Информационный материал для самостоятельной работы
В последние годы значительно возрос исследовательский интерес
к социальной и психологической средам функционирования человека.
Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема защи-
щенности от психологического насилия во взаимодействии участников
образовательной среды. Психологизация образовательной среды в це-
лях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создания безо-
пасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита
от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрес-
сивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному ва-
кууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний.
Важным условием здесь является обеспечение психологической безо-
пасности во взаимодействии участников образовательной среды. Рас-
смотрение феномена образовательной среды осуществляется с пози-
ций, связанных с современным пониманием образования как сферы
социальной жизни, а среды — как фактора образования. Образова-
тельная среда представляет совокупность материальных факторов об-
разовательного процесса и межличностных отношений, которые уста-
навливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. С
психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие
ее участников. Люди организуют, создают образовательную среду,
оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирова-
ния, но и образовательная среда как целое и отдельными своими эле-
ментами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
Межличностные отношения могут быть очень разными по своему
ценностному содержанию, а тем самым иметь различные последствия
для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают
людей, другие — открывают возможность развития индивидуально-
сти каждого. Характер отношений задает пространство развития лич-
ности, а само их построение есть реальный процесс ее развития.
Для позитивного развития необходима образовательная среда, где
бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все
ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основ-
ных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Од-
ним из важнейших условий этого является психологическая безопас-
ность. Проблема защищенности, чаще всего прав ребенка, прямо или
косвенно упоминаются в большинстве работ, посвященных гуманиза-
ции образования. Согласно гуманистической психологии (А. Маслоу,
К. Роджерс), все права человека, в том числе его право на свободный
выбор содержания, форм и режимов образования, должны находиться
под защитой. Э. Фромм добавляет, что любовь к жизни и гуманные
отношения между людьми могут развиваться, если в обществе будут
иметься соответствующие предпосылки, а именно безопасность и за-
щищенность.
Одна из главных задач образовательной среды — создание усло-
вий для воспитания человека, способного к саморазвитию. К таким
условиям относится взаимодействие ребенка с учителем, взрослым в
условиях психологической защищенности и поддержки.
Исследования выдающихся отечественных психологов Л. С. Вы-
готского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и их последо-
вателей показали, что психическое развитие ребенка определяется его
эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его
сотрудничества с ними. Многочисленные исследования, проведенные
Л. И. Божович, приводят к выводу о том, что, как сложится опыт об-
щения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и ре-
гулировать свое поведение и подтверждают мысль о ведущем значе-
нии эмоционального благополучия в психическом развитии личности.
Следовательно, психологические показатели качества среды, особен-
но психологическая безопасность, являются значимыми не только для
межличностного взаимодействия, но и для психологических меха-
низмов функционирования человека.
По мнению А. А. Крылова, существуют два вида результатов пе-
дагогической деятельности. Один вид — это функциональные про-
дукты деятельности (урок, методика и т. д.). Другой (главный) вид —
это психологические продукты деятельности (психические новообра-
зования в личности учащихся). Иначе говоря, главный, конечный ре-
зультат педагогической деятельности — сам учащийся, развитие его
личности, способностей и умений.
По данным социально-педагогического исследования, проводив-
шегося в нескольких регионах России под руководством О. Е. Лебе-
дева, хорошая школа, с точки зрения учащихся, развивает их умст-
венные способности, готовит к профессиональной деятельности, вос-
питывает чувство ответственности, уверенности в себе, самостоя-
тельность в решении жизненных проблем. К этому надо добавить, что
существенными признаками «хорошей школы» для учащихся являют-
ся безопасность (школа без опасности насилия, унижения, оскорбле-
ний) и доброжелательные отношения между учащимися, а также ме-
жду учащимися и учителями (школа, в которую идешь с радостью). С
точки зрения родителей, школа должна готовить к продолжению об-
разования, сотрудничеству с людьми, жизни по общественным нор-
мам морали, бережному отношению к своему здоровью, самостоя-
тельным действиям в жизни. Такое понимание смысла школьного об-
разования определило отношение родителей к знаниям и умениям,
которое дает школа: нужны знания и умения, которые обеспечивают
возможность дальнейшей учебы и успешной жизни в обществе.
Большинство родителей связывают понятие «хорошая школа» не
только с качеством образования, но и с психологическим климатом в
школе, обеспечением безопасности детей.
А для этого жизнь школы должна и своим содержанием, и фор-
мой привлекать к себе, пробуждать в учащихся творческую актив-
ность, формировать в каждом из них в конечном итоге положитель-
ный эмоциональный настрой и вызывать ощущение психологическо-
го комфорта и защищенности.
Таким образом, психологический компонент образовательной
среды — это прежде всего характер общения субъектов образова-
тельного процесса, на фоне которого реализуются потребности, воз-
никают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. Этот
компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возмож-
ностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образова-
тельного процесса в ощущении безопасности, сохранении и улучше-
нии самооценки, признании со стороны общества, самоактуализации.
Можно предположить, что в качестве значимых психологических
характеристик образовательной среды можно рассматривать отноше-
ние к образовательной среде, удовлетворенность основными характе-
ристиками взаимодействия и психологическую безопасность (защи-
щенность от психологического насилия). Психологическую безопас-
ность можно выделить как важнейшее условие, позволяющее придать
образовательной среде развивающий характер, так как особую акту-
альность в настоящее время приобретает проблема защищенности от
психологического насилия во взаимодействии участников образова-
тельной среды. Психологизация образовательной среды в целях со-
хранения и укрепления здоровья ее участников, создания безопасных
условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от
всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессив-
ной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакуу-
му, следствие которых — рост социогенных заболеваний. Важным
условием здесь является обеспечение психологической безопасности
во взаимодействии участников образовательной среды. Образова-
тельная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая
специально организованные условия для формирования личности, а
также возможности для развития, включенные в социальное и про-
странственно-предметное окружение. Психологическая сущность
этой реальности — совокупность деятельностно-коммуникативных
актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного про-
цесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отноше-
ний участвующих в ней субъектов. Необходимо смоделировать и
спроектировать образовательную среду, где личность бы свободно
функционировала, чувствовала защищенность и удовлетворенность
своих основных потребностей, сохраняла и развивала психическое
здоровье. Одно из важнейших условий этого — психологическая
безопасность образовательной среды. Под психологической безопас-
ностью понимается состояние образовательной среды, свободное от
проявлений психологического насилия во взаимодействии, способст-
вующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном
общении, создающее референтную значимость среды и обеспечи-
вающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Категория психологической безопасности определяется в трех
аспектах:
1) как состояние образовательной среды, свободное от проявле-
ний психологического насилия во взаимодействии, способствующее
удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном
общении, создающее референтную значимость среды и обеспечи-
вающее психическое здоровье вовлеченных в нее участников;
2) как система межличностных отношений, которые вызывают у
участников чувство принадлежности, убеждают человека, что он пре-
бывает вне опасности;
3) как система мер, направленных на предотвращение угроз в
целях продуктивного устойчивого развития личности.
Ведущее место среди условий для личностного роста занимают
социальные условия, содержащиеся во взаимодействии участников
образовательной среды.