Мифологичность мышления как форма психологической защиты
Совместно с Н.Н. Колотиловой нами было осуществлено исследование, в котором изучались связи степени представленности в мировоззрении человека мифологической составляющей, выявленная с помощью разработанного нами опросника со степенью выраженности различных защитных механизмов. Для выявления механизмов психологической защиты личности мы использовали опросник диагностики механизмов защиты «Индекс жизненного стиля» (LSI), предложенный Р. Плутчиком, Г. Келлерманом и Х.Р. Контом в 1979 году. Исследование проводилось на мужской и женской выборках.
Интерпретация результатов факторного анализа полученных корреляционных матриц позволила выявить следующие закономерности.
1. Между мифологичностью мышления и рационализацией существует связь в форме прямой зависимости. Оба эти явления предполагают объяснение неприятных событий, мыслей, чувств, преобразование информации о них в выгодном для себя свете. В случае рационализации это аргументация иррационального поведения, мыслей, желаний с целью снижения тревоги, т.е. опора на разум, теоретическое мышление. В случае мифологичности мышления это объяснение с опорой на веру во что-то — в Бога, приметы, судьбу и т.д., т.е. интуитивное истолкование ситуации. Причем эта связь подтвердилась для мужской выборки, вероятно, по той причине, что мужчины более рациональны, нежели эмоциональны, и в качестве защиты они будут использовать любое объяснение неприятностей, с которыми сталкиваются в жизни.
2. Между мифологичностью мышления и регрессией существует связь в форме прямой зависимости. Регрессия – возвращение в стрессовых ситуациях к более ранним детским формам реагирования. Люди показывают себя беспомощными, плачут, чтобы кто-то решил их проблемы, либо уходят в фантазии, надеясь, что трудная ситуация разрешится как в сказке, либо прибегают к курению или онанизму. Пиаже выявил сходство между мифологическим мышлением и эгоцентризмом, аутистичностью ребенка. Он стремится соединять реальное и желаемое: не осознавая всех ограничений, которые накладывают внешние обстоятельства, ребенок пытается подчинить окружающий мир своим желаниям. Подобное отдаление от реальности, а соответственно и детские способы реагирования характерны для взрослых с выраженным мифологическим мышлением. Как мы и предполагали данная зависимость оказалась больше выражена у женщин, чем у мужчин, потому что у женщин в целом более выраженная мифологичность мышления и они чаще прибегают к механизму регрессии. Женщины более полагаются на эмоциональную составляющую событий, нежели мужчины.
У мужчин также выявилась прямая зависимость между мифологичностью мышления и компенсацией. Объяснить подобную связь мы сможем в ходе дальнейшей интерпретации.
Мы также постарались выявить особенности и качественное своеобразие мифологического мышления у женщин и мужчин.
Особенности мифологического мышления у женщин:
Подчинение каким-то внешним обстоятельствам, потому что они оказывают очень сильное и необъяснимое влияние на человека (это вера в заклинания, в Бога, в чудо, суеверность, свои ритуалы в поведении, приносящие успех);
Душа существует и она бессмертна («внутренний» голос, вера в загробную жизнь);
Невозможно изменить свою жизнь и себя самого, т.к. все в мире предопределено и закладывается с рождения (интерес к гороскопам, вера в судьбу, в предсказания, вера в то, что все в мире не случайно);
Опора на эмоциональную и интуитивную составляющую при принятии решений (некритичность к себе и другим, полагание на интуицию, вера в «знак», который может все изменить);
Вера в особую силу, которая следит за жизнью человека и помогает ему, когда он в этом нуждается – некий родительский контроль (неприятности как наказание, вера в чудо, во «внутренний» голос, в «знак»).
Особенности мифологического мышления у мужчин:
Необходимо соблюдать определенные правила и следовать ритуалам, чтобы избежать неприятностей (соблюдение церковного поста, заслуженность болезни (наказания), суеверность);
Душа существует и она бессмертна (вера в судьбу, интуицию, загробную жизнь);
Любое объяснение каких-либо явлений имеет право на существование, потому что может оказаться правильным. Даже, если нет очевидной причины чего-либо, ее можно придумать (некритичность к себе и другим, нет ничего необъяснимого);
Все закономерности в мире определяет высшая сила или Бог (вера в Бога или в сверхъестественное существо, которое управляет миром, все в мире не случайно).
Женщины делают акцент на пассивности человека и предопределенности всего, что происходит в мире, вере в активную силу, которая управляет человеком, необходимости принятия интуитивных решений, которые скорее всего подсказывает душа.
Мужчины полагают, что все в мире можно объяснить существованием высшей силы и души, человек свободен в принятии решений, но, если он нарушит определенные правила и закономерности, налагаемые высшей силой, его ожидают неприятности.
Был сделан качественный анализ взаимосвязи мифологичности мышления и отдельных механизмов психологической защиты у всех испытуемых и отдельно у женщин и мужчин.
По всей выборке:
Между мифологичностью мышления и гиперкомпенсацией существует связь в форме прямой зависимости. Гиперкомпенсация предполагает осознание своих недостатков и борьбу с ними с опорой на моральные нормы и социально-приемлемые способы поведения. Человек ставит перед собой ряд запретов, но подобная борьба требует больших психологических усилий, поэтому часть негативных переживаний вытесняется из сферы сознания. Т.е. данные механизмы могут действовать совместно.
Мифологичность мышления выполняет сходную защитную функцию. Она помогает человеку смириться с теми недостатками или неприятными ситуациями, которые невозможно исправить и из них нельзя уйти. В этом случае человек говорит себе: «Бог создал меня таким, какой я есть. Судьбу не обманешь: если у меня такие недостатки, значит, так должно быть». Таким образом, человек придумывает себе реальность, в которой ему комфортно жить. Подобная установка, в свою очередь, может способствовать вытеснению: с течением времени человек забывает о некоторых своих негативных переживаниях.
По женской выборке:
В состав симптомокомплекса входит ряд взаимосвязанных явлений – вытеснение, регрессия, проекция, мифологичность мышления. Нам нужно обосновать признак, по которому они объединены в один фактор.
Вытеснение имеет отрицательный факторный вес, т.е. женщины чаще используют перенос своих переживаний вовне (за счет регрессии и проекции), нежели попытку не допустить их в сферу сознания.
Возможно, ввиду своей эмоциональности и впечатлительности, женщины в большей степени подвержены воздействию психотравмирующих ситуаций. Они стараются справиться с ними, направляя свои реакции вовне.
При проекции женщины склонны винить окружающих в своих неудачах, ошибках, промахах. Упрек, сочувствие или даже нейтральное указание на неуспех являются психотравмирующими факторами для них. Поэтому в этом случае им «безопаснее» списать собственный промах на неудачное стечение обстоятельств или на других людей. Использование проекции позволяет справиться с недовольством собой и принять себя, т. е. ее можно рассматривать как средство самооправдания. При обосновании нашей гипотезы о связи проекции и мифологичности мышления мы пытались выделить общее между ними. Проекция – это бессознательный перенос неприемлемых собственных мыслей, чувств, желаний и стремлений на других людей, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Мифологичность мышления также «стремится» переложить ответственность за неприятности в жизни человека на внешние силы: Бога, судьбу, проклятия. Человек при этом абсолютно безвольное существо, полностью подчиненное влиянию внешних сил.
Из литературных данных известно, что регрессия больше в женской выборке по сравнению с мужской. Формирование «регрессии» связывают с «переполнением» либидо. Этот процесс, в свою очередь, связан с тем, что либидо не способно противостоять деструктивным импульсам, вызванным фрустрацией. Отсюда можно предположить, что женщины больше подвержены влиянию стрессогенных факторов. Возвращение к ранним, примитивным формам поведения проявляется, как правило, в тот момент, когда человек не выдерживает напряжения, которого от него требуют более сложные формы поведения, поэтому это может привести к нервно — психическому напряжению, которое на поведенческом уровне может проявляться в виде плача, ухода в болезнь, фантазировании и т. д. Таким образом, данный механизм позволяет защититься от требований реальности.
Гипотеза о связи регрессии и мифологичности мышления подтвердилась. Как было сказано выше, Пиаже выявил сходство между мифологическим мышлением и эгоцентризмом, аутистичностью ребенка. Он стремится соединять реальное и желаемое: не осознавая всех ограничений, которые накладывают внешние обстоятельства, ребенок пытается подчинить окружающий мир своим желаниям. Подобное отдаление от реальности, а соответственно и детские способы реагирования характерны для взрослых с выраженным мифологическим мышлением.
Используя данные механизмы защиты, женщины являются не активными деятелями, они лишь защищают себя. Это подтверждается такими особенностями мифологического мышления у женщин, как пассивность ее позиции и вера в сверхъестественную силу, которой нужно подчиняться. Подобный способ поведения подкрепляется социальной установкой к женщине, как обязанной подчиняться мужу, неизменной хозяйке дома, верной и постоянной. Женщина прислушивается к внутреннему голосу, как проявлению сверхъестественной силы. Поэтому она склонна принимать решения интуитивно, опираясь не на разум, а на чувства.
Защита женщин в целом напоминает поведение ребенка: пассивность, подчинение высшей силе (родителям), интуитивное принятие решений (доминирование эмоций), перекладывание ответственности на других (эгоцентризм), детские способы реагирования в трудной ситуации: плач, уход в фантазии и т.д.
По мужской выборке: В состав симптомокомплекса входят 4 явления: отрицание, компенсация, рационализация, мифологичность мышления.
Отрицание, компенсация, рационализация указывают на то, что мужчины отрицают фрустрирующие и вызывающие тревогу обстоятельства, склонны к отвержению, неприятию собственных эмоционально неприемлемых мыслей и предотвращению их, предпочитая «умственный», лишенный эмоциональности, способ преодоления конфликтной ситуации без ее анализа и переживания или снижают значимость для себя и для других причин, вызвавших конфликт. Компенсация свидетельствует об их попытках найти и исправить свои недостатки, за счет достижения высоких результатов в какой – либо сфере деятельности.
Важное влияние на выбор мужчинами данных МПЗ оказывают социо-культурные особенности. Культура формирует образ мужчины в виде сильного, мужественного, ловкого и накладывает запрет на проявление любых «слабостей», поведение под влиянием эмоций (механизмыотрицания, рационализации). В наше время особенно поощряется активность, инициативность и предприимчивость, поэтому большинство мужчин стремятся как-то реализовать себя (механизм компенсации).
Таким образом, можно заключить, что для мужчин свойственна трансформация неприемлемой информации и желаний в социально одобряемую форму.
Особенности мифологического мышления у мужчин также предполагают рассмотрение человека, как активного деятеля, способного принимать самостоятельные решения, ограниченного в своих возможностях лишь властью высшей силы. При этом наблюдается склонность давать объяснения происходящему, что, несомненно, связано с механизмом рационализации. В случае рационализации это аргументация иррационального поведения, мыслей, желаний с целью снижения тревоги, т.е. опора на разум, теоретическое мышление. В случае мифологичности мышления это объяснение с опорой на веру во что-то — в Бога, приметы, судьбу и т.д., т.е. интуитивное истолкование ситуации.
Таким образом, в ходе работы были подтверждены 2 гипотезы:
1. Между мифологическим мышлением и рационализацией существует связь в форме прямой зависимости: чем выше выраженность мифологического мышления, тем чаще человек старается аргументировать неприятные переживания или события с целью снижения тревожности (у испытуемых мужчин).
2. Между мифологическим мышлением и регрессией существует связь в форме прямой зависимости: чем выше выраженность мифологического мышления, тем чаще человек привлекает ранние детские способы реагирования на неприятные события (у испытуемых женщин).
В результате факторного анализа мы выделили несколько симптомокомплексов, состоящих из защитных механизмов, тесно связанных с мифологичностью, вошедших с ней в один фактор (перечислены в порядке убывания факторных весов):
По всем испытуемым | У испытуемых — женщин | У испытуемых — мужчин |
вытеснение, гиперкомпенсация, мифологичность мышления; отрицание, компенсация, рационализация, мифологичность мышления | вытеснение, регрессия, проекция, мифологичность мышления | отрицание, компенсация, рационализация, мифологичность мышления |
Половые различия в используемых защитах обусловлены, по нашему мнению, социально-культурными ожиданиями от женщин: они должны быть подчиняемыми, постоянными, эмоциональными, и от мужчин: они должны быть активными, предприимчивыми, целеустремленными. Качественное своеобразие мифологического мышления у мужчин и женщин подтверждает данное предположение:
Женщины делают акцент на пассивности человека и предопределенности всего, что происходит в мире, вере в активную силу, которая управляет человеком, необходимости принятия интуитивных решений, которые скорее всего подсказывает душа.
Мужчины полагают, что все в мире можно объяснить существованием высшей силы и души, человек свободен в принятии решений, но, если он нарушит определенные правила и закономерности, налагаемые этой силой, его ожидают неприятности.
Таким образом, феномен мифологического мышления может рассматриваться, как разновидность психологической защиты, и выполняет сходную с ней функцию — сделать жизнь человека более удобной и защитить его психику от негативного влияния.