Лекция 3. Процессы и механизмы памяти
Краткое содержание лекции.Виды памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные различия в памяти. Типы памяти.
Виды памяти. Как известно, в зависимости от длительности сохранения различают кратковременную, долговременную и оперативную память. Наличие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Кратковременную память связывают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной системе, долговременную — с изменением структуры белка РНК.
Кратковременная память характеризуется запоминанием на короткий срок, иногда после однократного и очень короткого восприятия. Долговременная память — длительное сохранение материала, вызванное, как правило, многократным повторением. От кратковременной памяти отличают оперативную память. Оперативная память включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент совершения действий, краткосрочного удержания образа и всей ситуации, а также их изменений. Данные оперативной памяти, связанные с восприятием, дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.
В дополнение к сказанному о видах памяти: по характеру психической активности различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память; по характеру целей деятельности – произвольную и непроизвольную память.
Основные процессы и механизмы памяти. В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Запоминание — психическая деятельность, направленная за закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга возникает у человека в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сензитивного развития психических функций. Произвольное запоминание основано на запоминании со специальной установкой. Непроизвольным становится запоминание, когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность. Исследования П.И. Зинченко показали, что непроизвольное запоминание может быть более эффективным, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мыслительной деятельности.
Запоминание может протекать с различной глубиной понимания, но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. Успешность запоминания в значительной степени зависит от смысловых связей между элементами запоминаемого материала. В соответствии с этим обычно различают логическое (смысловое) и механическое запоминание. Логическое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Запоминание текстов предполагает ориентировку во всем материале. Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана и т. п.
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений. Повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения — это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях. Запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, являются более продуктивными.
Важнейшим условием эффективного заучивания является правильное распределение повторений во времени. Установлено, что концентрированное повторение всегда дает значительно меньший эффект, в то время как при распределении повторений во времени запоминание оказывается более продуктивным. Наиболее благоприятные результаты при распределенном повторении получаются тогда, когда перерывы в заучивании не очень длительны. Очень краткие интервалы также неблагоприятны.
Сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала.
Процессом, противоположным сохранению, является забывание. Психологические исследования показывают, что в ближайшее время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем. Установлено также, что бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обусловлено угасанием временных нервных связей, утративших свое значение и потому неподкрепляемых. Забывается, прежде всего, то, что перестает быть для личности существенным, важным, необходимым.
По материалу, сохраняемому памятью, выделяют: когнитивную память, эмоциональную и личностную.
Когнитивная память — это процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, а затем постепенно превращаются в опыт, убеждения человека
Эмоциональная память — это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое — непременное условие развития способности к сочувствию и состраданию.
Личностная память — это сохранение в сознании образа самого себя. Она обеспечивает преемственность целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов.
По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образную память подразделяют: зрительную, слуховую, двигательную.
Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление образовавшихся в мозгу связей. Оно может протекать преднамеренно и непреднамеренно.
Формы воспроизведения: узнавание, воспоминание, припоминание, реминисценция.
Узнавание — проявление памяти как воспроизведения образа при повторном восприятии объекта.
Воспоминание — проявление памяти, осуществляемое в отсутствие восприятия объекта.
Припоминание — активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных задач.
Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого.
Все виды воспроизведения, кроме узнавания, осуществляются, как правило, в отсутствие непосредственных раздражителей, на основе оживления старых связей. Узнавание происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, активизирующих старые связи.
Индивидуальные различия в памяти. Типы памяти. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения.
Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов. С одной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности — зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т. п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.
Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.
Скорость и объем запоминания, длительность сохранения, точность — природные свойства памяти, но память как психическое явление — не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания.
Профессионализация памяти, овладение мнемотехническими приемами, упражнения в запоминании и сохранении материала, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние деятельности на развитие памяти.
Задания для самостоятельной работы
1. Развитие памяти в разные периоды жизни. Составить план-конспект, используя материал источника: Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов - СПб: Питер, 2014. С. 277-281.
Контрольные вопросы по теме
1. Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.
2. Какие теории памяти вы знаете?
3. Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
4. Дайте характеристику основным видам памяти.
5. Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
6. Расскажите об исследованиях процессов запоминания в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова.
7. Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.
8. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
9. Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процесса забывания вы знаете?
10. В чем проявляются индивидуальные различия в памяти?
Рекомендуемая литература
1. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2014.
2. Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. / Под ред. М. Фаликман и В. Спиридонова. М., 2011.
3. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб: Питер, 2010.
4. Нуркова, В.В.Память: Общая психология: в 7 томах: учебник / ред. Б.С. Братусь. – Том 3. – 2-е изд. – Москва: Академия, 2008.
5. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. 3-е издание, переработанное и дополненное. М., 2002.
6. Солсо, Р. Когнитивная психология. – 6 изд. - СПб: Питер, 2011.