Системный подход в изучении профессий

Следующим этапом психологического изучения профессио­нальной деятельности является исследование системы «чело­век-профсреда», в которой компонентами профсреды являют­ся предмет и средства труда, профессиональные задачи, физи­ческая и социальная среда.

Изучение профессиональной деятельности с позиций систем­ного подхода, которое ныне является одной из самых актуаль­ных задач психологии труда, предполагает личностно-мотивационный анализ деятельности, раскрывающий значимость профессиональной деятельности для личности работника и выясня­ющий источники его трудовой активности, компонентно-целевой анализ, направленный на выяснение состава действий, цели и значения каждого действия в общей структуре деятельности, и структурно-функциональный анализ, направленный на изуче­ние принципов организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом необходимо не только показать ее струк­туру, «но и вскрыть: а) влияние одних подструктур деятель­ности на другие; б) значимость отдельных связей; в) вес струк­турных компонентов деятельности. Учитывая, что исполнение реализуется через качества работника, необходимо наряду со связями компонентов деятельности изучить связи между отдель­ными профессионально-важными качествами личности, значи­мость и вес этих качеств. В результате подобного анализа дея­тельность предстает как «полиструктурное образование».

В.Д. Шадриков в своей работе дает пример структурно-функционального анализа подсистемы «субъект труда», раскры­вая взаимосвязи профессионально значимых свойств рабочего. О методах такого анализа будет более подробно рассказано в соответствующем разделе. Рассмотрим сначала вопрос о ком­понентах подсистем «профсреда» и «субъект труда», взаимосвя­зи между которыми требуют изучения.

Характеристику основных компонентов профсреды дает Е.А. Климов. По его определению, предмет труда – это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процес­сов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать (распо­знавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). Эти взаимосвязи могут принадлежать пяти основным типам предметов труда, которые определяют, по классификации Е.А. Климова, тип профессии: биономические специальности (предмет труда – природа, живые организмы), технологические (технические системы, материалы, энергия), социономические (люди, группы, коллективы), сигнономические (знаковые системы), артономические (художественные обра­зы или их элементы).

Вторым классификационным признаком профессий и специ­альностей, по Климову, является цель труда, «результат, кото­рого требует или ожидает от человека общество». Целью труда определяются профессиональные задачи. Для гностических спе­циальностей это задачи распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить; для преобразующих - обра­ботать, упорядочить, организовать, воздействовать, обслужить; для изыскательных - изобрести, придумать, найти новый ре­зультат, образец, вариант.

Орудиями труда Е.А. Климов предлагает считать не только обработочные инструменты, но любые средства, усиливающие способности человека распознать особенности объекта труда и воздействовать на него. Поэтому к орудиям труда он относит измерительные инструменты и приборы, автоматы, аппараты и «функциональные средства организма» (выразительные сред­ства поведения, речи, правила решения теоретических и практи­ческих задач).

Программой для анализа физической среды, может служить «Эргономическая – контрольная карта», принятая II Конгрессом по эргономике в 1964 г. В ней сформулированы вопросы, касающиеся микроклимата, шума и других вредных факторов, характера организации труда, рабочего места, физической и психической нагрузки (куда относятся освещенность, читае­мость и размещение приборов, особенности органов управления, требования к слуху, осязанию и т. п.).

Расчленение социальной среды должно определяться целевой установкой исследования, считает В.А. Ядов. «Если задача изучения трудовой деятельности заключается в определении условий, стабилизирующих сегодняшнее состояние процесса, можно попытаться выделить функциональные и дисфункцио­нальные связи процесса труда. Первые ведут к укреплению, поддержанию равновесия в системе; вторые - разрушающие, выводящие из равновесия». По-видимому, это замечание может быть отнесено и к задачам изучения взаимосвязей внутри других компонентов и между компонентами подсистемы «профсреда».

Изучение профсреды имеет значение для психолога не само по себе, а лишь с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к психике человека. От степени взаимосоответ­ствия, динамического равновесия этих подсистем зависит ре­зультат функционирования системы, целью которой является получение того или иного необходимого обществу продукта опре­деленного качества и в течение определенного времени. (Для человека как субъекта труда эта цель выступает как требование профессиональной успешности.)

Субъект труда понимается в современной психологии как сплав свойств индивида и личности. Под свойствами индивида Б.Г. Ананьев понимает природные свойства человека, преобра­зованные в ходе индивидуального развития в зависимости от условий внешней среды, биологической и социальной. Вместе с тем Б.Г. Ананьев говорит о необходимости изучения человека в единстве и взаимосвязи его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида, о том, что «структура личности включает структуру индивида». Исходя из этого, при дальнейшем рассмотрении профессионально значимых свойств мы будем говорить об индивидуально-психологических свой­ствах личности (имея при этом в виду свойства индивида, опосредованные отношениями личности) и об отношениях лич­ности. К индивидуально-психологическим относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые свойства лич­ности. Отношения личности включают отношение человека к себе (самооценка, уровень притязаний), отношение к другим людям (к знакомым и незнакомым, к друзьям, товарищам по работе, к родителям, к другим членам семьи и т. п.), отношение к труду, своей профессии, специальности, к тем или иным про­фессиональным задачам, отношение к материальным ценностям и общественной собственности, отношение к идеологическим ценностям общества, к законам и правилам, к будущему, к не­удачам и несчастьям, ко всему новому, ко всяким переменам и т. д. Эти отношения определяют позицию личности, представ­ляющую собой субъективную, деятельную сторону ее статуса. Система отношений, мотивов, установок и ценностных ориента­ции личности реализуется в определенном комплексе обществен­ных функций - ролей, которые она играет в малой группе, кол­лективе и обществе в целом.

К структурным свойствам личности Б.Г. Ананьев относит ее темперамент. Структура личности, подчеркивает далее Б.Г. Ананьев, «есть целостное образование и определенная организация свойств. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам разви­тия личности, при структурном изучении этого развития обяза­тельно сочетается с исследованием различных видов взаимосвя­зей между самими компонентами».

Таковы теоретические предпосылки для изучения профессио­нальной деятельности с позиций системного подхода. В ряде исследований сделаны первые практические шаги в этом направ­лении. Методы системного анализа профессий будут рассмотрены в следующем параграфе.

Наши рекомендации