Информационный материал для самостоятельной работы

В последние годы значительно возрос исследовательский интерес

к социальной и психологической средам функционирования человека.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема защи-

щенности от психологического насилия во взаимодействии участников

образовательной среды. Психологизация образовательной среды в це-

лях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создания безо-

пасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита

от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрес-

сивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному ва-

кууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний.

Важным условием здесь является обеспечение психологической безо-

пасности во взаимодействии участников образовательной среды. Рас-

смотрение феномена образовательной среды осуществляется с пози-

ций, связанных с современным пониманием образования как сферы

социальной жизни, а среды — как фактора образования. Образова-

тельная среда представляет совокупность материальных факторов об-

разовательного процесса и межличностных отношений, которые уста-

навливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. С

психологических позиций образовательная среда есть взаимодействие

ее участников. Люди организуют, создают образовательную среду,

оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирова-

ния, но и образовательная среда как целое и отдельными своими эле-

ментами влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Межличностные отношения могут быть очень разными по своему

ценностному содержанию, а тем самым иметь различные последствия

для участвующих в них личностей. Одни отношения обезличивают

людей, другие — открывают возможность развития индивидуально-

сти каждого. Характер отношений задает пространство развития лич-

ности, а само их построение есть реальный процесс ее развития.

Для позитивного развития необходима образовательная среда, где

бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все

ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основ-

ных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Од-

ним из важнейших условий этого является психологическая безопас-

ность. Проблема защищенности, чаще всего прав ребенка, прямо или

косвенно упоминаются в большинстве работ, посвященных гуманиза-

ции образования. Согласно гуманистической психологии (А. Маслоу,

К. Роджерс), все права человека, в том числе его право на свободный

выбор содержания, форм и режимов образования, должны находиться

под защитой. Э. Фромм добавляет, что любовь к жизни и гуманные

отношения между людьми могут развиваться, если в обществе будут

иметься соответствующие предпосылки, а именно безопасность и за-

щищенность.

Одна из главных задач образовательной среды — создание усло-

вий для воспитания человека, способного к саморазвитию. К таким

условиям относится взаимодействие ребенка с учителем, взрослым в

условиях психологической защищенности и поддержки.

Исследования выдающихся отечественных психологов Л. С. Вы-

готского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина и их последо-

вателей показали, что психическое развитие ребенка определяется его

эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его

сотрудничества с ними. Многочисленные исследования, проведенные

Л. И. Божович, приводят к выводу о том, что, как сложится опыт об-

щения в детстве, зависит способность человека оценивать себя и ре-

гулировать свое поведение и подтверждают мысль о ведущем значе-

нии эмоционального благополучия в психическом развитии личности.

Следовательно, психологические показатели качества среды, особен-

но психологическая безопасность, являются значимыми не только для

межличностного взаимодействия, но и для психологических меха-

низмов функционирования человека.

По мнению А. А. Крылова, существуют два вида результатов пе-

дагогической деятельности. Один вид — это функциональные про-

дукты деятельности (урок, методика и т. д.). Другой (главный) вид —

это психологические продукты деятельности (психические новообра-

зования в личности учащихся). Иначе говоря, главный, конечный ре-

зультат педагогической деятельности — сам учащийся, развитие его

личности, способностей и умений.

По данным социально-педагогического исследования, проводив-

шегося в нескольких регионах России под руководством О. Е. Лебе-

дева, хорошая школа, с точки зрения учащихся, развивает их умст-

венные способности, готовит к профессиональной деятельности, вос-

питывает чувство ответственности, уверенности в себе, самостоя-

тельность в решении жизненных проблем. К этому надо добавить, что

существенными признаками «хорошей школы» для учащихся являют-

ся безопасность (школа без опасности насилия, унижения, оскорбле-

ний) и доброжелательные отношения между учащимися, а также ме-

жду учащимися и учителями (школа, в которую идешь с радостью). С

точки зрения родителей, школа должна готовить к продолжению об-

разования, сотрудничеству с людьми, жизни по общественным нор-

мам морали, бережному отношению к своему здоровью, самостоя-

тельным действиям в жизни. Такое понимание смысла школьного об-

разования определило отношение родителей к знаниям и умениям,

которое дает школа: нужны знания и умения, которые обеспечивают

возможность дальнейшей учебы и успешной жизни в обществе.

Большинство родителей связывают понятие «хорошая школа» не

только с качеством образования, но и с психологическим климатом в

школе, обеспечением безопасности детей.

А для этого жизнь школы должна и своим содержанием, и фор-

мой привлекать к себе, пробуждать в учащихся творческую актив-

ность, формировать в каждом из них в конечном итоге положитель-

ный эмоциональный настрой и вызывать ощущение психологическо-

го комфорта и защищенности.

Таким образом, психологический компонент образовательной

среды — это прежде всего характер общения субъектов образова-

тельного процесса, на фоне которого реализуются потребности, воз-

никают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. Этот

компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возмож-

ностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образова-

тельного процесса в ощущении безопасности, сохранении и улучше-

нии самооценки, признании со стороны общества, самоактуализации.

Можно предположить, что в качестве значимых психологических

характеристик образовательной среды можно рассматривать отноше-

ние к образовательной среде, удовлетворенность основными характе-

ристиками взаимодействия и психологическую безопасность (защи-

щенность от психологического насилия). Психологическую безопас-

ность можно выделить как важнейшее условие, позволяющее придать

образовательной среде развивающий характер, так как особую акту-

альность в настоящее время приобретает проблема защищенности от

психологического насилия во взаимодействии участников образова-

тельной среды. Психологизация образовательной среды в целях со-

хранения и укрепления здоровья ее участников, создания безопасных

условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от

всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессив-

ной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакуу-

му, следствие которых — рост социогенных заболеваний. Важным

условием здесь является обеспечение психологической безопасности

во взаимодействии участников образовательной среды. Образова-

тельная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая

специально организованные условия для формирования личности, а

также возможности для развития, включенные в социальное и про-

странственно-предметное окружение. Психологическая сущность

этой реальности — совокупность деятельностно-коммуникативных

актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного про-

цесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отноше-

ний участвующих в ней субъектов. Необходимо смоделировать и

спроектировать образовательную среду, где личность бы свободно

функционировала, чувствовала защищенность и удовлетворенность

своих основных потребностей, сохраняла и развивала психическое

здоровье. Одно из важнейших условий этого — психологическая

безопасность образовательной среды. Под психологической безопас-

ностью понимается состояние образовательной среды, свободное от

проявлений психологического насилия во взаимодействии, способст-

вующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном

общении, создающее референтную значимость среды и обеспечи-

вающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Категория психологической безопасности определяется в трех

аспектах:

1) как состояние образовательной среды, свободное от проявле-

ний психологического насилия во взаимодействии, способствующее

удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном

общении, создающее референтную значимость среды и обеспечи-

вающее психическое здоровье вовлеченных в нее участников;

2) как система межличностных отношений, которые вызывают у

участников чувство принадлежности, убеждают человека, что он пре-

бывает вне опасности;

3) как система мер, направленных на предотвращение угроз в

целях продуктивного устойчивого развития личности.

Ведущее место среди условий для личностного роста занимают

социальные условия, содержащиеся во взаимодействии участников

образовательной среды.

Наши рекомендации