том числе с использованием ЭВМ;
- разрабатывать программы эмпирических криминологических исследований на заданную тему, организовывать и непосредственно осуществлять их реализацию, в т.ч. осуществлять поиск, обработку, анализ и интерпретацию соответствующей информации.
иметь навыки:
-осуществлять научное прогнозирование основных тенденций развития женской преступности и ее структурных составляющих;
- планировать и осуществлять правоохранительную деятельность, в том числе по предупреждению (профилактике) женской преступности и ?
Программа включает в себя перечень тем и основных вопросов, подлежащих усвоению обучаемыми, список основной и дополнительной литературы, а также нормативных источников, подлежащих изучению.
Приоритетные формы, методы, технологии обучения.
При изучении дисциплины «Женская преступность» применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, консультации.
Лекции предназначены для освещения наиболее сложных, принципиальных и новых вопросов и служат организующим началом работы студентов.
Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции.
Важнейшей формой изучения данного спецкурса является самостоятельная работа студентов, которая включает в себя:
- работу с учебной и специальной литературой;
- изучение нормативно-правовых источников;
- изучение судебной практики по уголовным делам;
- подготовка рефератов, докладов, сообщений;
Темы и вопросы для самостоятельной работы,а также задания для самостоятельной работы и формы контроляопределены тематическим планом изучения спецкурса. К темам, изучаемым в настоящем спецкурсе, предлагаются вопросы для проработки материала учебной и научной литературы, нормативно-правовой базы и темы для дискуссий.
Консультации - одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала. Их проведение осуществляется по мере необходимости, и носят обычно индивидуальный характер.
Текущей формой контроля уровня знаний студентов и степени усвоенности изученного материала является выполнение студентом тестовых заданий, защита реферата, письменная работа, собеседование.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет.
Зачет проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса. Студент получает оценку «зачтено», если правильно, грамотно, полно и аргументировано ответит на оба вопроса билета или даст правильный, но неполный или не аргументированный ответ на один или оба вопроса билета. Оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не ответил или не правильно ответил на один вопрос билета, если студент не ответил или ответил неверно на оба вопроса билета.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Понятие поведенческой нормы, патологии, девиации
Понятие нормы, патологии (по П.Б. Ганнушкину), дезаптация поведения. Подходы к поведенческой норме: социальной, психологической, психиатрической, этнокультурный, возрастной, гендерный, профессиональный. Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов.
Тема 2. Понятие гармонического и нормативного поведения
Психическая, психологическая, физическая индивидуальность. Темпераментная сбалансированность, гармоничность характера. Личностная гармония. Личность в теориях З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера; в гештальтпсихологии, бихевиоризме, гуманистической психологии. Характеристика личности в теориях В.Н. Мясницева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова.
Тема 3. Этнокультурные варианты девиантного и преступного поведения
Этнокультурные стереотипы поведения. Аутоагрессивное поведение. Коммуникативные девиации нарушения пищевого поведения, злоупотребление веществами , изменяющими психическое состояние . Коррекционно – терапевтический аспект преступного поведения.
Тема 4. Гендерные варианты преступного поведения
Особенности гендерного поведения, гиперролевое поведение. Истерическое поведение. Нарциссическое девиантное поведение. Суицидальное поведение. Зависимое поведение. Сексуальные девиации и перверсии.
Тема 5. Возрастные варианты преступного поведения женщин.
Возрастная поведенческая норма. Антиципационная состоятельность. Гипердинамическое поведение. Подростковые девиации. Эгоцентрическое девиантное поведение. Сверх ценные психологические и психопатологические отклонения подростков.
Тема 6. Профессиональные варианты девиантного поведения
Профессиональная поведенческая норма. Стиль профессиональной деятельности. Поведенческие стереотипы: политика, медицина, промышленность.
Тема 7. Уголовно – правовая и криминологическая характеристика женской преступности
История развития женской преступности ХIХ – ХХ века Гернет М.Н. Тарновская П.П., Ю.М. Антонян, В.А. Серебрякова. Состояние, динамика и структура преступности женщин. Структура отношений в женских колониях.
Тема 8. Детерминанты женской преступности
Общественная жизнь женщин. Социальные институты и их роль в преступности женщин. Конфликты, напряженность в обществе. Наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Особенности причинного комплекса преступности женщин.
Тема 9. Личность женщины преступницы
Личностные признаки: демографические, уголовно – правовые, психологические характеристики женщин, совершивших преступления: по возрасту, по образованию; социальный состав, мотивы женской преступности. Классификация и типология женщин преступниц.
Тема 10. Алкоголизм и наркомания женщины
Виды антиобщественного поведения женщин: бродяги, попрошайки, нищие.
Детерминанты антиобщественного поведения. Структура женского алкоголизма.
Общая характеристика зависимого поведения. Концептуальные модели. Факторы зависимого поведения женщин. Феномен со – зависимости. Химическая зависимость. Пищевая зависимость.
Тема 11. Проституция и суицидальное поведение
Понятие и виды проституции. Детерминанты проституции. Понятие суицида. Типология суицидов. Возрастные особенности суицидального поведения и проституции.
Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация.
Тема 12. Половые (сексуальные) преступления: жертвы и ситуации
Уголовно – правовая и криминологическая характеристика преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности. Личность потерпевших. Криминологенные ситуации. Индивидуальная виктимность. Социально – демографическая характеристика жертв.
Тема 13. Девиантное поведение несовершеннолетних женского пола
Понятие и определение девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Условия и факторы девиантного поведения. Личность несовершеннолетней правонарушительницы. Структура, динамика и состояние подростковой преступности. Предупреждение и профилактика преступности женского пола. Социально – психологическая типология жертв. Виктимологическая профилактика.
Тема 14. Профилактика и предупреждение женской преступности
Понятие профилактики. Жизненный статус женщины. Непосредственная помощь женщинам. Принципы и методы профилактического воздействия. Факторы воспитания и перевоспитания несовершеннолетних. Профилактика допреступного поведения женщин. Исправление и перевоспитание лишенных свободы женщин.
III. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Понятие поведенческой нормы, патологии, девиации
1.Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиации.
2.Понятие идеальной нормы, креативность и девиации поведения.
3.Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов.
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1998.
3. Ганнушкин П.В. Избранные труды. М., 1964.
4. Годфруа Ж. Психология. т.1. М., 2000.
5. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.,1992.
6. Платонов Н.П. Структура и развитие личности. М., 1998.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 томах. М.,1989.
8. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2006.
9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005.
10. Менделевич В.Д.Руководство по аддиктологии. Спб., 2007.
Тема 2. Понятие гармонического и нормативного поведения
1. Понятие темпераментной сбалансированности.
2.Гармоничность характера.
3. Личностная гармония.
4. Нормативная личность
5. Соотношение акцентуированной и нормативной личности
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1998.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев. 1981.
3. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.,1991.
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.,1986.
6. Фейдмен Д.Н., Фрезер Р. Личность и личностный рост. М.,1994.
7. Юнг К. Психологические типы. М., 2000.
8. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2006.
9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005.
Тема 3. Этнокультурные варианты девиантного и преступного поведения
1. Этнокультурные стереотипы поведения.
2. Преступное агрессивное поведение женщин.
3. Аутоагрессивное поведение женщин.
4. Сверх ценные психологические и психопатологические увлечения.
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Касьянова К. О русском национальном характере. М.,1994.
2. Синкевич З. Социология и психология отношений. СПб., 1999.
3. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина М., 1985.
4. Иншаков С.М. Криминология. М., 2002.
5. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2006.
6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005.
Тема 4. Гендерные варианты преступного поведения
1. Гендерная специфика девиантных форм поведения.
2. Виды гендерных форм преступного поведения.
3. Типы полоролевых особенностей поведения.
4. Особенности психического и психологического преступного поведения женщин.
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Кон И.С. Введение в сексологию. М.,1989.
2. Либин А.В. Дифференциальная психология. М.,1999.
3. Русалов В.М. Пол и темперамент// Психологический журнал № 6 ,1993
4. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2006.
5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005.
6. Зуйкова В.,Брусланова И. Феминология. М., 2001.
7. Петрова В. Гендерология и феминология. М., 2007.
8. Линник А, Кочетова В. Женская преступность. М., 2005.
Тема 5. Возрастные варианты преступного поведения женщин
1. Возрастная поведенческая норма.
2. Гипердинамическое поведение.
3. Подростковые девиации.
4. Эгоцентрическое поведение.
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск. 1988.
2. Ткаченко А.А. Аномальное сексуальное поведение. М., 1997.
3. Чудновский В.С., Кржечковский А.Ю., Можейко А.А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь. 1993.
4. Шахматов Н.Г. Психическое старение. М.,1996.
5. Кон И.С. Сексуальная культура 21 века // Юридическая психология. № 2-2007.
6. Кон И.С. Сексуальность, мораль и право // Юридическая психология. №3 -2007.
7. Кон И.С. Сексуальная ориентация // Юридическая психология. № 4. 3007.
8. Козловская Г.В. За раздельное обучение мальчиков и девочек // Юридическая психология. № 4. 2007.
9. Спицина Л.В., Бурдюг Д.Л. Игровая зависимость в противоправном поведении // Юридическая психология. №2. 2008.
Тема 6. Уголовно – правовая и криминологическая характеристика женской преступности
1. Общая характеристика женской преступности.
2. История развития женской преступности ХIII-XIX веков.
3. История женской преступности XIX-XX веков.
4. Особенности женской преступности.
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М., 1992.
2. Волкова Т.Н. Женская преступность в современной России. Вологда. 2001.
3. Кунц Е.В. Преступность среди женщин в современной России М., 2009.
4. Тунина Н.А. Латентность семейного насилия и ее последствия. Постановка проблемы // Криминологический журнал. №3. 2011.
Тема 7. Личность женщины преступницы
1. Понятие личности преступника.
2. Личность женщины преступницы.
3. Особенности причинного комплекса преступности женщин.
4. Жизненные катастрофы как источник преступного поведения.
5. Личность осужденной женщины
6. Личность несовершеннолетней правонарушительницы
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Явгуновская Т.М. Криминологическая характеристика женской преступности, связанной с паразитизмом. Иваново. 1990.
2. Иншаков С.М. Криминология М., 2002.
3. Криминология / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2006.
4. Криминология / Под ред. В.Н.Бурлакова. М., 2002.
5. Позняков В.М. Психология в пеницитарной практике зарубежных стран 20 в. М., 2004.
6. Пашина А.Х. взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы // Психологичекий журнал. Т.23. № 6. 2002.
7. Савельева И.В., Жилина Н.Ю. Некоторые особенности криминологической характеристики преступного поведения несовершеннолетних, связанного с незаконным оборотом наркотиков // Криминологический журнал. №3. 2010.
8. Корягина С.А. повторная преступность несовершеннолетних: современный взгляд на данную проблему // Криминологический журнал. №3. 2010.
9. Минстер М.В. Практика реализации комплексных мер по подготовке осужденных женщин к освобождению // Криминологический журнал. № 2. 2010.
10. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.,1992.
11. Волкова Т.Н.Женская преступность в современной России. Вологда. 2001.
12. Кунц Е.В. Преступность среди женщин в современной России М., 2009.
Тема 8. Алкоголизм и наркомания женщины.
1. Понятие женского алкоголизма и наркомании.
2. Причины женского алкоголизма и наркомании.
3. Личность женщины – наркоманки.
4. Предупреждение и профилактика женского алкоголизма и наркомании.
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Преступность, статистика, закон / Под ред. А.И.Долговой. М., 1997.
2. Преступность и культура М.,1998.
3. Семья в новых социально- экономических условиях. Н. Новгород. 1998.
4. Преступность и реформы в России. М.,1998.
5. Савельева Т.И. Особенности личности осужденных, употреблявших психоактивные вещества // Юридическая психология. №2. 2008.
6. Ратников Б.К. Наркодопрос (практика его применения специальными службами США) // Юридическая психология. №4. 2007.
7. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.,1992.
8. Волкова Т.Н. Женская преступность в современной России. Вологда. 2001.
9. Кунц Е.В. Преступность среди женщин в современной России М., 2009.
Тема 9. Проституция и суицидальное поведение
1.Понятие суицида и преступности.
2.Детерминанты проституции и суицида.
3.Профилактика и предупреждение суицида и проституции.
Литература.
Основная.
1. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие для вузов. Гриф МВД РФ. М.: Юнити-Дана. 2011. 335 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов, рек. МО РФ / В.Л. Васильев. 5-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2008. 654с.
Дополнительная.
1. Империя страха. 1992.
2. Проституция и преступность / Под ред. И.В. Шмакова. М.,1991.
3. Шмаров И.В. Предупреждение преступлений, среди освобожденных от наказаний (проблемы социальной адаптации) М.,1974.
4. Хохряков Г.Ф. Криминология М., 1999.
5. Линевич В.Л. Индивидуальная суицидальная превенция // Психопедагогика в правоохранительных органах. №3. 2011.
7. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.,1992.
8. Волкова Т.Н.Женская преступность в современной России. Вологда. 2001.
9. Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина – преступница и проститутка. Севастополь. 1991.
10. Кунц Е.В. Преступность среди женщин в современной России М., 2009.
IV. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа, занимает центральное место в методике учебного процесса. Она относится к основному методу познавательной деятельности в ходе всех видов и форм учебных занятий во внеаудиторное время, что делает этот процесс познания непрерывным.
Самостоятельная работа по своей сущности является органическим взаимодействием разрозненных приемов обобщения и анализа, классификации и систематизации, запоминания и воспроизведения, осуществления закономерных связей теории и практики.
В процессе самостоятельной работы необходимо овладеть комплексом требуемых знаний и навыков, на основе которых формируется и утверждается понимание, что не только в учебной, но и в практической деятельности этот вид работы станет основным.
В ходе изучения дисциплины "Женская преступность" студентами должны быть подготовлены письменные работы в форме доклада по наиболее дискуссионным проблемам женской преступности, что является частью процесса обучения в высшем учебном заведении.
Доклад - публичное выступление, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, сообщение об итогах изучения той или иной проблемы. В форме доклада может быть проведено публичное изложение реферата.
Целью данного вида научного исследования является формирование у студентов навыков самостоятельного поиска и анализа научного, учебного и практического материала; выработка умения критически анализировать действующее законодательство, а также развитие способности к самостоятельным суждениям, умению четко, ясно и последовательно излагать свои мысли, вести научный спор, отстаивать свои убеждения. Обсуждение докладов способствуют расширению и углублению познавательных интересов слушателей, повышению интереса к самообразованию.
Требования к подготовке доклада.
Прежде всего, студенту необходимо определить тему своего исследования. В ее выборе поможет предлагаемый преподавателем примерный перечень наиболее проблемных для правоприменения и дискуссионных теоретических вопросов женской преступности. Студент должен согласовать выбранную тему с преподавателем.
После выбора темы следует осуществить действия по сбору и осмыслению информации, необходимой для определения ее содержания. Для этого надо изучить предлагаемый перечень литературы. Для подготовки доклада студенту необходимо использовать монографическую литературу, статьи и публикации научных и научно-практических журналов, в которых публикуются материалы по проблемам женской преступности.
Следующий этап проводимого исследования - составление плана изложения доклада, который необходим для логичного, последовательного изложения проводимого исследования проблемы.
Содержание научного исследования должен составлять глубокий и всесторонний анализ литературы, обобщение различных точек зрения, высказанных в печати по рассматриваемому вопросу, а также самостоятельные аргументированные выводы студента.
Последним этапом является оформление исследования.
Доклад может готовиться студентом для выступления на конференции студентов юридического факультета, тезисы которого будут опубликованы в сборнике студенческих работ.
Выполнение тестовых заданий позволяет студенту и преподавателю объективно определить индивидуальный уровень знаний предмета студентом. При решении тестовых заданий следует внимательно прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов, из которых лишь один правильный. Его и необходимо выделить среди остальных. Тестовые задания возможно использовать для текущего контроля знаний студента, а также для итогового контроля знаний на зачете.