Общение как межличностный процесс
Общение — это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности.
Социально-ориентированное (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление)
Личностно-ориентированное (деловое или личное взаимоотношение)
Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.
Цель общения - средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.
Процесс общения (коммуникации).
1) акт общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся.
2) действие (общение) (говорить, жестикулировать, слушать).
3) канал связи (визуально-вербальному, слухо-словесный, двигально-осязательной).
Структура общения. Включает три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивну.
Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Вербальные средства общения. Речь— это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя.
В речевой деятельности специалиста можно выделить речь устную и письменную, внутреннюю и внешнюю, диалогическую и монологическую, обыденную и профессиональную, подготовленную и неподготовленную.
Устная речь делится, в свою очередь, на диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь имеет место в беседе. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в речи. Выражение лица, глаз, интонация, жесты, паузы, ударения — все это позволяет понимать друг друга с полуслова.
Монологическая речь — выступление одного человека (лекция, доклад). Здесь непосредственный контакт слабее. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, точных описаний, определений, умелого оперирования сравнением и т.д.
Проявление и использование устной речи (главным образом диалогической) в повседневном общении получило название речи общения.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела позы, осанку, поклоны, походку.
2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
Обратная связь в общении — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.
Умение слушать - это составная и не менее важная, чем говорение, часть общения.
Лекция 8. Психическая регуляция деятельности человека.
Эмоции, чувства и воля
План:
1. Эмоции и чувства человека.
2. Характеристика волевых процессов.
3. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Литература:
1. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2009.
2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 2007.
3. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2008.
4. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006.